
«СП»: — У нас в гостях Артемий Троицкий — журналист, музыкальный критик.
Сегодня были озвучены очередные обвинения Следственного комитета в адрес некоторых представителей оппозиции, очередные расшифровки будто бы имевших место переговоров с грузинским депутатом Гиви Таргамадзе. Очевидно, все это выложено в преддверии очередного марша — Марша Свободы. Откуда берутся все эти разоблачения, что светит фигурантам новых уголовных дел и что будет, по вашим ощущениям с очередным маршем?
— По поводу новых разоблачений ничего не знаю, услышал только от вас. Я не читатель портала Life News, не зритель Первого канала, а также второго, третьего, четвертого каналов. Иногда смотрю канал Россия-2, поскольку там Формула — 1 бывает. Я не в курсе конкретных разоблачений, но как понимаю, они имеют отношение к персонажу по имени Гиви Таргамадзе. Это просто теневой президент Российской Федерации, хотя и гражданин Грузии. У меня пара версий. Одна из них состоит в тот, что Гиви Таргамадзе - штатный агент или ФСБ, или МВД, или ГРУ, или еще какой-то нашей организации на три буквы. Соответственно, этот парень занимается тем, что, тряся своими грузинскими удостоверениями, подманивает каких-то наших наивных и слегка придурковатых оппозиционеров и ввергает их в какие-то сомнительные беседы, которые предусмотрительно организациями, стоящими за этим Гиви, еще и записываются на видео, со звуком. Работа, конечно, грязная, но эффективная. Версия номер два в том, что этот Гиви — такой Остап Бендер. Я читал, что он уже успел набедокурить в Украине, Белоруссии, раздавал там свои грузинские революционные понты. Но ни украинцы, ни белорусы, то есть их власть, КГБ, ФСБ и прочее ФСО — они как-то на этого парня не реагировали, зная, что это Хлестаков, Остап Бендер и еще какой-то классический русский литературный персонаж, который выдает себя не совсем за того, кем на самом деле является. Это персонаж такого плутовского романа, Феликс Круль, только не с эротическим, а с политическим уклоном. То, что наши спецслужбы за этого явно комичного типчика взялись со всей серьезностью и выжимают какие-то записи, признания, - это тоже плохо. Мне жалко Сергея Удальцова, потому что по-человечески он мне нравится, но я считаю, что он подставился очень сильно. Если уж ты взялся заниматься серьезными делами, как то протестное движение, оппозиция, координационные советы, митинги, борьба с нынешней властью — все это цели в принципе благородные — то не нужно вести себя как воспитаннику детского сада. Вся история с этим грузинским Хлестаковым — это ему в минус.
«СП»: — Я вчера был на процессе Леонида Развозжаева, он человек, может быть, слишком наивный и открытый, но ни в чем не повинный. На этом процессе он распознал в зале суда одного из своих похитителей. Если принять за чистую монету версию Следственного комитета, что были некие разговоры и были получены некие деньги, то является ли это поводом для заточения для особо опасных преступников в крепость, замок Лефортово? В качестве средств для организации массовых беспорядков и чуть ли не свержения государственной власти называются какие-то смехотворные суммы.
— Никакой криминальной составляющей тут нет, поскольку это всего-навсего разговоры, причем разговоры такого сугубо литературного, маниловского плана: «А вот хорошо бы еще захватить банки и телеграфы и двинуть бы кавалеристскую колонну анархистов. Сначала достанем лошадей в Успенском, на конном заводе, потом посадим на них анархистов, чтобы они с шашками по Садовому кольцу…»
«СП»: — Видимо, будет Марш Свободы, мэрия пока еще тянет с договоренностями с организаторами. Вы пойдете на эту акцию?
— Я бы сходил, конечно, на Лубянскую площадь. Место мне нравится — оно такое открытое, все оттуда видно. Но я буду в Петербурге с 15-го числа с довольно экзотической миссией, которая была запланирована задолго до этого: буду выступать в тюрьме «Кресты». Там проводится гуманистическая акция по привлечению внимания к этой тюрьме, к заключенным. Там выступал с песнями Юра Шевчук. 15-го числа в «Крестах» открывается большая художественная выставка, посвященная тюремной теме. Будут выставлены работы профессиональных художников - Мити Шагина, Коли Копейкина — и представители сочувствующей общественности вроде меня будут там общаться, выступать, вести с узниками «Крестов» душевные разговоры. Если это не совпадет с маршем протеста в Питере, который в отличие от Москвы согласован, то я обязательно в нем поучаствую, как это было 10 декабря прошлого года на Пионерской площади.
