Онлайн-конференция
Сергей Пускепалис родился 15 апреля 1966 года в городе Курск. Учился в Саратовском театральном училище. Затем прошёл срочную службу на военно-морском флоте. Отслужив, работал актёром в Саратовском ТЮЗ. Учился у Петра Фоменко в РАТИ, выпуск 2001 года.
После выпуска из РАТИ поставил в Москве пьесы «Двадцать семь» и «От красной крысы до зеленой звезды» А. Слаповского.
Для постановок спектаклей приглашается самыми известными драматическими театрами России, в числе которых — Московский театр «Мастерская П. Фоменко», Театр п/р О. Табакова, Московский театр «Современник».
В кино снимается с 2003 года. Это фильмы: «Прогулка», «Простые вещи», «Скоро весна», «Аптекарь», «Как я провел этим летом», «Попытка Веры».
В 2007 году получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Кинотавр» в фильме «Простые вещи». А также - премию «Ника» в номинации «Открытие года» за роль в том же фильме. Эта роль была отмечена и премией кинокритики и кинопрессы «Белый слон», премией кинофестиваля «Меридианы Тихого». И — премией кинофестиваля в Карловых Варах.
В 2010 году на Берлинском кинофестивале получил «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль в фильме «Как я провел этим летом».
«СП»: — Сергей, застать вас в Москве, достаточно сложно…
— Это связано с моей профессией, поэтому позвольте краткий творческий отчет. Сейчас идет совместная работа над запуском картины по сценарию Алексея Слоповского. Называется она «Клинч» — это история отцов и детей, а если точнее — отцов и дочек. Ищем деньги, если все будет хорошо, то 25 февраля приступим к съемкам, чтобы завершить их к сентябрю и отчитаться перед Госкино, представив первую копию. Снимать будем на студии «Рок-фильм» Алексея Ефимовича Учителя. Подобран интересный актерский коллектив, осталось найти девочку — исполнительницу одной из главных ролей.
«СП»: — Если говорить об актерах и ролях, то даже нынешние молодые театралы и киноманы ностальгируют по таким корифеям, как Раневская, Евстигнеев, Смоктуновский и многим другим. Один из наших читателей спрашивает: «Куда девать всех этих „великих“ — Куценко, Певцовых, Зверевых
— Человек, в данном случае актер, должен осознавать степень своей личной ответственности перед тем, что он делает. Этим отличалась творческая «старая гвардия». Что касается нынешних названных имен, то не все здесь однозначно и катастрофично, как кажется читателю. У каждого времени — свои «певцы». Тут палка о двух концах. Потому что этот бизнес, грубо говоря, отличается от других видов бизнеса. В искусстве предложение рождает спрос, а не наоборот. Надо понять, что если ты включаешь человека в какую-то игру и он с детства начинает испытывать к ней интерес, то он уже не будет смотреть тот же «Дом-2», потому что — неприлично. Мое воспитание не позволяет подглядывать за чужой жизнью. Потому что это — не предмет искусства. Если еще раз вернуться к степени ответственности артистов, то они не всегда понимают, что в результате получится, особенно — в жанре кино. Снимаем, говорим об одном, а при монтаже получается совсем другое. Понимаете, артист в кино — это светоотражающий объект. Дальше за все в ответе личность режиссера. Если ему помог актер сформулировать какие-то идеи, то дальше — все работа режиссера. Не случайно говорю, что все призы, которые, например, мне достались за роли в кино, принадлежат режиссерам.
«СП»: — Вы могли бы высказать свое мнение на различных кинофестивалях, куда вас зовут принять участие в работе жюри, но вы отказываетесь. Почему?
— Во-первых, я — ленивый и честный. Ведь работа в жюри — это трудоемкий, кропотливый процесс. Чтобы высказать свое мнение, надо все представленные работы посмотреть, пропустить через себя. Потом увиденное необходимо обсуждать, выносить некое судьбоносное решение. Я к этому пока не готов, поскольку за каждым призом стоит человеческая судьба. Мне на себе это приходится ощущать. Так что я сам как режиссер не прошел еще от начала и до конца весь процесс создания фильма, не испытал на себе внимание публики после его показа. Если говорить с точки зрения киноартиста, то я не киноартист. Это мое факультативное занятие: в свободное от основной работы время я провожу его с очень приятными мне людьми. Я имею в виду режиссеров. Правильно сказал Чехов, что правду, как и лекарство, надо дозировать.
«СП»: — Одна из наших молодых читательниц по имени Аленка, перечисляя ваши кинороли, написала, что «в вас ощущается мужское начало, что не часто встречается в нынешних мужчинах». Другая, видимо, постарше, Афонина Любовь Васильевна, тоже анализируя перипетии ваших любовных отношений на экране, спрашивает:"Что значит для вас любовь к женщине?"
— Какой сложный вопрос. И цикла нескольких передач не хватит, чтобы ответить: что значит для меня любовь к женщине. Если говорить о сыгранных в кино взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, то каждый раз они разные. Как сказал Вишневский:"Одна прошедшая мимо красивая женщина — одна не прожитая жизнь". По большому божьему промыслу любовь к женщине — это рождение ребенка. Вообще я убежден, что именно женщина выбирает мужчину. Мужчина только выходит на этот некий жизненный подиум и пытается произвести впечатление. А женщина сидит тихонечко и… «иди сюда». Словом, управляют всем этим процессом женщина.
