
Сегодня, в эпоху заката мирового господства антибиотиков многие врачи все чаще вспоминают о мудрости древних, призывавших лечить не просто болезнь, а самого больного. О лекарствах не менее эффективных и при этом — более натуральных и щадящих. Звучат призывы к союзу различных систем врачевания — вместо насмешек и взаимных упреков. Надежда на перемены и новое качество в отношении нашего с вами здоровья вновь всколыхнула всеобщий интерес к лечению натуральными средствами, и в первую очередь — к гомеопатии…
Впрочем, гомеопатия никогда надолго и не уходила из зоны пристального внимания всех — и врачей, и пациентов. Возникшая в Германии 18 века, когда больных было принято лечить кровопусканиями и ядовитыми снадобьями на основе свинца и ртути, она совершила революцию прежде всего благодаря отцу-основателю Самуилу Ганеману, создавшему систему лечения малыми дозами веществ, которые в больших дозах как раз и вызывают состояние болезни в организме.
Самуил Ганеман сформулировал главный постулат нового направления: «Подобное лечится подобным». Его мысль почти буквально повторил в 1887 году знаменитый российский врач — гомеопат Лев Евгеньевич Бразоль: «Бесконечно малые причины влекут за собой бесконечно великие последствия, и, таким образом, человеческий организм, да и все в природе, есть не что иное, как гомеопатическая лаборатория»…
Кстати говоря, до революции в России гомеопатия считалась модным и весьма элитным лечением, доступным лишь сливкам общества, капли и шарики размером с мелкую горошину стали непременной частью дворянской жизни, описанной еще в романах Тургенева и Толстого. Там особенно любили все необычное, с привкусом тайны и даже мистики. Однако заступничество знатных пациентов оказалось совсем не лишним — часто оно помогало выживать, развиваться и держать удар в конкуренции с официальной медициной, которая уже в 19 веке объявила гомеопатии беспощадную войну. Хотя, конечно, никакое заступничество не помогло бы, не имей «другая медицина» что предъявить своим оппонентам — кроме серьезной школы, научных работ и многолетних исследований, это в первую очередь — сотни тысяч излеченных людей, выбравших врача и лечение для себя и своих близких не по «распоряжению свыше», а чаще всего по личной рекомендации тех, кому такое лечение уже помогло.
Сегодня, спустя 200 с небольшим лет после опубликования первых трудов Ганемана, Международная лига гомеопатов, существующая с 1925 года, объединяет уже почти 70 стран мира. Только в Европе 10 стран официально включили гомеопатию в свою систему здравоохранения. По статистике около 30 процентов европейцев используют гомеопатические препараты. В 7 странах это лечение покрывается за счет страхования. А в нашей стране гомеопатия недавно отметила своеобразный юбилей — в ноябре 1995 года специальным приказом Минздрава России она вновь стала официально признанным методом. И хотя по сей день она не включена в систему обязательного медицинского страхования — количество специализированных аптек, интернет-магазинов и форумов, где люди советуют друг другу проверенных специалистов (хотя имена самых лучших по-прежнему принято передавать из рук в руки) — все говорит о том, что гомеопатия не только жива и прекрасно себя чувствует, но и готова к новому витку в своем развитии.
Сегодня в Европе сторонники так называемой клинической гомеопатии успешно сотрудничают с официальной медициной, дополняя ее в тех случаях, когда аналогичных результатов можно добиться более щадящими для организма методами. Врачи, сочетающие в своей практике оба подхода, часто используют гомеопатию, например, в качестве профилактики обострений хронических заболеваний, или для лечения некоторых острых состояний, таких как ОРВИ, ларингит
Однако, наметившееся сотрудничество вовсе не сделало споры и дискуссии между сторонниками официальных и альтернативных методов врачевания менее бурными. Возможно, они стали менее ожесточенными, но своей остроты не утратили. Скорее наоборот! Прокомментировать спорные вопросы и некоторые, наиболее часто предъявляемые к гомеопатии претензии, мы попросили двух известных представителей этого направления: Светлану Талашову, фармаколога, кандидата фармацевтических наук и Ивана Энева, педиатра, сооснователя и преподавателя Европейской Школы клинической гомеопатии.
«СП»: — Гомеопатия и аллопатия. В чем принципиальное отличие двух подходов к лечению? В каких случаях сотрудничество гомеопатов и аллопатов дают лучшие результаты?
