Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Александр Васильев

Театральный художник, дизайнер интерьеров, искусствовед и историк моды

На фото: историк моды Александр Васильев
На фото: историк моды Александр Васильев (Фото: Гавриил Григоров/ТАСС)

Александр Васильев — российский и французский театральный художник, дизайнер интерьеров, искусствовед и историк моды. Васильев известен также как телеведущий программы «Модный приговор». Он является почётным членом Российской академии художеств.

Ранние годы и образование Александра Васильева

Александр Александрович Васильев родился 8 декабря 1958 года в Москве.

Отец — Александр Павлович Васильев — известный художник-декоратор. Он академик, заслуженный художник РСФСР, посвятивший театру 50 лет жизни.

Мать — Татьяна Ильинична Гулевич — актриса Центрального детского театра (ЦДТ), одна из первых выпускниц Школы-студии МХАТ, после ухода со сцены преподавала в альма-матер сценическую речь.

С детства Саша обожал рассматривать театральные костюмы, декорации и театральный реквизит. Все это вдохновляло мальчика на придумывание собственных костюмов и декораций к спектаклям. Уже в четырехлетнем возрасте он воплощал в лепке из пластилина свои фантастические придумки. Как сообщает в биографии модельера Васильева сайт «Узнай всё», за образец он брал репродукции из книг по искусству и фотоальбомов, которые хранились в домашней библиотеке. В двенадцать лет мальчик сам поставил спектакль «Волшебник Изумрудного города», к которому придумал и изготовил все костюмы и декорации.

В те же юные годы у него появилась страсть к коллекционированию старинных вещей. Удивительно, но многие ценные экспонаты он находил на помойках. Однажды ему попалась икона Николая Чудотворца, датированная началом восемнадцатого века. В то время массово расселяли квартиры-коммуналки. Новоселы старались поскорее избавиться от старых вещей, часто не понимая их истинную ценность.

Саша Васильев учился в элитной английской московской школе № 29. Но, как сообщает Википедия, был исключён из школы за плохую успеваемость и переведён в школу рабочей молодёжи № 127. Но в комсомол он успел поступить, так как за него поручились Константин Райкин, Анастасия Вертинская и Станислав Садальский.

Впервые Александр проявил себя на телевидении в популярных детских передачах «Театр Колокольчик» и «Будильник».

Получив аттестат о среднем образовании, Васильев продолжил обучение на постановочном факультете Школы-студии МХАТ, который успешно окончил в 1981 году. Учился очень хорошо и даже получал персональную стипендию имени Станиславского. Охотно брался оформлять отрывки из спектаклей студентов актерского факультета, тем самым нарабатывая себе опыт и репутацию.

Карьера Александра Васильева

Сразу после окончания вуза Васильева с удовольствием взяли художником-декоратором в театр на Малой Бронной, где он тут же приступил к созданию костюмов к спектаклю «Волки и овцы». Однако проработал он в театре не долго — спустя год фиктивно женился на гражданке Франции и уехал с ней в Париж.

Спустя два месяца Александр нашел себе работу. В этом ему помогла знакомая француженка, подруга его жены. Она свела его с польским режиссером Евой Левинсон, которая собиралась ставить на парижской сцене спектакль «Папесса Иоанна» и искала художника-декоратора. Дебют оказался успешным — театральные критики высоко оценили работу Васильева, и Ева предложила сотрудничество на постоянной основе. Они сделали вместе еще два спектакля, затем к Васильеву стали обращаться и другие режиссеры. Случались, конечно, и простои, во время которых Васильев мыл витрины и клеил афиши, а иногда пел на улицах русские песни в компании со своим словацким другом, причем довольно успешно.

Все это время Александр усиленно учил французский язык и добился в этом успехов. Он даже устроился в парижскую школу моды читать лекции.

Одновременно Васильев продолжал работать художником-декоратором, причем уже и за пределами Франции. Случайно оказавшись в одном самолете с директором Исландского национального театра, Васильев показал ему свои рисунки и тут же был приглашен на работу в Рейкьявик. Контракт на пять постановок в главном театре Исландии самым благоприятным образом отразился на профессиональной репутации Васильева, придав ему вес в художественных кругах. Параллельно Александр читал лекции по истории костюма в Королевской художественной академии Бельгии.

Вскоре на одном из своих мастер-классов Васильев познакомился с руководителем бельгийского Королевского фламандского балета русским эмигрантом Валерием Пановым, который в прошлом был выдающимся танцором Мариинского театра. Панов предложил Васильеву оформить балет «Идиот» по Достоевскому, а затем заключил с ним контракт на еще семь постановок.

Александр Васильев продолжал заниматься своей коллекцией, а когда она достигла внушительных размеров, Васильев стал устраивать тематические выставки, которые были весьма успешны. Экс-президент Франции Жак Ширак был настолько впечатлен масштабами коллекции, что выделил под нее трехкомнатную квартиру недалеко от центра Парижа.

Картера Александра Васильева в кинематографе

Васильев проявил себя также и в западном кинематографе — он работал художником по костюмам в фильмах Робера Энрико («Устав от войны»), Жозе Джованни («Мой друг-предатель») и Моше Мизрахи («Манжклу»).

Возвращение Александра Васильева в Россию

Васильев прожил во Франции до 2003 года. За это время он успел поработать во многих театрах. При этом Александр продолжал заниматься преподавательской и просветительской деятельностью, а также он оформлял площадки театральных фестивалей и интерьеры частных домов и продолжал собирать старинные вещи.

В 2003 году умерла Татьяна Ильинична, мать Александра, и он вынужден был вернуться в Москву, чтобы вступить в права наследства. Это заняло довольно много времени, и, пока суд да дело, Васильеву стали предлагать поучаствовать в различных проектах. В основном это были конкурсы красоты, организаторы которых мечтали заполучить в жюри профессионала такого уровня, да еще и приехавшего из Франции. Васильев не отказывался, ведь на этом можно было неплохо заработать, чтобы потом на эти деньги пополнить свою коллекцию.

В том же году в Москве заработала дизайн-студия «Интерьеры Александра Васильева» и прошли его первые выставки. Обнаружив, что у него и в России хватает работы, Васильев принял решение остаться на родине.

Через год он организовал выездную школу и появился на телевидении в качестве ведущего передачи «Дуновение века».

Осенью 2009 года занял место ведущего программы «Модный приговор», заменив на этом посту Вячеслава Зайцева, ушедшего по состоянию здоровья. Параллельно Александр выступал на радио, читал лекции в МГУ, Институте телевидения и радиовещания «Останкино» и школе «MODA.RU».

В 2011 году он учредил премию «Лилия Александра Васильева» за высокие достижения в оформлении интерьеров. Награда представляет собой керамическую лилию ручной работы, вручается за интересные находки в области дизайна и считается очень престижной в художественных кругах.

Васильев является автором тридцати книг и уникальных фотоальбомов, посвященных истории дореволюционной, советской и постсоветской моды, а также архитектуре царской России. Его перу принадлежат несколько биографических сборников, повествующих о жизни его знаменитых предков. В планах автора — публикация мемуаров Татьяны Лесковой, единственной правнучки писателя Николая Лескова и основательницы бразильской балетной школы.

В последнее время историк моды вплотную занялся своей коллекцией, которую в ближайшем будущем планирует превратить в постоянный действующий музей. В Москве уже функционируют несколько площадок, на которых выставляются уникальные экспонаты его коллекции, тематические выставки также проходят в различных исторических и художественных музеях, причем не только в России, но и за рубежом.

В коллекции уже насчитывается более 500 тысяч экспонатов, среди которых есть предметы гардероба, принадлежавшие таким легендарным личностям советской эпохи как Майя Плисецкая, Любовь Орлова, Людмила Зыкина, Галина Уланова и многим другим. В октябре 2020 года во Владивостоке открылась выставка «Мода Серебряного века» — несколько десятков роскошных нарядов, каждый из которых изготовлен в единственном экземпляре и поражает изяществом кроя, качеством используемых материалов и изысканностью декора.

Личная жизнь Александра Васильева

Первую любовь Александра звали Мария Лаврова. Они познакомились в Москве, Александру был 21 год, Марии — 19. Они встречались три года. Но потом Маша уехала в Париж, к родителям. Влюбленный Александр решил последовать за ней и стал придумывать различные варианты, чтобы выехать за пределы Советского Союза.

Неожиданно судьба подарила ему встречу с французской студенткой Анной Бодимон. Она изучала русский язык и приехала в Москву на стажировку. Александр уговорил девушку оформить с ним фиктивный брак, и спустя четыре месяца молодожены вместе оказались в Париже.

Александр встретился с Машей, но счастливого союза не получилось — Маша успела влюбиться в другого мужчину, за которого собралась замуж. Сердце Александра было разбито, но он не стал спешить возвращаться в Москву, а попытался начать новую жизнь во Франции.

Спустя некоторое время муж бросил Машу беременной, и она сделала попытку вернуться к Александру. Но он не захотел брать на себя ответственность за чужого ребенка, хотя по-прежнему испытывал к этой женщине нежные чувства.

Эта история отложила отпечаток на всей дальнейшей судьбе Васильева — он перестал доверять женщинам и так и не обзавелся ни женой, ни детьми. С Машей он поддерживает дружеские отношения, впрочем, как и с фиктивной супругой, с которой они развелись после пяти лет брака.

Самым близким человеком Александра остается сводная сестра Наталья, дочь матери от первого брака. Она тоже работает в сфере моды и читает лекции по дизайну и стилю. А еще Васильев души не чает в своем мопсе Котике, который путешествует с ним по всему миру.