«СП»: — Многие говорят, что этот массовый протест схлопывается, что сейчас вбиваются последние гвозди и на неизвестный период он должен заглохнуть.
Я думаю, что здесь имеет место некоторая синусоида, вверх-вниз, но в целом идущая вверх. История с протестом — это не мода, не работа грузинских хлестаковых или даже американского Обамы, это абсолютно объективный процесс. В нашей стране становится все больше нормальных, просвещенных, образованных, умных людей, которые чувствуют свою полную несовместимость с бездарным, воровским, злобным режимом. Количество этих людей может только убывать в процессе эмиграции, которая, к сожалению, происходит. Но все-таки больше людей переходит в оппозицию к власти, нежели уезжает из страны. Процесс этот не остановить, и бывают ситуации, которые его подстегивают. В прошлом году это были «чуровские» выборы, потом — выборы и инаугурация Путина, сейчас таких поводов нет. Путин выступает с посланиями, и речи у него такие, что заслушаешься. Надо быть мазохистом, чтобы слушать этого пустобреха. Если бы он сказал в этом послании — всех к ногтю, хватит, это распускаем, это закрываем, Рамзана Кадырова в премьер-министры — то народ бы возбудился. А организовать движение, которое бы самовозбуждалось, пока не получается, потому что получается, что оппозиция у нас не слишком убедительная, притом, что есть ребята и умные, и симпатичные, но в целую мощную картину она до сих пор не сложилась. Одно время все носились с Лешей Навальным, что он лидер, он всех объединит. Явно у Навального на это кишки не хватило. Новых личностей тоже нет. Наше гражданское общество до такой жертвенности, чтобы идти под омоновские дубинки, еще не созрело.
«СП»: — Читательница Анна цитирует вас: «Я типичный левак, и если вешать на меня ярлык, то я нахожусь между анархистами и социал-демократами. Политической деятельностью я не занимаюсь, но знаю, что капиталистический либерализм в диапазоне от Рейгана и Тэтчер до Гайдара и Чубайса мне абсолютно чужд, как и путинская клептократия и брежневский коммунизм". Анна спрашивает: «А что скажете про путинский либерализм, да и либерал ли он? Что общего между Троицким-либералом и неолибералом Путиным? Олигархи?".
— Я не либерал, Путин не либерал. Скажем так, я — социал-демократ, социалист. Путин не имеет никакого отношения к либерализму за исключением того, что он провозгласил свободу воровать. Воруйте сколько хотите, но только не болтайте. В остальном Путин типичный гэбэшник, сталинист
«СП»: — У вас не складывается впечатление, что наша власть вообще безыдейна, ее либеральные или ура-патриотические взгляды носят конъюнктурный характер, а стремление к накопительству, распилу определяет и задачи и цели действующей власти?
— С одной стороны, да. Но с другой стороны и Сталина можно назвать абсолютно безыдейным человеком, потому что вся эта левая риторика, марксизм-ленинизм — для него это был пшик. Всех русских и советских марксистов он расстрелял в 1930-е годы, оставил ребят типа Буденного, Ворошилова и Калинина. У Сталина была идеология абсолютной власти, грубо говоря, идеология Ивана Грозного. Это — тиран, диктатор, властолюбец и живодер. Германия Гитлера переварила, проглотила и выс… ла, и если не считать каких-то отморозков, с фашизмом завязала. Наша страна со сталинизмом не то что не завязала, а тайно или явно лелеет его в качестве своей главной иконы. Это одна из главных причин того мрака, который у нас в стране царит. Имея реального людоеда в качестве главного исторического героя за последнюю сотню лет, ничего хорошего в стране сделать невозможно.
«СП»: — В России некоторые считают, что та или иная часть населения должна за что-то каяться: коммунисты - за советский период, либералы — за 1990-е годы. Как вы смотрите на либеральный опыт 1990-х годов, в частности, события 1993 года, чеченскую бойню — есть ли здесь в чем покаяться ныне живущим, в отличие от сталинских наркомов, деятелям?