«СП»: — Сейчас Оскаровский комитет России выдвинул фильм Михалкова на «Оскар», как Вы к этому относитесь и какой фильм, на Ваш взгляд, нужно было послать?
— Моё глубокое уважение к Никите Сергеевичу, к его фильмам, на которых я рос, и у меня вызывает ужас то, что сейчас происходит. Может, это возрастной процесс… Может, ещё что-то, я не знаю… Я не смею его судить, это, как знаете, отец запил, чего-то там начудил, по-хорошему бы его надо оттаскать за чуб, но нельзя- это ж отец… И вот такое же отношение у меня к Михалкову, хотя, я лично с ним незнаком. Когда мой сын получал приз на кинофестивале (сын Глеб снимался в фильме «Коктебель», который получил приз Московского кинофестиваля — «СП»), Михалков его поцеловал, он мне потом говорил: папа, у него такие усы пушистые…
«СП»: — И всё-таки, какой фильм, на Ваш взгляд, нужно было отправить на «Оскар»?
— «Шапито-шоу», прекрасное кино, я бы его отправил. Фильм типа «Да здравствует Феллини!», правда, последняя часть мне не очень понравилась, когда там всё на общем плане. А вообще Сергей Лобан- замечательный режиссёр! У него гениальный юмор, ещё вспоминаю его фильм «Пыль»…
Павел Рыжков, газета «Курский вестник»:
— Поделитесь, пожалуйста: сказалось ли на Вашей работе над образом Стрельцова в фильме «Аптекарь» то обстоятельство, что Вы, как и Ваш персонаж, родились в Курской области?
— Я не знаю, я фильм целиком не видел, у меня только в паспорте написано, где я родился, а так я в этой местности ни разу не был. Там были какие-то комсомольские стройки, где мама с папой познакомились, и где я родился. Но после этого я там ни разу не был.
Николай из Темникова (Мордовия):
— Вы актёр некассового кино, ваши гонорары не портят Вам настроение?
— С точки зрения Николая, я, наверное, актёр некассового кино, хотя, сейчас снимаюсь в фильме «Метро», и у него есть все шансы стать кассовым, напечатают около тысячи копий. Это такой ужастик. Николай, наверное, не очень в курсе процесса, но для сравнения хочу сказать, что в Советском Союзе печатали по 2−3 тысячи копий кино, и если была премьера, то вся страна в один день начинала смотреть, например, «Экипаж». До этого я снимался в фильмах, которых печатали по 120 копий. Сейчас у нас место этих всесоюзных премьер занимают, например, американские фильмы. Гонорары иногда портят настроение, иногда не очень. Я, конечно, хотел бы стоять в одну кассу с Брюсом Уиллисом, Джонни Деппом, понятно, что они снимаются, осознавая, что привносят в фильм коммерческую привлекательность.
«СП»: — Вы к нам приехали к нам сегодня на метро?
— А что такого? Я снимаюсь сейчас в «Метро», езжу в метро, на съёмках- вокруг одни трупы, здесь- живые, всё нормально. Машина есть, но я, если днём куда-то еду, начинаю нервничать, что пробки, не успею… Поэтому езжу на общественном транспорте, к тому же, как заметил Николай из Мордовии, я же некассовый актёр.
«СП»: — Вы как-то сказали, что не хотите тратить силы и деньги на то, чтобы стать москвичом.
— Да, не хочу, хотя, у меня есть много друзей, коренных москвичей, которых не испортил квартирный вопрос. Но те москвичи, которые тратят по 4 часа в день на дорогу на работу и обратно, вызывают у меня жалость, у них не остаётся времени на жизнь. Хотя, я Москве благодарен, Москва дала мне абсолютно всё, и да, к сожалению, в Москве все вопросы решаются быстрее, чем в любом городе России. И если находишься в какой-то отдалённой точке страны, а тебе нужно попасть от неё на 200 километров, то опять же, к сожалению, быстрее прилететь в Москву и из Москвы уже вылететь туда. Да, в Москве я работаю, но зарабатываю не столько, чтобы можно было купить себе квартиру такую, как мне нравится. А, допустим, на ту, которая мне не нравится, я, может, и заработал, но покупать не хочу. Я лучше потрачу на самолёт и буду летать в свой дом в Железноводске, где у меня жена Лена, которая занимается домашним хозяйством (это Кавказские Минеральные Воды).
Алексей, читатель сайта «СП»:
Вам нравится наша власть в лице Путина и Медведева? Вы считаете, что мы живём в демократической стране?
— Я вот сейчас это произношу первый раз: вообще я чужд политике
«СП»: — Вот Вы учились у Фоменко, можете сформулировать какую-то заповедь, которую Вы унаследовали у мастера?— Конечно, я тоже, как и мастер, ощущаю восторг жизни, я рад, что живу, и когда настают моменты, что радость начинает затихать, я раздражаюсь и ищу, что не так. Я умею чувствовать этот восторг жизни, которая дана мне, может, как и всем остальным, в каком-то промежутке существования души во Вселенной.