Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о том, что цены на продовольствие не испытывают резких колебаний в связи с введенными Россией санкциями против европейских поставщиков. Однако к чему тогда Минсельхоз разработал специальный план по административному ограничению роста цен? Почему за считанные дни на горячую линию Общественной палаты поступило более сотни жалоб на подорожание, а статистики говорят, что цены на мясо на Дальнем Востоке выросли более чем на 60%?
Как сообщили в пресс-службе Общественной палаты, в основном покупатели жалуются на существенный рост цен на курятину и другие виды мяса (30% сообщений). В различных торговых точках стоимость мясной продукции выросла на 30−100 рублей за килограмм. Четверть обратившихся сообщили о подорожании молока на 15−22 рубля за литр, сыра — на 55−200 рублей. 20% жалоб затрагивают тему подорожания красной рыбы — на 130−200 рублей за кило. Зарегистрированы и сообщения о росте цен на фрукты (на 60−100 рублей) и овощей (на 20 рублей). Общественная палата уже направила запросы в Федеральную антимонопольную службу и Генпрокуратуру с просьбой оперативно организовать проверку по данным фактам и принять меры.
По свидетельствам граждан, цены выросли преимущественно в сетевых магазинах. Наверно, не случайно, что именно сетевые магазины выступили в первых рядах против введения административного запрета на рост цен на продовольствие. В минувшую пятницу министр сельского хозяйства России Николай Федоров сообщил на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым о том, что подготовлен проект постановления правительства, разрешающий регионам заключать с производителями сельхозпродукции и торговыми сетями соглашения об ограничении размера торговой наценки. Как уверял министр, это предложение полностью соответствует интересам крупных ритейлеров, позволяя им выдавливать с рынка завышающие цены мелкие магазины.
Поддержали предложение и эксперты, утверждающие, что контроль над 20% продовольственного рынка позволит крупным торговым сетям эффективно диктовать ценовую политику. Надо лишь распространить эту политику на поставщиков сельхозпродукции. Те, правда, в рамках предварительных переговоров заявили, что если власти хотят требовать от них удержания стабильных цен, то должны гарантировать фиксированные тарифы на сырье и энергоресурсы, а также плату за землю.
Министр сельского хозяйства даже уверил главу правительства, что этот проект уже согласован с заинтересованными ведомствами, в частности, с Минэкономразвития и Минпромторгом. Однако буквально на следующий день представители Федеральной антимонопольной службы на комиссии по продовольственным рынкам под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича заявили, что их ведомство не одобрило проект Минсельхоза, сославшись на негативную практику административных запретов прошлых лет.
В частности, трехсторонние соглашения между региональными властями, поставщиками и ритейлерами уже заключались в 2007 и 2010 годах. В начале осени 2007 года торговые сети согласились до конца года устанавливать наценку не более 10% на социально значимые товары после скачка цен на молочные изделия, мясо и яйца на 25% и более. Этот мораторий вводился в преддверии президентских выборов в марте 2008 года. После отпуска цен, розничная торговля в погоне за возмещением упущенной прибыли взвинтила цены на десятки процентов. Аналогичная история произошла после рекордной засухи летом 2010 года.
Сегодня розничные сети кивают на то, что поставщики рыбной продукции уже начинают задирать цены. Так, на внеочередном заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по рыбному хозяйству и аквакультуре в минувший четверг компания X5 Retail Group сообщила, что стоимость лососевых пород в оптовой торговле уже подорожала в августе на 10−12%, а в сентябре-октябре может подорожать еще на 20%.
По данным Минсельхоза, объемы запрещенного импорта рыбы составляли 13,3% потребления России (457,2 тыс. т). Норвежские форель и семгу уже заменяет продукция из Чили и с Фарерских островов. Последние и, правда, взвинтили цены на 60% для российских компаний — с 6,25 до 10 долл. за килограмм лососевых пород. Однако ритейлеры указывают, что дорожает и несанкционная рыба: филе пикши и мойва — на 22%, китайское филе тилапии — на 27%, вьетнамский пангасиус — на 10%. Красная икра может подорожать на 25%.
Отчасти эта дороговизна объясняется дефицитом, связанным со снижением вылова лососевых российскими компаниями в этом году на 35%, о чем сообщило Приморское управление Росрыболовства. Да и уже добытые объемы были нами отправлены за рубеж по ранее заключенным контрактам во избежание крупных выплат по неустойкам. И этим, возможно, объясняется то, что, по данным Минсельхоза, наибольшее подорожание уже произошло в рыбопромысловых регионах: в Мурманской области (на 22,7%) и Камчатском крае (на 20%). Центр страны еще живет по старым ценам от прежних поставок.
Но если в случае с рыбой цены взлетают на реальном дефиците и ажиотаже, то в остальных двух крупных товарных группах — мясных и молочных изделиях — подорожание носит исключительно спекулятивный характер. Спекуляции могли бы быть пресечены как раз мерами регулирования. Однако пока населению приходится удовлетворяться высказываниями вице-премьера Аркадия Дворковича о том, что цены скоро сами пойдут вниз и заверениями премьер-министра о том, что они и не повышались заметно. Тем не менее, Минсельхоз официально утверждает, что говядина подорожала на 40,5% в Калининградской области, на 23,5% - в Северной Осетии, почти на 16% - на Алтае, на 12% - в Московской области.
При этом зарубежные поставщики до недавнего времени занимали 20% нашего рынка свинины, столько же в молочных изделиях, и только 10% - в торговле курятиной.
В РСПП отметили, что мясо курицы дорожало в основном потому, что на него, как это показывал и опыт 2009 года, в первую очередь переключаются потребители, для которых рыба стала слишком дорогим источником белка. Однако отечественные производители курятины готовы завалить рынок при наличии должного спроса, а производственный цикл при получении заказов не превышает месяца. Так что уже в середине сентября повысившийся спрос на птицу также может быть полностью удовлетворен. Например, с 2008 по 2012 год, по данным Минсельхоза, птицеводство выросло в России на 83%.
В Мясном союзе России указывают на то, что в первую очередь есть основания ждать роста цен на колбасные изделия, которые и выделывались в основном из мороженого мяса импортного производства. На деле все чаще видно, что дорожает на прилавках охлажденное отечественное мясо и это очень странно, ведь в самом Мясном союзе указывают, что многие регионы России резко нарастили его производство: Курганская область — сразу на 48%, Челябинская — на 23%, и таких примеров еще много.
Однако при этом, обратили внимание «СП» в Институте конъюнктуры аграрного рынка, до половины импорта продовольствия приходится на Белоруссию, так что и этот сегмент фактически защищен от воздействия санкций, введенных против сельхозпродукции из США, ЕС, Норвегии, Канады и Австралии. О резком увеличении поставок мяса на российский рынок уже сообщили Казахстан и крупнейшая на планете по производству свинины госкомпания из Китая. Также еще 2 месяца были назад заключены государственные договоренности о больших поставках говядины из Аргентины, свинины из Бразилии и Чили. На минувшей неделе о желании поставлять мясо в Россию сообщил и президент ЮАР.
Так что дефицит мяса, если и есть, то он носит локальный и кратковременный характер. Между тем, представитель одного из крупнейших ритейлеров России, пожелавший остаться неизвестным, сообщил «СП», что розничные сети выступают против ограничения этого фактически спекулятивного роста цен. Собеседник ссылался на то, что неподконтрольные маленькие магазинчики все равно будут резко взвинчивать цены, задавая тон на рынке. А, кроме того, чтобы повысить прибыль до желаемого уровня, сами крупные сети будут вынуждены повышать цены на те группы товаров, на которые нет административного запрета по росту цен. Но, может, это и неплохо, если дешевизну товаров первой необходимости будут частично оплачивать потребители роскоши?
Кроме того, представитель ритейлера, ссылаясь на прошлый опыт, говорил о том, что сетевые магазины по окончании ценового моратория будут вынуждены повышать цены. Однако помнится, что после бешеного скачка весной 2008 года цены сами собой опустились вниз — просто платежеспособный спрос не был готов к предложенным ценовым уровням, и это заставило спекулянтов переписывать ценники до «съедобных» размеров.
Особенно хорошо это было видно на примере молочных изделий, напоминает старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка по молочному рынку Виктория Берлай:
— Реального дефицита на рынке сырого молока или молочных изделий и сегодня нет. С начала года в России было произведено и закуплено в ближнем зарубежье намного больше молока, чем за аналогичный период прошлого года. В этом году собственное производство в России выше среднего уровня, особенно в центре и на юге страны. Так что фактически можно было бы говорить о переизбытке предложения. Но что мы видим на самом деле? Часть этого избытка высушивается крупными комбинатами на резерв в виде сухого молока или же замороженного сливочного масла.
А вот все доступные объемы и молока, и изделий из него пытается выкупить розница, в первую очередь, это, конечно, крупные сети. Их цель — не допустить общего снижения цен, и, кроме того, установление контроля над ценовым уровнем благодаря получению в свое распоряжение всех доступных излишков и резервов.
Поэтому не будет преувеличением сказать, что ценники в рознице отражают сегодня лишь диктат со стороны владельцев магазинов, и это относится к подавляющему большинству всех вообще товарных групп. Но никак не дефицит продовольствия тому виной. Во всяком случае, в масштабах страны. Дефицит либо имеет локальный характер, либо на уровне отрасли затрагивает лишь рыбу лососевых пород и то только в новых поставках. Все остальное спекуляции.
Если вернуться к молоку, то из-за избытка предложения, цены должны были пойти вниз еще в апреле этого года. И они начали сползать, хотя торговля стремится всеми силами держать прежние уровни. Кроме расширения предложения свою роль в этом, — возможно, даже решающую, — играет ограничение со стороны потребительского спроса.
«СП»: — То есть вы не видите никакого негатива от санкций для отечественного рынка продуктов питания?
— В общем-то, нет. Пока собственное производство находится на уровне 16−17 млн. тонн сырого молока в год, при этом за последний год импортировали мы порядка 5 миллионов тонн, поскольку общее потребление пока оценивается на уровне 22 млн. тонн ежегодно. Российские оптовики уже заключили хорошие контракты с производителями из Аргентины, Уругвая, Чили и других стран. Поэтому уже можно точно говорить, что на нашем рынке не возникнет никакого дефицита! Более 40% от импорта традиционно покрывает Белоруссия. Она никуда не исчезнет как поставщик. Остается в неопределенном состоянии такой крупный производитель как Новая Зеландия, поставки из которой только приостановлены по инициативе российской стороны, но в случае реального дефицита могут быть быстро возобновлены.
При этом у отечественных производителей уже есть проекты, позволяющие нарастить собственное производство до 30 млн. тонн — была бы только возможность продать столько! Правда, для разворачивания таких объемов потребуется не один год, может быть, лет 5. На полное самообеспечение мы можем выйти за пару лет.
Мы получим очищение рынка от дутых спекулятивных компаний, которые фактически занимаются перефасовкой импортного сырья, называя себя при этом отечественными производителями. Таких предприятий не так уж и мало.
Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин.