Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Здоровье / Медицина
24 августа 16:31

Не бойся, я с тобой: как Александра Ежова учит плавать детей и взрослых со страхом воды

Почему решить проблему аквафобии может только тренер с дипломом психолога

875
Не бойся, я с тобой: как Александра Ежова учит плавать детей и взрослых со страхом воды

Страх воды — серьезная социальная проблема, которая затрагивает миллионы людей по всему миру. Одни не решаются записаться в бассейн, другие избегают отдыха на море, третьи не могут научить плавать своих детей, потому что сами испытывают аквафобию.

Такой человек не просто лишён радости плавания, но чувствует себя в опасности всякий раз, когда оказывается рядом с водой. Специалисты, способные решить эту проблему, всегда были в дефиците — для этого нужно иметь дипломы тренера и психолога, обладать практическим опытом и исследовательским бэкграундом.

Александра Ежова — именно такой профессионал. Выпускница ГЦОЛИФК с образованиями психолога-практика и специалиста по психологической коррекции тревожно-фобических расстройств успешно работает со страхом воды и уже помогла побороть аквафобию более 100 детям и взрослым.

Мы пообщались с Александрой Ежовой, чтобы узнать, как ведущие профессионалы, совмещающие экспертность тренера и психолога, решают серьезную социальную проблему и помогают научиться плавать людям, боящимся воды.

В родной стихии

Чтобы успешно работать с аквафобией, недостаточно быть просто хорошим тренером или психологом. Тренер может научить правильно грести, но не справляться с паникой. Психолог способен проработать тревожные установки, но не научит человека контролировать свое тело и дыхание в такой специфической среде, как вода. Комбинация двух компетенций — тренера и психолога — позволяет Александре Ежовой превращать в пловцов детей и взрослых, испытывающих сильнейший страх воды.

В прошлом профессиональная пловчиха, Александра окончила Государственный центральный институт физической культуры (ГЦОЛИФК) как тренер по плаванию, после чего работала в Спортивной школе олимпийского резерва и коммерческом клубе — обучала детей разным техникам плавания, готовила к заплывам на открытой воде триатлонистов, организовывала и судила соревнования.

Однако интереснее всего, признается Александра, ей всегда было работать с самыми сложными и необучаемыми — детьми и взрослыми с тревожностью и страхами, связанными с водой. Большинство преподавателей стремятся поскорее избавиться от таких учеников, но для тренера Ежовой работа с ними — и профессиональный вызов, и предмет исследовательского интереса, и человеческая миссия.

Чтобы глубже понять природу этого состояния и научиться с ним работать, Александра получила дополнительное образование по психологии. В 2023 году она стала обладательницей диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации психолог-практик, а два года спустя добавила к нему еще один — на ведение профессиональной деятельности в сфере комплексной и психологической коррекции тревожно-фобических расстройств.

По наблюдениям Александры, чуть ли не каждый третий ребенок и взрослый в той или иной степени испытывает в воде дискомфорт. У многих первый негативный опыт знакомства с водой приводит к страху, а у самых неудачливых к аквафобии — острой боязни утонуть, которая делает обучение плаванию крайне сложным процессом. Такое состояние невозможно преодолеть без работы с тренером, который одновременно является квалифицированным психологом.

«Чтобы победить боязнь воды, такой человек должен преодолеть и физиологический, и психологический барьеры, — объясняет тренер всю сложность ситуации. — Фобия вызывает мышечное напряжение, ускоренное сердцебиение, поверхностное дыхание, которые не позволяют расслабиться. Физиологический стресс усиливается психологическим дискомфортом от сознания своей неудачи, и возникает замкнутый круг».

У многих учеников Александры за плечами десятилетия избегания бассейнов и морей, они никогда не предпринимали попыток научиться плавать, потому что сам контакт с водой казался им мучительным. Когда работаешь с такими людьми, нужен подход, учитывающий эмоциональное состояние ученика. Работа Александры направлена на то, чтобы преодолеть внутренние механизмы защиты, мешающие человеку довериться водной стихии.

