Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Алиса Фрейндлих

Российская актриса театра и кино

Алиса Фрейндлих — знаменитая советская и российская актриса театра и кино. Кроме того, Алиса Бруновна замечательная певица. Фрейндлих — Народная артистка СССР (1981), лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1976), трехкратный лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996, 2001, 2008). Алиса Фрейндлих — также лауреат премии Правительства России (2010) и почётный гражданин Санкт-Петербурга (2001). В биографии Алисы Фрейндлих роли в таких известных фильмах, как «Соломенная шляпка», «Агония», «Служебный роман», «Д'Артаньян и три мушкетёра», «Сталкер», «Жестокий романс», множество ролей в спектаклях театра Ленсовета и БДТ.

Детские годы и образование Алисы Фрейндлих

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде.

Отец — Бруно Артурович Фрейндлих — актер. Предки Бруно Артуровича переехала в Россию при Екатерине второй. Это были известные стеклодувы, сообщается в биографии Алисы Фрейндлих в Википедии. Бруно Фрейндлих — Народный артист СССР (1974), лауреат Сталинской премии II степени (1951), снимался в таких фильмах, как «Два капитана», «Россия молодая», «Бег», «Двенадцатая ночь» и многих других.

Мать — Ксения Федоровна Фрейндлих — актриса. Из Пскова она поехала в Северную столицу и записалась на курсы в Театр рабочей молодежи. Именно здесь она познакомилась с Бруно Фрейндлихом.

Семья Алисы жила на Исаакиевской площади. Когда родилась Алиса, ее записали русской. Девочка с детства проявляла большие музыкальные способности. Она прекрасно пела, обожала «играть в театр», наряжаясь в мамины платья.

Родители Алисы расстались еще до войны. Девочка осталась с мамой и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно Фрейндлиха с женой арестовали, а потом расстреляли.

Алиса Фрейндлих как раз пошла в первый класс, когда в 1941 году началась блокада Ленинграда. Несмотря на детский возраст, Алиса явственно помнит то пронзительное время, вплоть до мелочей. А выжила она, благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам.

Мама в военное время работала бухгалтером. К голодной жизни добавилось и моральное давление окружающих людей. Ведь они были в родстве с немцами.

Когда блокада была снята, все почувствовали себя физически слабыми и духовно опустошенными. Сразу после войны мама с семьей переехала в Таллинн. В Эстонии Алиса окончила 5-й класс. А потом они вернулись в Ленинград, и Алиса Фрейндлих продолжила учебу в своей старой школе.

В этот же период в Ленинград вернулся и отец Алисы с новой семьей. Но новая жена запрещала встречаться Бруно Артуровичу с родными, а сводная сестра от второго брака даже не знала о существовании Алисы.

Как дочь актеров Алиса Фрейндлих, конечно, была увлечена театром. Она посещала театральный кружок, который вела прекрасная советская актриса Мария Призван-Соколова. Она научила детей, в том числе и Алису азам актерского мастерства.

И после школы Алиса Фрейндлих без труда поступила в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского.

Театральная карьера Алисы Фрейндлих

Алиса Фрейндлих успешно окончила театральный институт, и ее пригласили в Ленинградский драматический театр имени Комиссаржевской. Надо сказать, что молодой актрисе было нелегко пробиться через заслон местных театральных звезд. Тем не менее, Алиса благодарна им за актерскую и жизненную школу.

Кроме того, Фрейндлих уже была известна в Ленинграде как исполнительница эстрадных песенок. В спектаклях Алису тоже часто использовали как поющую героиню.

В 1961 году Алиса Фрейндлих перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета. Здесь ее талант сразу оценили. Она стала в этом театре главной актрисой. Игорь Петрович Владимиров, который незадолго (1960) был назначен главным режиссером, разглядел в Алисе Фрейндлих творческую индивидуальность, самобытность актрисы.

Алиса Бруновна проработала в театре имени Ленсовета двадцать лет. Она создала множество ярких ролей вместе с режиссером Владимировым: «Таня» (А. Арбузов), Джульетта («Ромео и Джульетта), Лика („Мой бедный Марат“, А. Арбузов»), Катарина («Укрощение строптивой» У.Шекспир) и другие.

Однако в 1981 году Фрейндлих и Владимиров расстались, и Алиса Бруновна ушла в БДТ к Георгию Товстоногову.

На сцене БДТ она исполнила множество ролей, среди которых и шекспировская трагедия «Макбет» — творческая мечта актрисы. В 2014 году на сцене БДТ вышел спектакль Андрея Могучего «Алиса» по Льюису Кэрроллу и специально созданный для Алисы Бруновны Фрейндлих.

Алиса Бруновна выходит на сцену БДТ имени Товстоногова в спектакле «Лето одного года». А вот играть в «Дядюшкином сне» считает уже неприличным в ее возрасте, но зрители идут на постановку и «на Фрейндлих» уже свыше 10 лет, так что актриса продолжает играть.

Карьера Алисы Фрейндлих в кино

Алиса Фрейндлих считает себя более театральной актрисой, чем киноактрисой. Первые роли в кинематографе были эпизодические. Она появилась в фильмах «Неоконченная повесть», «Бессмертная песня», «Полосатый рейс» и других.

В фильме «Похождения зубного врача» (1965) Элема Климова Фрейндлих впервые работала с Андреем Мягковым.

В 1974 году Алиса Фрейндлих сыграла в картине «Анна и Командор», которая сразу же была отмечена кинозрителями как явление.

Интересна также была ее роль в мелодраме «Опасный возраст». С Иннокентием Смоктуновским Алиса Бруновна сыграла в сказке «Принцесса на горошине» по мотивам произведений Ганса Христиана Андерсена, а также она получила главную роль еще в одной экранизации творений датского прозаика — «Тайна Снежной королевы».

Замечательной была роль в комедийном музыкальном фильме «Соломенная шляпка» (1974). Также она сыграла роль придворной дамы в исторической драме Элема Климова «Агония» (1975).

А блестяще сыгранная роль начальницы Калугиной в картине «Служебный роман» (1977) стала одной из главных в биографии Алисы Фрейндлих, и заставила многих женщин пересмотреть свой образ жизни.

В послужном списке Фрейндлих были и комедии («Д'Артаньян и три мушкетёра» роль королевы Анны Австрийской), «Старомодная комедия» (1978) и драмы.

У Андрея Тарковского Алиса Фрейндлих гениально сыграла в фильме «Сталкер» (1979).

Каждый год Фрейндлих приглашали сниматься в кино. Иногда у нее даже выходили несколько картин одновременно. В фильмографии Фрейндлих тех лет были «Опасный возраст», «Успех», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной». В 1984 году Алиса Фрейндлих снова сыграла в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс».

Было еще много фильмов, которые тепло были приняты публикой.

Алиса Фрейндлих вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трёх мушкетёров», затем сыграла в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», получив премию «Ника» за лучшую женскую роль второго плана.

Еще успех Алисе Бруновне принес детективный сериал, снятый в начале 2000-х годов — «Женская логика» (пять серий). Тандем Алиса Фрейндлих — Станислав Говорухин был неповторим.

После 10-летнего перерыва в фильмографии Фрейндлих в 2004 году вышла картина «На Верхней Масловке», ее партнером стал Евгений Миронов. Алиса Фрейндлих стала лауреатом второй премии «Ника» за лучшую женскую роль. Затем были «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» — фильм получил премию «Ника». Алисе Фрейндлих досталась роль матери Иосифа Бродского.

Среди последних работ Алисы Фрейндлих в кино — фильм «Большой» Валерия Тодоровского и «Карп отмороженный» Владимира Котта, который вошел в конкурсную программу ММКФ.

В 2018-м Алиса Бруновна приступила к съемкам в детском фильме «Александрина». Фильм предварительно планируется к выпуску в 2019 году.

Также в новостях сообщалось, что Алису Фрейндлих и Михаила Боярского, а также Сергея Шнурова планируют пригласить для съемок в сатирической комедии «Этаж» об истории расселения коммунальной квартиры в Петербурге. Как рассказал журналистам гендиректор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин, по сценарию, к жителям петербургской коммуналки обращается богач с предложением купить квартиру за высокую цену. После этого между героями появляются разногласия.

Алиса Фрейндлих критически относится к тому, что происходит в современном российском кинематографе.

«К сожалению, все современные фильмы и сериалы зациклены на криминале. Может быть, это происходит потому, что криминал стал темой очень большого количества телепрограмм, из которых несложно „надыбать“ материал для сценария. В газетах и журналах тоже есть криминальные страницы, из них можно почерпнуть какие-то сюжетные линии», — цитировали слова актрисы «Известия».