— Думаю, да. Моя совесть в этом плане чиста. Я всегда очень плохо относился к Егору Гайдару и его реформам, вызывал этим всяческие скандалы. Нашим партийным либералам вообще не понятно, как можно быть, условно говоря, против Путина и в то же время против Гайдара. В 1993 году я был около Белого дома, вел репортаж для американской компании CNN. Я тогда написал в Moscow Times, что советская власть вернулась, теперь вместо брежневского будет ельцинский застой. Потом случилась война в Чечне, которая ситуацию усугубила. В 1996 году, во время начала президентской кампании Ельцина, эти ребята стали меня кадрить, чтобы я включился в их агитмероприятия. Я встречался с Таней Дьяченко, Валей Юмашевым и сказал им, что в принципе мог бы это сделать (потому что Ельцин мне нравится чуточку больше, чем Зюганов), но только в том случае, если Ельцин свернет кровавую авантюру в Чечне. Они развели руками, соответственно, я ни в чем участвовать не стал. Ельцин и Гайдар повинны в том, что у большей части российского населения слова «демократия», «свобода», «либеральные ценности», «права человека» вызывают какую-то кисло-вонючую ассоциацию.
«СП»: — Один из слушателей спрашивает, какую роль в вашем становлении сыграл ваш папа, видный советский ученый Кива Майданик, лично знакомый с Кастро и Че Геварой, ваш дедушка, основатель советской адвокатуры. Сказалось ли их влияние на ваше неприятие тогдашнего образа жизни или вы шли в разрез с убеждениями ваших предков?
— Это очень сложный вопрос, я сам побаивался в этот омут заныривать. Если говорить о дедушке Льве Абрамовиче, то его влияние сказалось в том, что он был очень добрым человеком, очень сочувствующим. Он всю жизнь защищал людей, которые пострадали от государства. Это были инвалиды и калеки, которые попали под поезд, под машину, угорели
С отцом я проводил гораздо больше времени. Моя «левая» составляющая идет на сто процентов от отца. Мы с ним были в сложных отношениях, потому что ему категорически не нравился мой образ жизни: я был хиппи, панком, с его точки зрения я прожигал жизнь, моя музыка ему не нравилась, друзья не нравились, подруги тем более. Но что касается идеологии, он мне эффективно втемяшил в голову любовь к левой романтической революционной идее. Че Гевара был и остается для меня человеком номер один в истории человечества.
«СП»: — А что такое эта левая идея? Это кровопускание, партизанские вылазки, отряды, которые передвигаются по болотам, это уравниловка, как многим кажется, или же это милость к падшим, сострадание к обездоленным? В сегодняшней России какой может быть левая идея?
— Сложный вопрос, я не политолог, историк или идеолог. Кровопускание и партизанские отряды — это, скорее, побочный и не всегда желательный эффект левой идеи. Основная идея в том, чтобы мир был устроен справедливо. Чтобы не было сильно бедных и сильно богатых, чтобы не было эксплуатации человека человеком, чтобы не было накручивания потребительских инстинктов. Современная левая идея в качестве интегральной части включает и экологическую идею. Свинство, которое совершается против природы, если следствие человеческой алчности, то есть право-либеральной капиталистической идеи. Современная левая идея — это тезисы антиглобализма с гимном «Imagine» Джона Леннона и лозунгом «Иной мир возможен», которые включают в себя что-то от марксизма, «зеленой доктрины», правозащитного движения.
«СП»: — Немало вопросов по поводу олигархического устройства в нашей стране. Каков вариант будущего нашей страны? Много пишут о Латинской Америке, где часто бывал ваш отец.
— Мой отец умер, точнее, был убит врачами в конце 2006 года, то есть он путинизма уже вкусил. У него был один из любимых тезисов о том, что России надо сравнивать не с Европой и Азией, а с Латинской Америкой, поскольку очень много общего с Мексикой, Аргентиной, Бразилией. В Латинской Америке сейчас все достаточно благополучно: в главных странах у власти демократически избранные и достойно ведущие себя режимы, о чем мы в России можем только мечтать. Насколько мы можем использовать те рецепты, которые были в Латинской Америке, мне сказать трудно. Если даже это и так, но немного печалит то, что в Латинской Америке то, к чему они сейчас пришли, заняло довольно много времени — 20, 30 лет, кровавые хунты, военные перевороты. То есть если у нас все пойдет также, то многие до этого хэппи-энда не доживут. Сейчас происходит сгущение мрака. Никакой перспективы у путинского режима нет — это стремительное вымирание народа, превращение России из большой страны с большими традициями в протекторат большого юго-восточного соседа. Превратив Россию в нефте-банановую республику, Путин кладет ее на блюдечке с голубой каемочкой китайцам, американцам — кому угодно, любому сильному, динамичному, развивающемуся, инновационному государству. Мне обидно за свою страну, я для нее такого будущего не хочу. То, что вся путинская мегабездарщина и клептократия может привести только к такому исходу, для меня абсолютно очевидно.
«СП»: — Перейдем к вопросам о музыке, искусстве, которых поступило немало. Например, как вы относитесь к музыке Егора Летова?
— К его музыке я отношусь в целом равнодушно. Егор Летов как музыкант и автор песен никогда меня особо не возбуждал. Он претендовал на то, чтобы быть идеологом, в этом качестве он очень вторичен. Я всегда видел Летова как панк-позера, который начитался западной прессы, экзистенциальной, анархической, музыкальной литературы. Поскольку у нас никогда рокеров и вообще музыкантов-интеллектуалов практически не было, можно сказать, что помимо Летова музыкантом такого плана был Боря Гребенщиков. Гребенщиков двигался в сторону эзотерики, просветления, буддизма и создал свою паству, а Егор — в сторону экзистенциализма, панк-анархизма. И тот и другой для меня не очень интересны, потому что если вкушать достижения экзистенциализма, лучше читать Сартра, Камю или Славоя Жижека, а не воспринимать это в попсовой адаптированной версии Егора Летова. То же самое и в отношении Гребенщикова: уж если интересоваться дзен-буддизмом, лучше почитать исследовательские труды Тэйтаро Судзуки, чем слушать поп-песенки. Мне в рок-музыке была в большей степени интересна музыка. Если бы мне был интересен, в первую очередь, месседж, я бы никогда не стал слушать Джими Хендрикса, у которого были нулевые косноязычные тексты и при этом гениальная музыка. Если говорить о текстовой стороне дела, мне интересней поэзия, поэтому я обожаю Джима Мориссона, притом что политического, идеологического, социального месседжа у него не было. Короче говоря, личность Егора Летова мне была не интересна. Я позеров не люблю. Поэтому же мне совершенно не интересна и скучна личность Эдуарда Лимонова, потому что он, в первую очередь, позер. Люди, которые очень старательно делают себе памятник при жизни и очень серьезно к себе относятся, обычно мне скучны.
«СП»: — Ольга задает вопрос: «Должен ли исполнитель, автор слов, музыки разбираться в политике, занимать гражданскую позицию? Как вы лично относитесь к аполитичным деятелям искусства?».
— Творческий человек вообще ничего не должен, кроме того, чтобы быть честным по отношению к своей музе и не изменять ей с окрестными девками. Единственный императив — надо быть честным в своем творчестве. Поэтому я лояльно отношусь к творческим людям, которые не пишут песен протеста, социальную прозу
«СП»: — Много вопросов про конкретных исполнителей и русский рок. Я бы еще приплюсовал вопрос про русский рэп, который довольно мощно двигается по стране.
— Сейчас музыка не имеет того значения, которого она имела раньше. Рэп сейчас в каком-то смысле актуальнее и интереснее, чем рок-музыка. Я дружу с Noize MC, Васей Обломовым. Весь нарко-квартальный рэп меня мало трогает. Если бы мне нужно было бы что-то запрещать, быть цензором, из всех тем типа геев и лесбиянок, оскорбления чувств верующих, тема наркотиков мне на самом деле отвратительна. Пропаганда наркотиков хуже любой другой пропаганды.
«СП»: — Артур Тушин спрашивает: «Грядет время отчаянных и дерзких?». Нет ли ощущения, что появляется новое поколение?
— Я бы хотел, чтобы пришли неистовые и дерзкие, потому что настоящих буйных у нас не было много лет. Я связываю это с тем, что Питирим Сорокин назвал отрицательной селекцией. В России люди умные, одухотворенные, смелые методически уничтожались войнами, индустриализацией, коллективизацией, террором, репрессиями
«СП»: — Благодарю вас, Артемий, за этот разговор.
Фото: А. Харламова/ Свободная пресса