Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Эксперт объяснил, почему российские банки нарушают законы

981
Эксперт объяснил, почему российские банки нарушают законы
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Председатель коллегии адвокатов города Москвы «Адвокатъ» Андрей Мисаров признает, что отследить все нарушения российским бизнесом закона «О рекламе» Федеральной экспертной служба (ФАС) довольно сложно.

«Впрочем, явные нарушения влекут обращения граждан, на которые ФАС обязан реагировать, и их-то он точно не пропустит», — отмечает он, комментируя решение антимонопольного ведомства.

Ранее ФАС России решила оштрафовать Сбербанк на 600 тысяч рублей за нарушение закона «О рекламе». Поводом стало «введение потребителей в заблуждение». «В рекламе кредита Сбербанка крупным шрифтом указывалась и озвучивалась информация о процентной ставке по кредиту от 4,9%. Однако, данные об иных условиях, влияющих на стоимость займа и возможность его получения, <…> размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом в течение короткого времени», — пояснили в ведомстве.

Весь подвох в том, что ставка 4,9 процента распространялась банком лишь на первый месяц пользования займом, после которого все оставшиеся месяцы должен был начисляться процент, который даже выше среднерыночного, уточняет Андрей Мисаров: «В лучших традициях рекламы 2000-х годов банк умышленно упустил фразу „только первый месяц“. Кроме того, банками, частенько, не озвучиваются страховые платежи, которые заемщик должен будет понести, чтобы выполнить условия получения комфортной ставки кредита. В этом также есть лукавство. Как видится, людей возмутило такую рекламу позволил себе банк, владельцем контрольного пакета которого — более 59 процентов акций — является Центробанк».

Собеседник «Свободной прессы» убежден, что компании, обладающие значительной репутацией на рынке, должны с большей ответственностью относиться к рекламе: «Однако, судя по всему, многие полагают, что положительный эффект подобной рекламы превысит отрицательный».

Опираясь на собственный опыт сопровождения судебных дел, адвокат обращает внимание, что ФАС весьма оперативно реагирует на нарушения закона, привлекая компании к ответственности.

«Штрафы в административных отношениях выполняют определенные функции, в том числе воспитательную. В ряде ситуаций размер штрафа предупреждает нарушителя о его заведомо неправомерных действиях, как, допустим, при нарушении участниками правил дорожного движения. Для такой компании как Сбербанк, штраф в 600 тысяч рублей, как в данном случае, вряд ли будет иметь воспитательный эффект. Однако и бесследно не пройдет: имиджу банка подобное событие совершенно точно не пойдет на пользу. Очень надеюсь, что сам факт отрицательной оценки регулирующим органом, заставит Сбербанк изменить свое поведение, не допуская подобного впредь», — резюмирует Андрей Мисаров.

Новости дня
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Фоторепортаж дня