Срок действия европейских антироссийских санкций может истечь 31 января. Причиной тому, вероятно, станет венгерский премьер Виктор Орбан, пишет Bloomberg.
Источники агентства подчеркнули, что плана «Б» для продления рестрикций у блока пока нет. При этом Орбан не только регулярно пытается блокировать продление ограничений, но и получил серьезную поддержку своего друга Дональда Трампа, который стал президентом США.
Заслуженный экономист РФ, проректор РАНХиГС Андрей Марголин в беседе со «Свободной Прессой» напомнил, что венгерский премьер в этом вопросе, как минимум, не одинок. К нему вполне может присоединиться словацкий коллега Роберт Фицо, а в недалеком будущем и еще несколько государств.
«Многое, конечно, будет зависеть от того, какие решения до 31 января будет принимать Трамп. Думаю, что именно он выступит в качестве режиссера, оказывающего, по сути, решающее влияние на принятие этих решений», — указал собеседник издания.
На вопрос «СП», а нужно ли России снятие всех санкций, Марголин ответил: пока нет однозначного ответа на вопрос о том, а сработала ли полученная нами «инъекция мудрости», которая позволит предотвратить восстановление былой зависимости от импорта, например, оборудования, прежде всего, высокотехнологичного.
«Хотелось бы иметь больше уверенности в том, что уроки истории выучены полностью. Но ряд индикаторов, пусть и косвенных, свидетельствуют о том, что нам есть над чем работать. Сейчас, например, активно обсуждается покупка питерским „Зенитом“ бразильца Луиса Энрике стоимостью более 30 миллионов долларов. Здесь вопрос о подготовке своих футболистов отходит на второй план и остается надеяться, что аналогичные решения не будут приниматься в критически важных сферах экономики», — отметил экономист.
Он предложил взглянуть на российскую авиационную промышленность, и что может произойти в случае отмены санкций. Если страна будет продолжать инвестировать в развитие собственного авиапрома и отмену санкций использовать для того, чтобы заменять изнашивающиеся детали — это позитивная логика.
«Кажется. что, в целом, это безальтернативно, поскольку крупнейшая страна мира по занимаемой площади не может быть без собственной средне- и дальнемагистральной авиации. Но если вдруг найдутся люди, которые посчитают: давайте-ка мы сейчас опять на Airbus и Boeing пересядем — негативные последствия не заставят себя ждать», — пояснил Марголин.
По словам аналитика, даже если снятие санкций начнется, то сразу все не отменят. Их против России введено уже несколько десятков тысяч. Позиции инициаторов продолжения санкционного давления на РФ еще очень сильны. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы построить экономику, независимую от того, снимут ограничения или нет.
Марголин добавил: на самом деле, это проблема осознания того, что именно суверенитет является стратегическим приоритетом для нашего развития. И речь идет о суверенитете не только технологическом, но и финансовом, культурном, и информационном и так далее — «во всех его проявлениях».