Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Открытая студия
5 октября 2011 15:01

Сергей Пускепалис: Наша страна приспособлена не для жизни, а для событий

615

Онлайн-конференция

Сергей Пускепалис родился 15 апреля 1966 года в городе Курск. Учился в Саратовском театральном училище. Затем прошёл срочную службу на военно-морском флоте. Отслужив, работал актёром в Саратовском ТЮЗ. Учился у Петра Фоменко в РАТИ, выпуск 2001 года.

После выпуска из РАТИ поставил в Москве пьесы «Двадцать семь» и «От красной крысы до зеленой звезды» А. Слаповского.

Для постановок спектаклей приглашается самыми известными драматическими театрами России, в числе которых — Московский театр «Мастерская П. Фоменко», Театр п/р О. Табакова, Московский театр «Современник».

В кино снимается с 2003 года. Это фильмы: «Прогулка», «Простые вещи», «Скоро весна», «Аптекарь», «Как я провел этим летом», «Попытка Веры».

В 2007 году получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Кинотавр» в фильме «Простые вещи». А также - премию «Ника» в номинации «Открытие года» за роль в том же фильме. Эта роль была отмечена и премией кинокритики и кинопрессы «Белый слон», премией кинофестиваля «Меридианы Тихого». И — премией кинофестиваля в Карловых Варах.

В 2010 году на Берлинском кинофестивале получил «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль в фильме «Как я провел этим летом».


«СП»: — Сергей, застать вас в Москве, достаточно сложно…

— Это связано с моей профессией, поэтому позвольте краткий творческий отчет. Сейчас идет совместная работа над запуском картины по сценарию Алексея Слоповского. Называется она «Клинч» — это история отцов и детей, а если точнее — отцов и дочек. Ищем деньги, если все будет хорошо, то 25 февраля приступим к съемкам, чтобы завершить их к сентябрю и отчитаться перед Госкино, представив первую копию. Снимать будем на студии «Рок-фильм» Алексея Ефимовича Учителя. Подобран интересный актерский коллектив, осталось найти девочку — исполнительницу одной из главных ролей.

«СП»: — Если говорить об актерах и ролях, то даже нынешние молодые театралы и киноманы ностальгируют по таким корифеям, как Раневская, Евстигнеев, Смоктуновский и многим другим. Один из наших читателей спрашивает: «Куда девать всех этих „великих“ — Куценко, Певцовых, Зверевых и т. п.

— Человек, в данном случае актер, должен осознавать степень своей личной ответственности перед тем, что он делает. Этим отличалась творческая «старая гвардия». Что касается нынешних названных имен, то не все здесь однозначно и катастрофично, как кажется читателю. У каждого времени — свои «певцы». Тут палка о двух концах. Потому что этот бизнес, грубо говоря, отличается от других видов бизнеса. В искусстве предложение рождает спрос, а не наоборот. Надо понять, что если ты включаешь человека в какую-то игру и он с детства начинает испытывать к ней интерес, то он уже не будет смотреть тот же «Дом-2», потому что — неприлично. Мое воспитание не позволяет подглядывать за чужой жизнью. Потому что это — не предмет искусства. Если еще раз вернуться к степени ответственности артистов, то они не всегда понимают, что в результате получится, особенно — в жанре кино. Снимаем, говорим об одном, а при монтаже получается совсем другое. Понимаете, артист в кино — это светоотражающий объект. Дальше за все в ответе личность режиссера. Если ему помог актер сформулировать какие-то идеи, то дальше — все работа режиссера. Не случайно говорю, что все призы, которые, например, мне достались за роли в кино, принадлежат режиссерам.

«СП»: — Вы могли бы высказать свое мнение на различных кинофестивалях, куда вас зовут принять участие в работе жюри, но вы отказываетесь. Почему?