Алиса Фрейндлих считает, что в настоящее время в фильмах показывают лишь различные преступления. «Из нашего кино куда-то стал исчезать разговор о простых истинах: о дружбе, любви, добре и зле, честности… Да обо всех семи грехах человеческих, которые всегда имели свой альтернативный аспект. Эти простые истины сегодня остаются за пределами человеческого внимания», — добавила народная актриса СССР.

Кроме того, Фрейндлих заявила, что хорошие фильмы есть и сейчас: «Мы не вдаемся в подробности того, сколько советского барахла было снято, а оно было. Сегодняшние хорошие фильмы, как и советские, со временем отсеются по принципу ситечка».

Награды Алисы Фрейндлих

Алиса Бруновна Фрейндлих была по достоинству оценена как зрителями, так и критикой.

Она награждена многими орденами: Трудового Красного Знамени (1986), «За заслуги перед Отечеством» III степени, IV степени). В 2014 году Фрейндлих вручили орден Почёта — «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность».

Почетное звание Заслуженной артистки РСФСР Фрейндлих получила в 1965 году, а звание Народной артистки СССР — в 1981 году.

Также Алисе Фрейндлих вручались Государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского (1976), Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (1995) — «за выдающееся исполнение ролей классического репертуара».

В 1997 году она была награждена Премией Правительства Санкт-Петербурга и области «За уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга».

В 2000 году Алиса Фрейндлих получила несколько званий и премий: звание «Живая легенда» (Пятая городская премия в области культуры «Люди нашего города»), премию «Кумир», премию имени А.К. Толстого «Серебряная лира», Царскосельскую художественную премию.

Состояние здоровья

Алису Фрейндлих госпитализировали с коронавирусом 25 декабря 2020 года. В течение месяца 86-летняя актриса находилась в реанимационной палате, в конце января ее перевели в лечебное отделение.

В феврале Алису Фрейндлих выписали из больницы. Ее состояние оценивается как удовлетворительное. Об этом сообщила директор Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова Татьяна Архипова.

«Сейчас Алиса Бруновна чувствует себя хорошо. И если ее надежда встретить Новый год и Рождество дома не сбылась, то, наконец, китайский Новый год Алиса Бруновна сегодня отметит в теплом семейном кругу», — рассказала она.

Архипова добавила, что в театре все ждут возвращения Фрейндлих на сцену.

Личная жизнь Алисы Фрейндлих

Алиса Бруновна Фрейндлих трижды была замужем. Первый раз она вышла замуж за однокурсника Владимира Карасёва. Но после окончания института они расстались.

Вторым мужем молодой актрисы стал известный режиссер Игорь Петрович Владимиров, руководитель театра имени Ленсовета. Он был старше Алисы на 16 лет. Как признавалась актриса, Игорь Петрович многое сделал для неё в профессиональной сфере. У пары родилась дочь Варвара. Однако из-за творческих разногласий и проблем и этот брак распался, после чего Алиса Фрейндлих и сменила театр.

Третий супруг Фрейндлих — художник Юрий Соловьев, с которым она прожила 12 лет.

Дочка Варвара решила пойти по стопам мамы и сейчас играет с ней в одном театре, параллельно трудится заместителем гендиректора строительной компании по корпоративным коммуникациям. Варя вырастила сына Никиту и дочь Анну. Отец детей — Сергей Тарасов — сенатор, погиб в 2009 году в результате теракта.

Анна по образованию продюсер, в 2017 году вышла замуж за актера Алексея Мышинского.

Внук Никита выучился на режиссера и продюсера в Школе-студии МХАТ, работает под фамилией Владимиров. Никита снял любимую бабушку, а также Марину Неелову и Евгения Миронова в главной роли в трагикомедии «Карп отмороженный». Чтобы собрать деньги на фильм, молодой человек заложил собственную квартиру. Жертвы оправдались — картина получила приз зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля. Потом нашелся и спонсор, который погасил долги продюсера фильма Владимирова-младшего.

Когда появляется свободное время, актриса идет в театр как зритель, гуляет по городу. Правда, предпочитает темное время, чтобы избежать «эпидемии просьб» о совместном фото, «у всех же есть камеры на телефонах».