Вся история взаимоотношений медицинских работников и тех, кто обращается к ним за помощью, полна постоянных взаимных обвинений: врачам кажется, что их недооценивают, недопонимают, невнимательно выслушивают и вообще не всегда обращают внимание на их рекомендации или подчас не соблюдают их. С другой стороны, пациенты порой жалуются на непрофессионализм эскулапов или на то, что врачи некачественно лечат их от всевозможных болячек, а то и вовсе вредят их драгоценному здоровью.
Ну что, казалось бы, можно взять с необразованной пенсионерки, пытающейся получить в районной поликлинике квалифицированную медицинскую помощь. А вот поди ж ты… Но вот образованные врачи сами порой возмущаются своими коллегами, которые делятся своими наблюдениями за «особо отличившимися» пациентами, не умеющими вести себя прилично в медицинских учреждениях. Причем недовольство в соцсетях проявляют зачастую и те, и другие, пытаясь уличить противную сторону во всех упомянутых к случаю грехах, начиная от невнимательности, нечистоплотности, отсутствия личной гигиены, и заканчивая грубым поведением, хамством, предвзятостью, некорректным поведением и недостатком общей культуры.
Конечно же, врачи, понятное дело, в первую очередь, как ревнители чистоты, обращают внимание на то, что не все пациенты обращаются к ним, приходя на прием в надлежащем виде и порядке. И не просто неопрятно одетые, а и вовсе подчас не соблюдающие правила личной гигиены…
«У многих пациентов принятие душа не в чести, — недоумевает, например, Андрей, врач поликлиники. И не только у пациентов — у нас в общественном транспорте некоторые люди отнюдь не при смерти, но явно не в ладу с гигиеной. А уж к врачу с такими ароматами приходят на прием! Ты пришел к врачу, будь любезен быть опрятным и отвечать по существу!
«Ко мне на массаж в клинику в рваных и грязных трусах являлись, с застарелыми пятнами на белье, — вторит коллеге массажист Анна. — До этого работала и в скорой, и в травмопункте. Там пациентам, конечно, не до парфюмов. Но убило, что идут делать массаж грязные и вонючие. Можно утром хотя бы чистое белье надеть?».
Такого же мнения и терапевт Ирина: «Меня очень раздражает вонючий пациент — сетует она. — Просто я вижу их до госпитализации и во время пребывания в стационаре. Есть такой тип людей: пока он дома, ему жена не позволяет плесенью покрыться: ну не пациент, а конфетка! Лег в больницу, нет жены рядом — все, понеслось! Душевую используют только в качестве курилки». И ладно, если бы в больнице не было бы душа, так нет же — это и возмущает. «Не моются, да, к сожалению, хотя в каждой палате душевая комната», — непонимающе изрекает врач стационара Елена.
И ладно бы, если пациент просто не помыт, так некоторые еще и не ухожены.
«Мне по работе нужно, чтобы пациенты были с маникюром и педикюром. Для меня важно состояние кистей и стоп, так как это основное поле работы и диагностики. Пациентов в годах уже не прошу снимать носки, потому как не хочу видеть весь грибной ужас, — возмущается иглотерапевт Фарида. — Больше всего возмущают супружеские пары, где муж приходит с когтями на ногах. Грибки растут не от отсутствия денег, а от отсутствия гигиены».
Однако больше всего, как оказалось, врачей бесят не те, кому больше всего надо, а те, кто, как всегда, больше всех знает — даже больше самих медиков, то есть самые «умные» пациенты.
«Возмущают пациенты, которые знают все заранее, хотя пришли выслушать мнение специалиста, — недоумевает терапевт Виктория. — И когда что-то им объясняешь, чувствуешь, как оно проваливается в пустоту. Как «День радио»: ну, ты же ничего этого не будешь делать! Есть такая группа пациентов: «У меня печень болит, я уже принимал но-шпу, не помогает, назначьте мне УЗИ или МРТ, у меня камень, наверно, у тети моей так было».
Ну, и, конечно, каждый такой пациент считает себя великим специалистом, особенно — своей болезни, особенно, если все уже прочитал про нее в интернете. Вот и шпарит подчас найденными в сети терминами и специальными профессионализмами, надеясь поразить своими «высокими» знаниями самого врача, к которому пришел жаловаться на болезнь.