Занятия всегда индивидуальны, построены на доверии и внимании к реакции ученика. Прежде всего Александра обучает правильному дыханию и осознанию того, что тело может держаться на поверхности без напряжения. Момент, когда человек понимает, что вода может быть поддержкой, а не угрозой, можно считать переломным. После этого Александра учит своих подопечных плавать с минимальными нагрузками, закрепляет их психологическую уверенность в себе и лишь затем переходит к полноценным урокам по обучению различным стилям плавания.

На рынке традиционно не хватает специалистов, которые умеют совмещать спортивную подготовку с глубокой психологической работой. Большинство тренеров ограничиваются технической стороной процесса, а психологи, в свою очередь, не владеют методиками обучения плаванию. Александра совмещает в себе оба умения, что делает её практику уникальной.

Доверие к воде через веру в себя

Такая сложная проблема, как аквафобия, требует не только педагогических навыков, но и глубоко нестандартных подходов. Традиционные системы обучения плаванию не учитывают специфики страха и зачастую оказываются бесполезными для тех, кто испытывает в воде панику. Этот вызов подтолкнул Александру Ежову к созданию собственной методики, которая объединяет спортивную подготовку с психологическими практиками.

«Литературы о том, как работать с людьми, испытывающими в воде страх, очень мало, — признается тренер. — Поэтому многие тренеры идут по пути наименьшего сопротивления: если ученик в бассейне впадает в ступор, его просто выводят из воды. В результате человек остаётся один на один со своей фобией».

Проблему преодоления аквафобии Александра Ежова решает с использованием авторской методики на основе формирования самоэффективности личности. Теория самоэффективности, созданная известным психологом Альбертом Бандурой, построена на утверждении, что для достижения успеха человеку необходима вера в свою способность справляться с конкретными задачами. Александра уверена, что для работы с аквафобией такой подход как нельзя более эффективен, ведь чтобы преодолеть страх воды, нужно прежде всего перешагнуть через уверенность в своей неспособности плавать.

Занятия по своей методике Александра Ежова начинает с работы с мыслями и эмоциями подопечного — учит его замечать, что именно вызывает тревогу, и осознавать собственные ощущения. Затем помогает ему сформулировать конкретную цель, которая должна быть достижимой и реалистичной. Следующий шаг — помощь в практическом освоении правильного дыхания, движений и расслабления в воде.

День за днем Александра помогает своим ученикам осознать, что ситуация контролируема — это формирует в мозгу новые ассоциации и меняет восприятие воды: из опасной стихии она превращается в комфортную и дружественную.

Это своего рода процесс психологической реабилитации, в ходе которой благодаря новой безопасной обстановке человек обучается верить в возможность позитивного опыта. Важность психолога, который все это время находится рядом, трудно переоценить: Александра помогает своим подопечным надежно закрепить эти новые ощущения.

На более поздних этапах в методике Александры важную роль играют мини-группы. Совместные занятия помогают участникам видеть прогресс друг друга, делиться эмоциями и поддерживать мотивацию. Коммуникация с людьми, которые испытывают те же сложности, — мощный ресурс: ученик понимает, что он не один и что страх можно преодолеть, поясняет тренер.

Отдельная часть работы, которая очень дорога Александре, — обучение детей, которые боятся воды. Здесь Александра часто использует игровые техники, например, при обучении дыханию предлагает представить себя морским животным или сказочным персонажем. Игра снимает напряжение и помогает ребёнку быстрее привыкнуть к новой среде.

На сегодняшний день Александра помогла более чем 100 своим ученикам разных возрастов обрести уверенность в себе и подружиться с водой. Многие из них тонули более 5−10 раз, а сейчас одинаково уверенно чувствуют себя и в бассейне, и в море. Используя свой тренерский опыт, практику психолога и уникальную авторскую методику, Александра Ежова помогает детям и взрослым не просто учиться плавать, но преодолевать свои страхи и более уверенно чувствовать себя в современном мире, который так часто кажется источником угрозы.

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в отставке

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня