Минздрав РФ будет ранжировать лечебные учреждения. Чиновники представили первое исследование на тему оценки качества и доступности медицинской помощи в поликлиниках страны. В ведомстве верят, что результаты этой работы окажут серьезное влияние на систему организации амбулаторной медицинской помощи и будут способствовать повышению комфорта и качества лечения в целом.
Представители министерства здравоохранения признают, что сегодня пациенты недовольны поликлиниками по месту жительства, поскольку часто сталкиваются с грубостью врачей, их некомпетентностью и дискомфортными условиями оказания самой медицинской помощи. Напрягает же Минздрав то обстоятельство, что свои негативные впечатления россияне переносят на всю систему здравоохранения. Что, заметим, вполне логично.
Вместе с тем есть немало лечебных учреждений, тех же поликлиник, где медицинскую помощь оказывают своевременно, заболевания выявляют на ранних стадиях, однако, информация об этом за пределы медицинской организации не распространяется. Введение профессиональной системы оценки работы медиков позволит выявить лидеров, после чего, как полагают в Минздраве РФ, остальные поликлиники захотят подтянуться до их уровня.
По данным Минздрава России, на 1 января в России действовало 16461 медицинских организаций первичного звена. На первом этапе рейтингом охватят 12 процентов государственных поликлиник.
Советник министра Игорь Ланской не сомневается в том, что ранжирование поликлиник будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи населению. А вот депутат Государственной думы Ольга Алимова, по ее признанию, в благие намерения чиновников верит с трудом:
— Дело в том, что, когда мы пытались достучаться до Минздрава РФ по поводу того, что нельзя убирать первичную помощь на селе, нам рассказывали, что теперь упор будут делать на высокотехнологичную помощь населению в крупных городах. Но чиновники забывали, что до этой помощи нужно еще доехать. Я очень скептически отношусь к тому, когда под звуки фанфар говорят, что нужно сокращать койкоместа, поскольку люди стали здоровее и перестали лечиться. А теперь они собираются ранжировать поликлиники, то есть создавать внешнее впечатление, что улучшается медицинское обслуживание. И это на фоне увеличивающейся смертности. На самом деле будут сокращать поликлиники. То есть станут наращивать мощности одной поликлиники за счет слияния нескольких лечебных учреждений. Но при этом люди будут продолжать умирать, кляня нашу медицину.
СП: — В Минздраве считают, что, не получив необходимой помощи в поликлинике, свое негативное мнение больной переносит на состояние всего здравоохранения. Но неужели плохое мнение формируется у нашего человека после того, как ему нахамили в поликлинике?
— Ну не только. Нужно записаться на прием к врачу, а электронной записи как не было, так и нет. Узких специалистов мало, особенно на селе, они туда просто не едут. Из-за огромной писанины больных принимают как на конвейере, доктор осматривает пациента, не отрывая глаз от медкарточки, куда что-то постоянно записывает. Приходится сидеть в очередях, чтобы посетить необходимых специалистов. И потом, какие бы рапорты сегодня ни звучали, зарплата врача по-прежнему очень маленькая. Чтобы заработать 20−25 тысяч, он должен работать на двух-трех работах. Поэтому человек в белом халате всегда раздражен.
СП: — Что же, по-вашему, нужно сделать, чтобы российский пациент стал лучше относиться к отечественному здравоохранению?
— Нужно убрать медицинское образование за деньги. Нужно чтобы зарплата у врача была достойной. Не должно быть корпоративной этики: если есть медицинская ошибка, то ее нужно признавать, а не скрывать. Нужны ГОСТы и собственные российские лекарства, которые лечат. Ну и потом вот эта система ФОМС заточена под то, чтобы врач оказывал больше платных услуг, хотя в Конституции записано, что медицина у нас бесплатная. В погоне за прибылью забывают о человеке. Это как в образовании. Главное — портфолио набить.
Председатель Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» Раиса Лукутцова полагает, что у Минздрава РФ всё получится:
— Чтобы повысить качество медицинских услуг, нужно вводить какие-то новшества. Рейтинг поликлиник станет большим плюсом, потому что те лечебные учреждения, которые окажутся в хвосте списка, станут тянуться за лидерами. Думаю, это хорошая идея. А вопрос о взаимосвязи впечатлений больного от похода в поликлинику и его отношения к отечественной медицине в целом, скорее, философский.
СП: — Получается, что взаимосвязи нет?
— Если больной человек получает негатив от хамского отношения или от недобросовестности персонала, то, конечно, он недоволен. Но возьмем небольшой провинциальный город. Ведь, согласитесь, население этого городка прекрасно знает, в какую поликлинику и к какому врачу можно идти, а куда не стоит. Есть объективные оценки, но есть и субъективные, которые, впрочем, тоже характеризуют то или иное лечебное учреждение. Но уже то, что Минздрав считает, что реформы необходимо проводить, это правильно.
СП: — А что еще нужно сделать, чтобы россияне полюбили отечественную медицину?
— Вопрос глобальный, но отвечу я на него очень просто. Нужно довести медицинскую помощь до качественного уровня, чтобы пациенты были довольны. А вот тут расшифровываем. Чтобы пациенты были довольны, нужна хорошая материально-техническая база. Должны быть подготовленные кадры. Лекарственные препараты должны быть доступны населению. Должна соблюдаться врачебная этика. И все, что предполагает клятва Гиппократа…