«Спорят с врачом относительно предложенного лечения, настойчиво пытаются пересказать своими словами прочитанное в Сети — рассказывает уролог Павел.
«Раздражает тупость. Иногда от пациентов приходится выслушивать малый курс по физиологии, — вторит коллеге невролог Алена. — Мол, у меня голова болит, потому что у меня же спазм сосудов и кровь не поступает в мозг. А вот когда мне нужно знать, при каких обстоятельствах возникает боль, пациент «играет в «партизана». «На что жалуетесь?», — «Остеохондроз, сколиоз, удалили желчный пузырь 20 лет назад». — «Боли есть?» — «Нет». — «Головные боли есть?» — «Да». — «В каком месте?» — «Везде». — «Лоб, затылок, виски?» — «Да, именно здесь!» — «Сейчас болит?» — «Да». — «Пальцем показываем, где?». Показывает затылок».
«Больше всего в пациентах раздражает их желание показать, что они боги, а мы — обслуживающий персонал — признается пульмонолог Ульяна. — Все прекрасно знают свои права, в особенности люди в моем отделении (ковидная реанимация). Также раздражает их желание изменить наш регламент, типа „отдайте мне мой телефон, я хочу звонить родным“ (телефоны в нашем отделении строго запрещены). Также раздражают прыгуны из окон».
Но, с другой стороны, самим пациентам тоже есть, что предъявить врачам, которых они по понятным причинам недолюбливают и не всегда при этом стараются следовать их советам. А более того — всегда готовы при желании пожаловаться на своих «мучителей».
«Доверия к чиновникам департамента здравоохранения нет! — пишет, например, в соцсетях пользователь Александр Филиппов. — Одни отписки не более, сколько раз я обращался на горячую линию, никакой помощи, пришлось обратиться в юридическую компанию отдел защиты прав застрахованных лиц». Или вот еще…
«Мне отказали в Экстренной медицинской помощи, в обследовании консультации и направлении в дежурную больницу для оказания медицинской помощи — хирургического вмешательства пишет этот же пользователь. Диагноз УЗИ брюшной полости живота: перетонит, грыжа брюшной полости живота, долисигма, полипоз кишечника. Заместитель главного врача заявила, что снимает с себя ответственность за должностную халатность. Заведующий хирургического отделения в открытой форме при пациентах в коридоре угрожал физической расправой, в нецензурной форме оскорблял честь и достоинство человека. Обратился к руководителю поликлиники с заявлением о нарушении прав человека, в ответ главный врач ответила: в мои должностные полномочия такие вопросы не входят, освободите помещение поликлиники, захлопнув двери».
Такие, как Филиппов, как правило, многословны, не в меру раздражительны, но главное — привязчивы и нередко агрессивны. Правда, всегда находятся медицинские работники, которые умеют принимать правильные решения и так же правильно вести себя с подобными пациентами, привыкшими «качать права».
«Есть пациент, а есть — потребитель медицинских услуг, — считает дерматовенеролог Оксана. — Пациенты нуждаются в помощи. Потребители — в сервисе. Если врач потребителя раздражает — болезни нет, помощь не нужна. Он просто отбирает драгоценное врачебное время, которое мы должны тратить на тех, кто нуждается в помощи. Если вы желаете услуги — это не к врачам». Все дело в том, что такие пациенты просто не всегда умеют себя вести в общественных местах и публичных учреждениях.
«Меня раздражает отсутствие общей культуры общения и ощущение, что им все должны, — недоумевает врач стационара Наталья. — Я называю это „совковый жлобизм“, это даже не зависит от социального статуса пациента». Да, культуре нашим доморощенным пациентам еще учиться и учиться. Но тут главное другое: если уж ты пришел в поликлинику или попал в больницу, будь добр соблюдать правила заведения. Тут ведь они одни — не соваться со своим уставом в чужой монастырь. А если станешь играть по правилам, то здесь тебя и примут, и накормят, и, конечно же, подлечат. А значит, будешь всегда жив-здоров. И дай и вам Бог здоровья!