Светлана Талашова :
— Основное отличие гомеопатии от аллопатии в том, что гомеопатия лечит человека, а аллопатия болезнь. То есть в первом случае первичен человек и болезнь воспринимается как нарушение гомеостаза (равновесия, состояния здоровья) всего организма в целом, в то время как аллопатия концентрируется вокруг болезни, причин её вызывающих и купировании симптомов проявления. Тем не менее, и тот и другой подход направлены на излечивание и глубинных противоречий в этих двух подходах не заложено. Не следует противопоставлять друг другу эти два метода. Их можно сочетать, нужно научиться использовать в каждом конкретном случае именно тот, который оптимален. В этом и заключается искусство врачевания.
Иван Энев:
— Я бы говорил о трех фармакологических подходах к болезням, а не о двух. Так их определил Ганеман, создатель гомеопатии. Первый подход — это «антипатия» — лечение «противостоящими» лекарствами. Самый типичный пример — это употребление опиевых анальгетиков при боли, не поддающейся лечению обычными обезболивающими средствами, например в случаях онкологических заболеваний. Этот подход очень быстро дает результаты, но результаты кратки — пока только в организме больного сохраняется достаточно высокая концентрация лекарства. В основном так действуют большинство лекарств в конвенциональной (общепринятой —Авт.) фармакологии. Типично то, что они классифицируются как «анти-что-то», или «противо-чего-то» — антигипертензивные, антиспазматические, противовоспалительные
Второй подход — это «гомеопатический» подход. Он учит организм больного «вылечиваться» путем применения фармакологической субстанций, которые стимулируют реакцию организма, приводящую к выздоровлению. Пример такого «гомеопатического» подхода в широкой медицинской практике — вакцинации, или некоторые современные средства, используемые для лечения аллергии — так называемое «лечение аллергенами». Гомеопатические лекарства тоже входят в арсенал этого подхода.
И наконец, Ганеман говорит про «аллопатию» — это лечение фармакологическими средствами, которые НЕ имеют отношения к болезни пациента. Пример такого лечения это применение антибактериальных средств при лечении вирусных заболевании (например, гриппа, ангины, др.). Каждый образованный человек знает, что это абсолютно ненужное лечение, потому что антибиотики не имеют никакого отношения к вирусным заболеваниям.
Другой пример аллопатического применения лекарств — это применение бета-блокаторов для лечения ускоренного пульса у пациентов, страдающих тревожными расстройствами. К сожалению, имеется множество таких примеров в практике терапевтов и педиатров. Это, на самом деле, неправильное лечение.
Вот почему мы предпочитаем говорить не о гомеопатии и аллопатии, а о гомеопатическом лечении строго гомеопатическими лекарствами и о «конвенциональном» лечении, которое включает в себя как антипатические лекарства, так и гомеопатический фармакологический подход к патологическим процессам.
Применение гомеопатических лекарств изменяется в зависимости от развития медицины в целом. Например, раньше гомеопатией лечили язвенную болезнь до установления основного возбудителя — бактерии H. pylori. Ведь, тогда язвенную болезнь и конвенциональная медицина лечила операцией желудка, а это гораздо опаснее, чем применения гомеопатических лекарств. Сейчас язвенную болезнь лечат более безопасным способом — лекарственным, но иногда болезнь рецидивирует по несколько раз у некоторых больных. И вот они нередко обращаются к гомеопатам, чтобы снизить частоту рецидивов: врач-гомеопат разбирается, почему данный конкретный пациент предрасположен болеть именно таким образом, и ищет способы ему помочь. В этом случае гомеопатию и общепринятые лекарства можно комбинировать.
Сегодня гомеопатия особенно широко используется у детей или у групп пациентов, которым многие лекарства противопоказаны - так как при употреблении гомеопатических лекарств аллергические и другие нежелательные лекарственные реакции сведены к минимуму.
«СП»: — Известно, что отношение к гомеопатии в разных странах порой диаметрально противоположно. Если, скажем, во Франции и Швейцарии ей оказывается поддержка на государственном уровне, то в Англии время от времени звучат призывы занести гомеопатию в черные списки. С чем по-вашему это связано?
Светлана Талашова:
— Да, действительно, во Франции, Германии гомеопатия популярна: в каких-то случаях её назначают врачи, в каких-то — препараты продаются без рецептов, и люди их используют самостоятельно. В Швейцарии утвержден законопроект (он действует с 2014 года — и до 2017-го), согласно которому расходы на гомеопатические препараты компенсируются страховыми компаниями). В Англии периодически раздаются призывы сократить расходы на гомеопатию, тем не менее именно в этой стране гомеопатия находится на особом положении — под покровительством британской короны. Королевская семья больше полувека использует эти препараты (начиная с сына королевы Виктории и заканчивая семьей Елизаветы II и принца Чарльза). Я думаю, большую роль играет политика, которая сегодня определяет многие области жизни: не только медицину, но и спорт и даже моду. А, кроме того — экономика и различные экономические интересы.
