Пентагон признал опыты с биоматериалами граждан России
Мэр Москвы Сергей Собянин на своем ежегодном отчете перед депутатами Мосгордумы заявил, что уровень зарплат московских врачей остается недостаточным и должен вырасти в 2017—2018 гг. г. до 120(!) тысяч рублей.
Между тем, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников не так давно озвучил еще одну впечатляющую цифру: он сказал, что зарплаты врачей общей практики в московских поликлиниках уже достигают 110 тысяч рублей, что сопоставимо с зарплатой врача общей практики в странах Западной Европы.
Похоже, московским врачам можно только позавидовать. Однако у меня есть несколько знакомых врачей в столичных поликлиниках, которые зарабатывают максимум 50 тысяч рублей. И по данным Мосгорстата за август 2017 г. средняя зарплата в сфере здравоохранения в Москве составляет 57 тысяч рублей.
Так кому же верить?
— Ничего общего с реальной ситуацией эти грандиозные цифры не имеют, — говорит Семен Гальперин, президент «Лиги защиты врачей». — Просто нашим чиновникам нужно отчитаться о выполнении майских указов президента о повышении зарплат врачей, и потому они рассказывают о великих достижениях. Не знаю, как чиновники эти зарплаты меряют. Может быть, в департаменте здравоохранения посчитали свои средние зарплаты? У рядовых медработников раньше подобные рассказы вызывали и смех, и возмущение, а сейчас даже смеяться перестали.
Пентагон признал опыты с биоматериалами граждан России
По словам эксперта, в Москве, конечно, есть врачи, которые получают 100 тысяч рублей, но это, скорее, исключительная ситуация. Теоретически такую сумму могут заработать и те, кто работает без выходных на несколько ставок. «Вероятно, может получиться 100 тысяч и в том случае, если взять главного врача клиники с зарплатой в полмиллиона рублей и рядового доктора и их усреднить — такая «средняя температура по больнице», — предполагает Гальперин.
«СП»: — А реальные зарплаты врачей в Москве какие?
— Точную цифру вам сейчас никто не озвучит, это коммерческая тайна. Если взять объявления и посмотреть, какие зарплаты указываются в вакансиях, то там может быть и 40, и 100 тысяч рублей, но это только обещания. Сейчас такая система — медики перешли на эффективный контракт, и теперь зарплата полностью зависит от взаимоотношений с начальством: сколько тебе от милости бросят. В каждой клинике есть врачи, которые близки к начальству и получают высокие суммы. А ставка — как была, так и есть. Если взглянуть на контракты врачей, там будет написано 15−20 тысяч. Вот помню, у нас когда-то давно были забастовки шахтеров: они сидели на Крымском мосту и стучали касками. Потому, что у них в договоре тоже была написана очень маленькая сумма, а все остальное — подачки. В медицине теперь все то же самое, и это называется «стимулирующие выплаты». Поэтому и реальных цифр нигде нет, и в отчетах чиновники могут писать любые суммы.
«СП»: — В московских поликлиниках теперь очень много иногородних врачей и иностранцев, а на вызовах — сплошь интерны. Странно, если, как утверждают чиновники — зарплаты хорошие…
— Просто врачи уже не могут справиться с тем объемом работы, который от них требуют. Надо чуть ли не круглосуточно работать, чтобы выполнить эту нагрузку. То, что раньше считалось тремя участками, теперь один. И вот эти 12 минут на прием — Леонид Печатников недавно высказался, что, по его мнению, терапевту достаточно 12 минут для приема одного пациента. Но за это время пациент может разве что раздеться и одеться, на все остальное времени уже не хватит.
В обществе есть запрос на обновление, а не на балаган-шоу с Собчак и Ко, даже если это проект Кремля
И врачи не выдерживают, они убегают. Поэтому в объявлениях сейчас можно увидеть требование: «Русский язык — базовый». На работу принимают врачей из Средней Азии, и из Афганистана, даже из Африки можно встретить. О качестве работы, по-моему, речи уже не идет. Врачам в поликлиниках стало невозможно работать, а пациентам — добиться помощи.
«СП»: — Большая нагрузка — это основная проблема врачей поликлиник?
— Еще одна проблема — логистика, которая не выполняет своей задачи. Электронные сервисы постоянно обрушиваются, невозможно следить за реальной ситуацией. Запись идет с нескольких сторон одновременно, и врач вынужден пересиживать, не может никуда отойти. А пациенты потом возмущаются не начальством, а конкретным врачом: почему нельзя попасть на прием? почему так долго приходится ждать? Виноватыми всегда и во всем остаются врачи.