— Во-первых, я — ленивый и честный. Ведь работа в жюри — это трудоемкий, кропотливый процесс. Чтобы высказать свое мнение, надо все представленные работы посмотреть, пропустить через себя. Потом увиденное необходимо обсуждать, выносить некое судьбоносное решение. Я к этому пока не готов, поскольку за каждым призом стоит человеческая судьба. Мне на себе это приходится ощущать. Так что я сам как режиссер не прошел еще от начала и до конца весь процесс создания фильма, не испытал на себе внимание публики после его показа. Если говорить с точки зрения киноартиста, то я не киноартист. Это мое факультативное занятие: в свободное от основной работы время я провожу его с очень приятными мне людьми. Я имею в виду режиссеров. Правильно сказал Чехов, что правду, как и лекарство, надо дозировать.

«СП»: — Одна из наших молодых читательниц по имени Аленка, перечисляя ваши кинороли, написала, что «в вас ощущается мужское начало, что не часто встречается в нынешних мужчинах». Другая, видимо, постарше, Афонина Любовь Васильевна, тоже анализируя перипетии ваших любовных отношений на экране, спрашивает:"Что значит для вас любовь к женщине?"

— Какой сложный вопрос. И цикла нескольких передач не хватит, чтобы ответить: что значит для меня любовь к женщине. Если говорить о сыгранных в кино взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, то каждый раз они разные. Как сказал Вишневский:"Одна прошедшая мимо красивая женщина — одна не прожитая жизнь". По большому божьему промыслу любовь к женщине — это рождение ребенка. Вообще я убежден, что именно женщина выбирает мужчину. Мужчина только выходит на этот некий жизненный подиум и пытается произвести впечатление. А женщина сидит тихонечко и… «иди сюда». Словом, управляют всем этим процессом женщина.

«СП»: — Сейчас Оскаровский комитет России выдвинул фильм Михалкова на «Оскар», как Вы к этому относитесь и какой фильм, на Ваш взгляд, нужно было послать?

— Моё глубокое уважение к Никите Сергеевичу, к его фильмам, на которых я рос, и у меня вызывает ужас то, что сейчас происходит. Может, это возрастной процесс… Может, ещё что-то, я не знаю… Я не смею его судить, это, как знаете, отец запил, чего-то там начудил, по-хорошему бы его надо оттаскать за чуб, но нельзя- это ж отец… И вот такое же отношение у меня к Михалкову, хотя, я лично с ним незнаком. Когда мой сын получал приз на кинофестивале (сын Глеб снимался в фильме «Коктебель», который получил приз Московского кинофестиваля — «СП»), Михалков его поцеловал, он мне потом говорил: папа, у него такие усы пушистые…

«СП»: — И всё-таки, какой фильм, на Ваш взгляд, нужно было отправить на «Оскар»?

— «Шапито-шоу», прекрасное кино, я бы его отправил. Фильм типа «Да здравствует Феллини!», правда, последняя часть мне не очень понравилась, когда там всё на общем плане. А вообще Сергей Лобан- замечательный режиссёр! У него гениальный юмор, ещё вспоминаю его фильм «Пыль»…

Павел Рыжков, газета «Курский вестник»:

— Поделитесь, пожалуйста: сказалось ли на Вашей работе над образом Стрельцова в фильме «Аптекарь» то обстоятельство, что Вы, как и Ваш персонаж, родились в Курской области?

— Я не знаю, я фильм целиком не видел, у меня только в паспорте написано, где я родился, а так я в этой местности ни разу не был. Там были какие-то комсомольские стройки, где мама с папой познакомились, и где я родился. Но после этого я там ни разу не был.

Николай из Темникова (Мордовия):

— Вы актёр некассового кино, ваши гонорары не портят Вам настроение?