Иван Энев:
— На самом деле, развитие гомеопатии во Франции и в Англии обусловлено историческими процессами в начале XIX века. Во Франции гомеопатия нашла поддержку в католической религии сразу после Французской революции, потому что «витализм» Ганемана отражал католическую идею о божественном начале жизни. Также гомеопатия нашла поддержку в утопических социалистических идеях Сен-Симона. Поэтому во Франции гомеопатия получила довольно широкое распространение, а позже и государственную поддержку — ведь множество избирателей хотели лечиться гомеопатией. В Англии гомеопатия вошла через «парадный вход». Первым английским гомеопатом был Фредерик Фостер Куин (1799−1878) — незаконно рожденный сын сэра Валентина Ричарда Куина — аристократа, очень близкого к английскому королю. Фредерик Куин потом лечил гомеопатией всех европейских монархов. Он считал, что гомеопатия — это элитарный метод лечения, который должен быть доступен только избранным. Гораздо позже, в начале XX-ого века гомеопатией в Англии начали заниматься люди порой вообще без какого-либо медицинского образования. И конечно, некоторые из них допускали грубейшие медицинские диагностические ошибки, т.е. лечили гомеопатией такие болезни, которые нельзя вылечить гомеопатическими лекарствами, а необходимо применять хирургические или другие методы лечения. Действительно, в Англии и сегодня периодически разгораются скандалы связанные с гомеопатией — в том числе и по этой причине. В то же время, гомеопатия продолжает применяться в высших кругах английского общества. Недавно, кстати, принц Чарльз высказался в поддержку гомеопатии в ветеринарной медицине, после чего последовала острая реакция некоторых представителей конвенциональной медицины.
Во Франции, а так же в Болгарии, Чехии, Румынии, Венгрии, Швейцарии, Италии и Испании гомеопатия практикуется только врачами. Хочу подчеркнуть, что мы говорим именно о клинической гомеопатии. Сначала врач-гомеопат ставит диагноз, потом принимает решение каким образом лечить больного — какими лекарствами (обычными и/или гомеопатическими), хирургическими методами, физиотерапией, психотерапией,
«СП»: — Как бы вы оценили отношение к гомеопатии в России?
Светлана Талашова:
— На официальном уровне это скорее спокойное, нейтральное отношение. На уровне пациентов мы видим рост заинтересованности, потому что они часто не получают эффект от привычной терапии или эффект сопровождается серьезными побочными реакциями. Или в принципе нет возможности использовать химиотерапевтические средства. Самая жесткая критика, на мой взгляд, объясняется конкуренцией или незнанием настоящей гомеопатии.
«СП»: — Главный упрек противников гомеопатии — в слабой доказательной базе, не соответствии критериям доказательной медицины. Какие контраргументы мы могли бы привести?
Светлана Талашова:
— Действительно это предмет основных нападок на гомеопатию. И дело здесь в том, что традиционные методы оценки эффективности аллопатических препаратов не подходят к оценке работы гомеопатических средств (они другие, и минимальные концентрации действующих веществ обуславливают эту разницу). Но именно так подходят к вопросу фармакологи, пытаясь известными и утвержденными протоколами анализировать гомеопатию. Малые концентрации требуют принципиально других методов анализа. И в этой связи уже накоплено много научной информации.
Это и закон Арндта-Шульца о двух фазах действия лекарственного вещества, которые определяются дозой; это было подтверждено и закреплено таким понятием как гормезис.
Уже немало известно о таком явлении как «аллостерическая регуляция» — когда одна молекула, связавшись с белком изменяет его структуру и он начинает работать как фермент. Или «молекулярное узнавание» — при котором одна молекула, запущенная в наш организм, находит себе пару. Происходит это очень быстро и эффект гарантирован — потому что в микромире, например, с 1 молекулой в секунду происходит 1 в 13 степени каких то событий… Если в результате эффективно 1 соударение из миллиона, то все равно реакция идет очень быстро, этого абсолютно достаточно.
Работы нобелевского лауреата Люка Монтенье показывают нам, что растворы плазмы крови пациентов, зараженных ВИЧ в высоких разведениях, все равно дает электромагнитные сигналы, присущие РНК вируса иммунодефицита человека Этот список можно продолжать и продолжать. Проблема в том, что это исследования физиков, так как именно они занимаются ситуациями, когда материя переходит в сигнал или поле, а не фармакологи.
Поэтому когда найдется тот специалист, который переложит информацию с языка физиков на язык фармакологов (кстати, объявлена премия в 1 млн долларов за эту работу) мы получим ответы на интересующие нас вопросы и сможем применить к оценке эффективности гомеопатических препаратов специфические методы.
«СП»: — Верно ли, что один из главных козырей гомеопатии — индивидуальный подход к лечению каждого пациента. Подбор различных компонентов и препаратов под конкретное состояние. В то же время гомеопатия становится все более демократичной, препараты выпускаются партиями и продаются в обычных аптеках. Это плохо или хорошо?
Светлана Талашова:
— Да, действительно, индивидуальный подход — козырь «классической» гомеопатии. Происходит это так. Врач-гомеопат (хочу обратить внимание, что таким может считаться только специалист с медицинским образованием и прошедший специализацию по гомеопатии) беседует с пациентом, собирает полный анамнез. При необходимости - направляет на лабораторные анализы. На основании этой информации он определяет средство — это может быть «конституциональное» средство - монопрепарат, который оптимально подходит этому пациенту при его заболевании и действует на причину болезни, а в самых простых случаях — это может быть и «симптоматическое» лекарство. Все зависит от жалобы, с которой к врачу обратился пациент.
Качество самих препаратов за последние десятилетия тоже изменилось — если раньше использовались лекарственные формы, произведенные кустарным способом, то сегодня мы говорим о гомеопатии по стандартам GMP — это, в первую очередь французские или немецкие препараты, отличающиеся высоким качеством и постоянно пополняемой доказательной базой.
Некоторые пациенты считают, что лечение у гомеопата — это «сложно» — нужно найти специалиста, потратить деньги и время на прием. Поэтому и существуют комплексные гомеопатические препараты. В их состав входит несколько гомеопатических субстанций, на каждый симптом заболевания — свой. В результате — они также обеспечивают высокую эффективность препарата, но уже для широкого круга пациентов. Такие лекарства регистрируются в Минздраве и проходят необходимые клинические исследования. Согласитесь, такой подход тоже оправдан.
Иван ЭНЕВ:
— Гомеопатия довольно легко применяется семейными врачами и педиатрами, потому что они знают и видят много раз одного и того же пациента и постепенно узнают все необходимые факты о реактивности его организма, другие его индивидуальные особенности. В этих случаях чтобы выписать гомеопатическое лечение требуется не больше времени, чем выписать жаропонижающее средство, или сироп от кашля. Конечно, если пациент врачу не знаком, ему надо уделить гораздо больше времени. Иногда первая встреча с врачом-гомеопатом продолжается полтора часа. Во время осмотра пациента с хроническим заболеванием гомеопат иногда задает вопросы о характере пациента, его эмоциональном состоянии, но он ни в коем случае не является психоаналитиком! Гомеопатия — это соматопсихический подход к больному, а не психосоматический. Врач-гомеопат интересуется прежде всего телом пациента и лишь отчасти его эмоциями — только тогда, когда эти эмоции поддерживают или обуславливают болезнь больного.
Разумеется, чтобы гомеопатическое лечение было эффективным — больной должен принимать лекарства. Причем, в той дозе и такой частоте, которые указаны врачом-гомеопатом. В принципе гомеопатические лекарства нужно принимать натощак, но это не касается маленьких детей.
«СП»: — Каковы возможности гомеопатии в области мужского здоровья, например? Как часто к вам на прием приходят мужчины?
Светлана Талашова:
— На, самом деле, мужской организм мало в чем отличается от женского. Мужчины также страдают простудами, аллергией, бронхитом, кожными заболеваниями, которые хорошо лечатся гомеопатией. Если считать, что мужчины чаще занимаются травматическими видами спорта, то гомеопатия очень пригодится для быстрого восстановления после травм и перегрузок организма. Во Франции, например, она очень распространена среди спортсменов: ведь использование гомеопатических препаратов при спортивных травмах или обычных заболеваниях позволяет не отклоняться от норм «допинг-контроля» из-за приема лекарств. Кстати, немногие, например, знают, что даже часто используемые средства от насморка содержат псевдоэфедрин, который также является допингом.
Иван Энев:
— Не надо забывать, что прием некоторых современных лекарств — например, антигипертензивных, регулирующих артериальное давление, иногда вызывают нарушение мужской потенции. А метаболический синдром и ожирение — это проявления расстройства регуляции в среднем возрасте, которые поддаются гомеопатическому лечению в комбинации с изменением стиля жизни.
Поэтому, прежде всего, мы рекомендуем мужчинам принимать комплексные гомеопатические препараты для снятие перенапряжения, для восстановления нормального сна. И монодозы, которые уже подберет врач на основе анамнеза мужчины, которые будут способствовать повышение естественного уровня тестостерона (основного мужского гормона), для физиологичного поддержания и продления мужской силы.