Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам, секретарь ЦК КПРФ по международным и экономическим связям Леонид Калашников о тех, кто заинтересован в ликвидации российского автопрома, чем грозит «отверточный» тип производства, о том, как Андерсен рассказывал «сказки-обманки» Путину, метаморфозах международных отношений и ЦРУшниках, работавших у Чубайса.
Василий Колташов: Гость «Открытой студии» — Леонид Калашников, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам, секретарь ЦК КПРФ по международным и экономическим связям.
Леонид Иванович, вы только что вернулись из Тольятти, где остро стоит вопрос о судьбе градообразующего АвтоВАЗа. Что там происходит? Ведь в правительстве говорят об очередном (каким по счету?) антикризисном плане, в который заложены средства и на развитие отечественного автопрома?
Леонид Калашников: К сожалению, с Тольяттинским автозаводом происходит ровно то же самое, что и со всем машиностроением в нашей Российской большой Федерации. В этом смысле Тольятти не исключение, а, скорее, как лакмусовая бумажка отражает все бездействие нашего правительства. Особое значение для нынешнего машиностроения и для так называемого импортозамещения имеет автомобилестроение. Это — локомотив, способный развить всю цепочку экономики страны. На ВАЗе, как было в 90-е годы, идет уничтожение российской промышленности, в том числе и руками иностранных владельцев, которые иногда напрямую, как вот у Чубайса работали ЦРУшники и скупали нашу военную промышленность, иногда через скупку, через наши предприятия, а потом их закрывали. Например, «Химию» так закрывали в Подмосковье, в Воскресенске.
Это делается для того, чтобы ликвидировать, выкинуть с рынка мирового конкурента. Сегодня это происходит в Тольятти. На ВАЗе появился иностранный владелец, почти 75% принадлежит иностранцу под названием «Renault-Nissan». Это крупная корпорация, у которой очень много заводов по всему миру, и, естественно, она проводит свою политику экономической оптимизации для себя. Оптимизация означает превратить Тольятти в отверточный, сборочный цех.
Представьте, на предприятии, где некогда работало 120 тысяч человек, производилось 700−800 тысяч автомобилей в год, сейчас едва производится 237, а число работников сократилось до 52 тысяч! Только за последний месяц было закрыто опытно-промышленное предприятие, где собираются опытные партии автомобилей, где работало 3000 человек. Это одно из последних предприятий, которое автозавод построил на государственные деньги в 90-е годы. Многие сейчас не помнят, тогда Горбачев решил сделать лучший автомобиль в мире, и правительство выделило огромные деньги и построило научно-технический центр АвтоВАЗа. В его составе было опытно-промышленное производство, так вот, оно сейчас закрыто. Закрыт Волжский машиностроительный завод, который входит в АвтоВАЗ. Это огромное производство разных высокоточных машиностроительных изделий, которые очень востребованы. Там шикарные станки, позволявшие выполнять заказы для Минобороны, МЧС. Ныне половина станков вывезена, вторая — стоит под открытым небом. Коллектив научно-технического центра почти весь сокращен.
Ни Дворкович, ни Медведев не знают, что такое Волжский автозавод. Вот приехал Медведев, покатали его на «Lada XRAY», Путин покатался на «Весте»… И что?
По такому же сценарию действовали, когда шло банкротство АвтоВАЗагрегата, производившего комплектующие изделия. Как говорится, под сурдинку иностранцы просто ликвидируют своего конкурента. Еще два года назад в Тольятти выпускалось почти 40% всей продукции дешевого легкового автомобилестроения. Теперь компания «Renault» решила там клепать и собирать свои машины. Так, как их собирают в Питере, в Калуге. Но это будет уже не отечественное автомобилестроение, а сборка. Следовательно, 80−90% денежек пойдут не нашим рабочим и инженерам, а за рубеж. Но парадокс в том, что иностранные государства, объявившие нам санкции, владеют заводами на территории России, и — пользуются помощью моего государства, моих налогоплательщиков, чтобы оплачивать своим рабочим их работу там, за бугром!
В.К.: Но недавно на АвтоВАЗ приезжали Аркадий Дворкович и Дмитрий Медведев. Неужели их поездка не привела к решению проблемы?
Л.К.: Самая простая проблема — это выделение денег из бюджета, т.е. из наших карманов, иностранцам. Но даже она не решена. 50 миллиардов выделено на все автомобилестроение, сколько-то получит Волжский автозавод. Но задача была другая. На «правительственном часе» я спрашивал у Дворковича: «Вы понимаете, что такое локализация? Что такое производить свою продукцию?». «Понимаю», - говорит он. В советское время она доходила на ВАЗе до 95%. А сейчас, якобы, 65−70%. Бу Инге Андерсен, президент ОАО «АвтоВАЗ», у него даже фамилия такая сказочная, рассказывал это перед всей страной Путину, когда в Сочи представляли ему «Весту». Но после этого, заглянув в официальные сайты АвтоВАЗа, мы увидели, что уровень локализации не 70%, а с учетом скрытой локализации едва-едва дотягивает до 45%. Что это значит? Грубо говоря, пришли из Турции и Румынии запчасти для тросика спидометра, например. И он собирается в Тольятти и становится российским, но он-то не российский! Т.е. это сборка того же самого автомобиля, только на менее низком уровне.
В.К.: А закрытие этих предприятий в рамках АвтоВАЗа понизит локализацию еще больше?
Л.К.: Конечно, понизит. Еще недавно правительство, опять же, из наших с вами средств просубсидировало создание в Тольятти так называемой свободной экономической зоны. Она уже есть, государство должно построить инфраструктуру: электричество, дороги, водоснабжение, и представить это для инвестора. А инвестор открывает там предприятия, которые должны заполнить ниши и поставлять комплектующие на Волжский автозавод. И многие так и сделали, подали заявки, построилось около 17 крупных иностранных предприятий. И в это время Андерсен берет и переводит автомобиль «Веста» (там всего сейчас два новых автомобиля — «Lada Vesta» и «Lada XRAY») в Ижевск. А ведь все — станки, и инструменты — создавалось и было поставлено для Тольятти, чтобы здесь производить. Для любого автомобилестроителя это полная катастрофа, потому что нет ни практики, ни теории. Это обошлось в 10 миллиардов рублей. Свободная экономическая зона, те же опытно-промышленные предприятия оказались не у дел.
Деньги не решат проблему: разворуют в очередной раз. Надо жестко национализировать это предприятие: это не только мое «коммунистическое предложение», а так делали капиталисты в Америке и Германии. Они оказывали помощь своему автомобилестроению, но в обмен требовали: акции — государству
Ни Дворкович, ни Медведев не знают, что такое Волжский автозавод. Вот приехал Медведев, покатали его на «Lada XRAY», Путин покатался на «Весте»… И что? Надеюсь, они знают об этих проблемах: я им писал. Я писал и министру труда Топилину, руководителю госкорпорации «Ростехнологии» Чемезову, который является владельцем более 25%. Естественно, эти записки должны доходить как-то до правительства. Так вот я бы хотел, чтобы Медведев, Дворкович, до них были Козак, Мантуров, приезжали не покататься на «XRAY», а для решения проблем. Задумывались: каковы в реальности уровень локализации, почему он такой, каковы финансовые возможности для инвестиций
В.К.: Сколько человек уволено с АвтоВАЗа за последние полтора года?
Л.К.: Я скажу за последние два года: примерно по их же показателям — около 20 тысяч человек. 15 — точно, там есть еще скрытые увольнения, когда человека вынуждают уйти. Сейчас Волжский автозавод переведен на четырехдневную рабочую неделю. Это значит, 2 дня работаешь, зарплата та же самая, но премий уже не будет, и человека вынуждают уходить с завода, искать новую работу. Я помню 2007 и 2011 годы, когда были выборы. «Единая Россия» тогда твердила везде: «Третье рождение Тольятти!». Потому что первое рождение было, когда построили Волжскую плотину, а второе — Волжский автомобильный завод. Мягко говоря, «единоросы» не точны в информировании россиян. Помню, в 2007 году везде висели их билборды в Тольятти, где каждому обещали пенсию в 20 тысяч рублей, а зарплату не менее 30 тысяч. Сегодня средняя зарплата на заводе в Тольятти около 23 тысяч, это при девальвации-то в два раза! А уж пенсии известны всем. Боюсь, что сейчас начнутся те же самые сказки перед новыми выборами. Вольно или невольно эти люди делают все, чтобы вызвать социальное напряжение в городе.
В.К.: Насколько серьезны протесты в Тольятти?
Л.К.: Люди задавлены, зависимы от завода. Приказом генерального директора выпущен так называемый «Кодекс чести», которым запрещено что-то либо сказать без разрешения на то руководства завода. Это является прямым нарушением многих статей Конституции, о чем я направил письма в Прокуратуру, в Следственный комитет. Профсоюз там помалкивает, поэтому мы решили создавать свое независимое городское профсоюзное объединение «Молот». К сожалению, традиционные профсоюзы, как показала практика, либо подкуплены, либо не хотят заниматься защитой прав трудящихся по каким-то другим причинам.
В.К.: Деньги из российского бюджета могут решить проблему? Получит АвтоВАЗ, допустим, или компания, которая владеет АвтоВАЗом 50 миллиардов рублей…
Л.К.: Я, конечно, понимаю, если сегодня этих денег не дать, они просто обанкротятся. Деньги надо давать, конечно. Но кардинально проблему это не решит, потому что уже несколько раз АвтоВАЗ получал деньги еще в бытность Путина президентом и премьером. Он выдал почти 2 миллиарда долларов через «Ростехнологии». И как оказалось, это ВАЗу не помогло. Правда, тогда другие собственники были на ВАЗе, и подворовывали по-другому, московские команды приезжали. Потом нашли толкового генерального директора, который вывел ВАЗ на интересную технологическую дорогу. Но почему-то тогда было принято решение продать этот пакет из госкорпорации «Renault-Nissan». Так что, деньги не решат проблему: разворуют в очередной раз. Надо жестко национализировать это предприятие: это не только мое «коммунистическое предложение», а так делали капиталисты в Америке и Германии. Они оказывали помощь своему автомобилестроению, но в обмен требовали: акции — государству. Это я и предлагаю. Давайте поможем, потому что это касается людей, которые там трудятся, чтобы перед ними не закрыли ворота — тогда неминуем социальный взрыв. Заберите у собственника акции.
В.К.: Вы говорите, надо национализировать АвтоВАЗ. Ваш дальнейший план? Ведь к продукции АвтоВАЗа много претензий.
Л.К.: Если мы будем слушать обывательские всхлипы, а иногда либералы мимикрируют под обывателей, тогда нам не надо производить ни свои самолеты, а мы, кстати, производили широкофюзеляжный самолет, мы производили и «Боинг». А теперь производит — «Боинг» и «Airbus», а Россия закрыла свои предприятия. И широкофюзеляжный самолет, чтобы было понятно для обывателя, хороший самолет. На нем до сих пор президент, премьер летают. Мы же закрыли строительство в угоду «Боингу». Так давайте от тапочек до самолета все покупать у тех, кто «лучше» это делает.
Например, тапочки в Китае лучше делают, а самолеты — «Боинг». Давайте автомобили будем закупать тоже. Но «БМВ» лучше, чем «Рено», а все равно «Рено» производит собственные автомобили, да и Япония старается свои тапочки производить, а не из Китая возить. Такой ответ обывателю. А мы хороший самолет делали. Мы титан сейчас производим, но мало кто знает, что на 70% самолет «Боинг» состоит из нашего титана! Мы свой титан из Свердловской области отправляем в Америку. Вот хорошо устроились. А мы спокойно производили двигатель, корпус у нас, кстати, был лучшим в мире. Мы пошли по этой дороге, мы решили широкофюзеляжный самолет в 90-е годы не закрывать. Мы решили купить у «Пратт энд Уитни» и у «Роллс-Ройса» двигатели, раз уж они самые лучшие и по шуму и по потреблению горючего. Они заключили соглашение и нарушили его: не поставили двигатели. Это было сделано специально, чтобы закрыть всю программу авиационного строительства. То же самое сейчас делается с автомобилями.
У нас все, даже поезд, который ходит в Питер, производится вне России. Когда обесточили Крым, пришлось кабель покупать в Китае, потому что до этого закрыли 3 российских кабельных завода
Я был недавно в Китае. При всех сложностях, которые есть в Китае, я проехал 500 километров на скоростном поезде за 3 часа. Они начинали строить с немцами этот скоростной поезд, потом все скопировали, сказали, что сами будут делать, до свидания. Создали сами скоростной поезд, скоростную дорогу. Все — от скоростного поезда до тапочек — производится в Китае. А у нас все, даже поезд, который ходит в Питер, производится вне России. Когда обесточили Крым, пришлось кабель покупать в Китае, потому что до этого закрыли 3 российских кабельных завода!
В.К.: Провозглашена политика импортозамещения и реиндустриализации, но почему-то она не реализуется.
Л.К.: Потому что вранье это все. Чтобы были хорошие результаты, для начала надо заменить это правительство. Чтобы там были, как когда-то такие, как Примаков, Масляков, Геращенко. Ведь, когда в 98-м году пришел Примаков, ситуация была еще хуже нынешней: просто катастрофичной. Нефть стоила 9 долларов, не так, как сейчас 30. В казне не было денег вообще, не было и нынешнего Стабилизационного фонда. МВФ дал 5 миллиардов, и их сразу же украли. Были огромные внешние долги. Тем не менее, при Примакове за полгода промышленность на 40% выросла, накачали деньгами.
Говорят о необходимости реиндустриализация. Медведев приехал в Тольятти, где закрывается промышленность, а он этого не видит. Что значит реиндустриализация? Да не нужно строить новый завод, запусти старый. Например, стоят закрытые «КуйбышевФосфор», «Волгоцеммаш». Запусти их заново!
Говорят о необходимости реиндустриализация. Медведев приехал в Тольятти, где закрывается промышленность, а он этого не видит. Что значит реиндустриализация? Да не нужно строить новый завод, запусти старый. Например, стоят закрытые «КуйбышевФосфор», «Волгоцеммаш». Запусти их заново!
В.К.: Денег хватит России, чтобы это запустить?
Л.К.: И денег хватит, и мозгов. Просто правительству не надо ждать, когда отменят санкции, а реально заняться развитием собственной экономики.
В.К.: Фракция КПРФ в Государственной Думе продвигала закон о промышленной политике. Он может помочь решению проблем?
Л.К.: Закон вышел по нашей инициативе, и фракции его поддержали. Это закон, который позволяет открыть приоритет для промышленности, но потом надо денег туда дать, а их не дали. Деньги же нужны были, чтобы строить новые Днепрогэсы, АвтоВАЗы, новые энергомощности… Но ныне даже просто планировать не научились и не умеют, поэтому мы предлагаем принять еще и закон о планировании. Это — прообраз Госплана. Это насущная необходимость для всей промышленности. Об этом говорят все, об этом говорил на последнем заседании своего «Меркурия-клуба» Евгений Максимович Примаков. Он посвятил половину своего выступления тому, что необходимо как можно быстрее принять такой закон и вернуться к государственному планированию. Это очень важно для государства.
Полная версия беседы — в видеоматериале «Открытой студии».
Оператор — А. Фатеев.