— С точки зрения Николая, я, наверное, актёр некассового кино, хотя, сейчас снимаюсь в фильме «Метро», и у него есть все шансы стать кассовым, напечатают около тысячи копий. Это такой ужастик. Николай, наверное, не очень в курсе процесса, но для сравнения хочу сказать, что в Советском Союзе печатали по 2−3 тысячи копий кино, и если была премьера, то вся страна в один день начинала смотреть, например, «Экипаж». До этого я снимался в фильмах, которых печатали по 120 копий. Сейчас у нас место этих всесоюзных премьер занимают, например, американские фильмы. Гонорары иногда портят настроение, иногда не очень. Я, конечно, хотел бы стоять в одну кассу с Брюсом Уиллисом, Джонни Деппом, понятно, что они снимаются, осознавая, что привносят в фильм коммерческую привлекательность.

«СП»: — Вы к нам приехали к нам сегодня на метро?

— А что такого? Я снимаюсь сейчас в «Метро», езжу в метро, на съёмках- вокруг одни трупы, здесь- живые, всё нормально. Машина есть, но я, если днём куда-то еду, начинаю нервничать, что пробки, не успею… Поэтому езжу на общественном транспорте, к тому же, как заметил Николай из Мордовии, я же некассовый актёр.

«СП»: — Вы как-то сказали, что не хотите тратить силы и деньги на то, чтобы стать москвичом.

— Да, не хочу, хотя, у меня есть много друзей, коренных москвичей, которых не испортил квартирный вопрос. Но те москвичи, которые тратят по 4 часа в день на дорогу на работу и обратно, вызывают у меня жалость, у них не остаётся времени на жизнь. Хотя, я Москве благодарен, Москва дала мне абсолютно всё, и да, к сожалению, в Москве все вопросы решаются быстрее, чем в любом городе России. И если находишься в какой-то отдалённой точке страны, а тебе нужно попасть от неё на 200 километров, то опять же, к сожалению, быстрее прилететь в Москву и из Москвы уже вылететь туда. Да, в Москве я работаю, но зарабатываю не столько, чтобы можно было купить себе квартиру такую, как мне нравится. А, допустим, на ту, которая мне не нравится, я, может, и заработал, но покупать не хочу. Я лучше потрачу на самолёт и буду летать в свой дом в Железноводске, где у меня жена Лена, которая занимается домашним хозяйством (это Кавказские Минеральные Воды).

Алексей, читатель сайта «СП»:

Вам нравится наша власть в лице Путина и Медведева? Вы считаете, что мы живём в демократической стране?

— Я вот сейчас это произношу первый раз: вообще я чужд политике и т. д., может, кому-то это покажется глупостью, но я считаю, что Владимира Владимировича Путина надо сделать царём, не знаю как, может, общим голосованием… И уже не надо будет заботиться о каких-то выборах или о том, что придёт третий неизвестный человек, и Путину будет спокойнее, что на его власть никто не покусится, т.е., эта забота должна испариться. А его дочка должна родить сына, который унаследует престол и за воспитанием этого ребёнка должна следить вся страна, его должны воспитывать лучшие педагоги, хотя, по определению, это будет несчастный ребёнок, на него ляжет такая ответственность по его рождению. Но при этом, не исключён парламент, т.е., нужно создать ситуацию, как примерно, когда был царь Николай II, и при нём работало Учредительное собрание. У нас такая страна, что никакая демократия не получается, потому что во власть сразу приходят воры, а если Путин будет царём, т.е., как бы изначально всё будет его, то кто у него что украдёт? У Путина получится, у другого нет, вот назовите- кто ещё мог бы? Вообще, наша страна приспособлена не для жизни, а для событий.

«СП»: — Вот Вы учились у Фоменко, можете сформулировать какую-то заповедь, которую Вы унаследовали у мастера?— Конечно, я тоже, как и мастер, ощущаю восторг жизни, я рад, что живу, и когда настают моменты, что радость начинает затихать, я раздражаюсь и ищу, что не так. Я умею чувствовать этот восторг жизни, которая дана мне, может, как и всем остальным, в каком-то промежутке существования души во Вселенной.



Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед