
КНР в марте остановила покупки сжиженного природного газа у США, следует из анализа РИА Новости данных китайской таможни. Выпадающие объемы СПГ Пекин компенсировал за счет увеличения закупок у соседей по региону. Среди крупнейших поставщиков экспорт нарастила Индонезия — в 1,7 раза месяц к месяцу, до 330,7 миллиона долларов, Австралия — на 18%, до 778,4 миллиона долларов, возобновился импорт из Брунея — на 51 миллион долларов.
Эксперт финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью «Свободной Прессе» отметил, что американский рынок СПГ ушел в другие страны Азии, а поставщики с этих рынков перешли в Китай. В целом, ничего кардинальным образом не меняется.
«По поводу России. У нас всего два крупнотоннажных СПГ-завода. Во-первых, — Сахалинский. Там еще до строительства были подписаны долгосрочные договоры на поставку газа. Преимущественно с японскими и корейскими компаниями, и поставка идет по долгосрочным контрактам в Японию и Южную Корею. То, что остается после, то Китай, в общем-то, и скупает. Во-вторых, — „Ямал СПГ“. Тут уже у КНР есть фактически 30%, ее компании в акционерах, и также подписан долгосрочный контракт на 3 миллиона тонн СПГ. Он не выполнялся, по-моему, только в 2022 году, потому что сам Китай вместо того, чтобы физически отвезти себе газ, получал его в собственность, то есть китайская компания-акционер, и продавал самостоятельно на европейском рынке, поскольку это было значительно выгоднее», — пояснил собеседник издания.
Юшков указал и на ряд ограничений «Ямала СПГ». Первое — дойти от него сразу в Азию по восточной части Севморпути можно в период примерно с июня по конец октября. В остальное время — нет. Когда цены плюс-минус одинаковые в Европе и Азии, с «Ямала СПГ» выгоднее отгружать именно Европу.
Второе — сам завод работает с превышением проектной мощности. А танкеров к нему построили только 15 штук арктического класса, когда проектная мощность была 16,5 миллионов тонн. В прошлом году предприятие выработало чуть больше 20 миллионов. И получается, что выработка больше, чем газовозов арктического класса, поэтому нужно как можно быстрее отгрузиться и вернуться за новой партией.
«Важно отметить, что России, как государству, пока все равно, сколько мы СПГ именно мы отгружаем, потому что СПГ не облагается экспортной пошлиной по условиям соглашений… Поэтому здесь не надо драматизировать, что кто-то вместо нас приходит в тот же Китай. Для нас занять долю на рынке — не самоцель. Целью является как можно более эффективно для коммерческой компании-эксплуатанта и для государства монетизировать эти запасы. Любой ценой гнать СПГ в КНР особого смысла нет. С этой точки зрения больше выгоды для России, может быть, наоборот — пускай у них там будет какой-то хотя бы дефицит. Ведь тогда нам проще будет предлагать газ по „Силе Сибири-2“. Сказать: не хотите мучиться — вот вам „Сила Сибири-2“, берите, давайте подпишем коммерческий контракт на много десятилетий, и будет у вас надежный источник газа», — подчеркнул эксперт.
Кроме этого, трубопроводный экспорт российского газа, кроме стран ЕАЭС, облагается экспортной пошлиной. Это 30% от рыночной стоимости, и бюджет будет зарабатывать. Поэтому в идеале построить наконец «Силу Сибири-2», конечно, на приемлемых для всех условиях, заключил Юшков.
Ранее страны Европейского союза решили пока отказаться от идеи полного запрета на импорт сжиженного природного газа из России.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы»