
Как указывает главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман, биржа выполняет несколько основных функций на валютном рынке.
«В частности, это соединение между собой продавцов и покупателей валют; организация расчетов по их сделкам; установление обменного курса как ориентира для Центробанка, банков, финансовых и торговых операций между контрагентами», — поясняет он, комментируя заявление главы наблюдательного совета Московской биржи Сергея Швецова.
Ранее, выступая на IX Международном банковском форуме, Сергей Швецов сообщил, что Московская биржа может отказаться от торговли долларом. «Гипотетически я не исключаю, если торговые отношения с Россией будут не долларовые, я не исключаю, что он будет не интересен ни регулятору, ни бирже и бизнес может быть продан», — сказал он, отметив, что пока у российской экономики есть потребность в конверсии доллар-рубль, однако «есть затухающая тенденция».
Как уточнил собеседник «Свободной прессы», доллар очень широко используется и как платежное средство для внешнеэкономических трансакций, и как определенный индикатор процессов в экономике, и даже в бытовых вопросах: «Потому купля-продажа американской валюты за рубли необходима. Без нее многие процессы были бы крайне осложнены. Например, реализация на экспорт нефти, газа, металлов, зерна и иных товаров. Могут возникнуть проблемы с импортом оборудования, продовольствия и потребительской продукции. Все это, в основном, осуществляется именно через доллары. Поэтому пока есть данные процессы, биржа будет поддерживать свои указанные функции».
Другое дело, что постепенно значимость именно доллара снижается, как и иных валют «недружественных стран», указывает экономист: «В гипотетическом случае, если она сведется практически на „нет“ в практике внешнеэкономических операций, Мосбиржа не исключает отказа от организации сделок по конвертации долларов и рублей. Правда, как полагаю, это может произойти в каком-то неопределенном будущем, лишь тогда, когда данные процессы практически перестанут быть значимыми для экономики. Если так, то и важность конвертации доллара резко снизится. Он уже не станет существенным для экономических процессов, и теоретически мало станет отражаться на хозяйственной жизни».
Впрочем, как обращает внимание главный аналитик TeleTrade, даже в таком случае функция обмена и установления курса в стране не исчезнет.
«Мосбиржа говорит лишь о возможности продажи соответствующего бизнеса. В таком случае ее место займут другие игроки. Это может быть, например, иная биржа или банковский пул, проводящий данные операции. То есть, катастрофические последствия от этого при данных условиях не наступят», — убежден Марк Гойхман.