Российский алкогольный рынок стремительно убегает «в тень». Как показала налоговая статистика, в апреле сборы акцизов на крепкие алкогольные напитки сократились на 5%, а в мае — на 6,3%. И это при том, что с 1 января с.г. ставка акциза выросла на 30%! Но ведь наши соотечественники пить меньше не стали…
Эксперты подтверждают: не более трети алкогольного рынка в России сегодня занимает официальная продукция, более половины россиян перешли на регулярное употребление суррогатов и фальсификатов. Тенденция, утверждают эксперты, благодаря драконовским ставкам акцизов будет лишь ухудшаться.
Выход из этой ситуации есть, однако он требует от государства радикального пересмотра своей политики в сфере производства и торговли крепкими алкогольными напитками. Только вот наше государство вряд ли на них решится.
Для справки: акциз на крепкий алкоголь за последние пять лет вырос на 138%, с 210 рублей в 2010 году до 500 рублей в 2014 году. Минимальная розничная цена на полулитровую бутылку водки за это время поднялась с 89 до 199 рублей.
— Причина безудержного роста акцизов на крепкий алкоголь кроется в оптимизме, который внушил чиновникам резкий рост поступлений от продаж пива. С 2010 до 2014 года акцизы на пиво выросли втрое. Если в 2009 году акцизов на пиво было собрано 30 миллионов, то в 2013 году — 86 миллиардов рублей, — отмечает директор аналитического центра ЦИФРРА (Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя) Вадим Дробиз.
— Однако с пивом рост тарифа привел к росту общего сбора из-за того, что там изначально была очень низкая планка акциза. Что касается крепкого алкоголя, то на него с 2000 по 2009 годы ставка акцизов росла в соответствии с темпами инфляции, но при этом роста общего сбора не было. То есть ставки росли, реальное производство тоже не сокращалось, а сборы не увеличивались!
«СП»: — Значит, рынок плавно дрейфовал «в тень»?
— Это так. С 2012 года трижды акцизы на крепкий алкоголь в среднем повышались более чем на 30% в год. При этом сборы с легальной продажи падали процентов на 10 в год. Это означает, что примерно 20% рынка у нас за два года ушло в тень дополнительно к и без того обширной доле неофициальной торговли крепким алкоголем.
В 2013 году сборы от продажи крепких алкогольных напитков в стране составили около 130 миллиардов рублей. С 1 января этого года акцизы выросли в среднем на 25%. И я думаю, что по итогам года еще процентов 20 рынка уйдет в тень.
И нет никаких перспектив по кардинальному изменению этой ситуации. Нелегальная торговля крепким спиртным есть во всех даже самых цивилизованных и зарегулированных странах. Но в наиболее благополучных в этом отношении государствах, — например, Италии и США — доля теневого сектора не превышает 15−20%. Но для нас это несбыточная задача — снизить долю нелегальной торговли до 20%!
«СП»: — Участники рынка говорят, что необходимо существенное снижение акцизов, но даже оно не поможет вывести из тени алкогольный рынок…
— Для того чтобы производители и продавцы активно стремились в официальный сектор, надо, чтобы со всеми надбавками полулитровая бутылка водки стоила не более 110 рублей. Сегодня официально продаваемая водка не может стоить менее 245 рублей за бутылку. И на такое резкое снижение акцизов и цен наше государство никогда не пойдет!
Поэтому мы имеем сегодня на рынке такую нездоровую ситуацию, когда только 35% крепкого алкоголя в России продается легально. Остальные 65% приходятся на торговлю суррогатами с рук и неофициальную торговлю «неучтенкой» в рознице. Если говорить о потребителях, то половина покупающих спиртные напитки людей приобретает их только в теневом секторе, а другая половина стремится иметь дело преимущественно с официальным товаром. К сожалению, уже сейчас понятно, что по итогам этого года доля официальной торговли будет сокращаться.
Кроме того, власти следует более тщательно состыковывать свою политику и размеры акцизов с нашими партнерами по Единому экономическому пространству, поскольку в условиях прямой конкуренции с очень дешевой водкой из Казахстана наши производители будут вынуждены работать неофициально, чтобы не потерять рынок.
Без радикальных мер со стороны государства никаких изменений к лучшему мы не увидим, но наше правительство, похоже, к кардинальным новшествам само не готово.
— Я считаю, власти перестарались с повышением акцизов при сохранении различных льгот вроде медицинской настойки боярышника, либо псевдопарфюмерной продукции вроде лосьона «Огуречный» и другой «питьевой» продукции. Дело в том, что эти льготы позволяют держать цены на эти товары в 4−5 раз дешевле, чем на официальную водку. Сравните: акциз на один литр спирта для изготовления водки составляет 500 рублей, а для выпуска парфюмерной и медицинской продукции тот же спирт облагается акцизом в 45 рублей за литр. Чтобы люди не заменяли водку «парфюмерией», эти льготы надо устранять, — объясняет президент Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин.
— Есть и другой момент. Официально объемы выпуска ликероводочной продукции в этом году снизились в России на 15%. Это связано с тем, что до апреля распродавались сделанные в декабре прошлого года складские запасы, сделанные производителями в преддверии повышения акцизов на 30% с 1 января этого года. Распродажа на протяжении целого квартала крепкого алкоголя со старыми акцизными марками приостановила выпуск новой продукции. При этом ежемесячно, начиная с марта месяца, регистрировалось общее снижение сборов от продажи акцизных марок на 5−6%.
«СП»: — Тем не менее, очевидно, что рынок быстро становится «теневым». Как остановить этот процесс?
— Минфин уже заложил в планы замораживание роста тарифов на 2015 год, и в перспективе готовит такие предложения на 2016−2017 годы. Но, конечно, эта мера не даст никакого эффекта. Даже заметное снижение акцизов не выведет из неофициального сектора уже ушедшие туда объемы. Можно вести речь лишь о приостановке дальнейшего дрейфа. Но при этом будет заметное снижение общего сбора от продажи акцизов, так что правительство на этот вариант вряд ли пойдет.
Если государство хочет существенным образом переломить негативные тенденции на рынке, на мой взгляд, оно должно применить одну из двух радикальных мер, а еще лучше, обе сразу.
Первое новшество состоит в изменении системы налогообложения производителей крепкого алкоголя: надо отменить акцизы, но при этом вменить налог на производственные мощности предприятия. Таким образом, отсечется всякая возможность производить и продавать «неучтенку».
Второе нововведение — это установление в России госмонополии на розничные продажи крепкого алкоголя по той модели, что существует в Швеции и Финляндии с жестким установлением часов и пунктов продажи спиртного. Без подобных радикальных мер у нас в стране ничего не изменится.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев.