Украинский радикализм становится неконтролируемым, и это может повлечь за собой пугающие последствия, констатирует газета The Telegraph, на мнение которой ссылается РИА Новости.
Около дюжины украинских политиков с начала сентября успели побывать в баках для мусора по воле местных радикалов, которые называют все это «мусорными люстрациями», напоминает британское издание. При этом оно отмечает, что эти «трюки» больше напоминают самосуд и публичное линчевание, и все это может зайти слишком далеко.
Действительно, если сейчас украинские экстремисты отрабатывают на депутатах и чиновниках «мусорный креатив», то уже завтра (устами замгубернатора Днепропетровской области Бориса Филатова) обещают вещать всех неугодных на фонарях. Кстати, ранее этот соратник Коломойского уже затрагивал эту тему. В феврале, комментируя события в Крыму, он написал у себя в блоге, что «нужно давать мразям любые обещания, гарантии и идти на любые уступки… а вешать… вешать их надо потом».
Потом была Одесса, где радикальные молодчики в балаклавах забросали «коктейлями Молотова» Дом профсоюзов. Это жестокое убийство нескольких десятков людей не произвело на Запад почти никакого впечатления. Как не вызвали сочувствия полыхавшие живыми кострами на Майдане беркутовцы. И позже — погибшие под бомбами и расстрелянные армией жители Донбасса.
Что же случилось вдруг? Неужели «цивилизованный мир» стал понимать, наконец, что страну, где движущей силой перемен выступают радикалы вроде «Правого сектора» ничего хорошего не ждет?
— Украина сама фактически превратилась в мусорный бак, — констатирует политолог Сергей Михеев. — То, что сейчас там происходит, это еще одно подтверждение абсолютной несостоятельности украинской государственности. Она рушится на глазах. Причем, начиная с Майдана, рушат ее те люди, кто громче всех кричит «Слава Украине!».
По сути, на Украине сегодня тон задают люди, которые считают возможным любое преступление, если это преступление отвечает их искаженным, извращенным взглядам на жизнь. К сожалению, это демонстрирует полную несостоятельность так называемой украинской политической элиты, украинского политического класса в целом.
«СП»: — На Западе это понимают?
— То, что происходит на Украине, настолько шокирует, что закрывать на них глаза уже нет никакой возможности. Да, какое-то время можно было делать вид, что вроде бы атмосфера нормальная и дышать можно, что вообще ничего страшного… А в ответ на какие-то наши замечания и попытки обратить внимание на тот произвол что там происходит, говорили, что это все выдумки, этого просто нет. И даже фото и видеодокументы их не убеждали.
Но теперь ситуация, действительно, выходит из-под контроля. И скрывать это уже невозможно.
Это — первое.
Во-вторых, видимо, западные политики (особенно в Европе) обеспокоились по поводу того, что радикалы могут обрушить власть тех людей, которых они привели на Майдане.
А все, на самом деле, идет к тому, что внутренний конфликт на Украине обостряется. И гражданская война уже может перекинуться с юго-востока на другие территории страны. То есть, друг друга убивать начнут вчерашние соратники по Майдану.
Обратите внимание, недавно г-н Ляшко публично обещал убить губернатора Днепропетровской области Коломойского и расправиться с Аваковым. То есть, речь идет о том, что они готовы убивать друг друга.
И людей на Западе это пугает.
«СП»: — Поясните…
— Когда-то хаос и дестабилизация на Украине входили в их планы. Но тотальная гражданская война тех людей, которые вроде бы недавно еще были союзниками на Майдане — это их не очень устраивает. И поэтому, видимо, они начинают шевелиться и замечать даже то, что раньше старались не замечать.
Конечно, это прозрение приходит поздно.
Но, дело в том, что это даже не вполне прозрение. Это такая же циничная позиция, как и раньше. Только раньше они считали, что все можно не замечать, теперь считают: нет, все-таки что-то надо замечать.
Вопрос — как к этому относиться?
К сожалению, ситуация вот какая: к Украине они относятся как к средству, и им в принципе наплевать, что там будет. Просто они хотели бы, чтобы хаос развивался по их сценарию. А он может начать развиваться по-другому, более радикальному сценарию.
«СП»: — И это уже опасно?
— Европе было бы все равно, с единственной оговоркой: если на Украине начнется действительно всеобъемлющая гражданская война, то количество беженцев станет огромным, и в условиях подписанного соглашения об ассоциации, значительная часть этих беженцев ринется в Европу в поисках лучшей доли. А обустраивать их за свой счет европейцы совершенно не стремятся.
Но и с другой стороны, конечно, вот этот пример неонацистского экстремизма, который Европа фактически вместе с американцами поощряла все это время, начиная с Майдана, он может быть привлекательным для ряда радикальных организаций и в самой Европе. Фактически Запад пугает то, что, если собрать большую агрессивную толпу, можно прокачать, продвинуть любые требования, независимо от их абсурдности. И если это можно на Украине, почему невозможно в Европе, Америке или еще где-нибудь?
Действительный член Академии политической науки, профессор факультета истории, политологии и права РГГУ Сергей Черняховский напомнил, что «западные страны уже не раз сами создавали проблемы, с которыми потом просто не знали как бороться»:
— На самом деле, это ведь они помогали утверждению власти Гитлера, Муссолини, они создавали те или иные неофашистские режимы — от Пиночета до исламского фундаментализма.
Они не понимают или просто боятся понимать некоторые закономерности социального развития. Потому что если они их поймут, то тогда должны будут признать ограниченность своих форм существования.
С другой стороны, страны эти всегда были узко прагматичными и ориентировались на ситуационные действия, считая, что если они решат некую проблему сегодня некими «пограничными» средствами, то когда эти средства сами станут проблемой, то они решат уже новыми средствами проблему с ними.
Они все время создают вот такую сложную волну.
В каком-то плане это, вообще, черта «засыпающей» цивилизации. Ну, точно также как Рим с какого-то момента начинал использовать готов в качестве вооруженной силы, не будучи в состоянии заставить воевать своих граждан. Закончилось это тем, что готы низложили императора и уничтожили Западную Римскую империю.
«СП»: — В какой степени этот украинский радикализм может быть опасен для Европы? Ведь сегодня в арсенале у этих людей не только «коктейли Молотова», но и боевое оружие?
— Установки политических лидеров украинского радикального движения сегодня, они точно такие же, какими были в свое время установки Гитлера. Просто иногда это словосочетание «гитлеровский нацизм», будучи в основном оценочным сейчас, заставляет забыть, из чего это рождалось, как и на чем держалось…
А все то же самое.
Кроме того, ведь Украина двадцать лет деградирует. И националистическое движение на Украине, оно в чем-то сродни нацистской реакции немцев на Версальский мир — то есть, на унижение страны.
Сейчас они мстят России. Потом будут мстить всем остальным.
Мы видим, что на Украине, как и в гитлеровской Германии это было, уже сложился союз политического нацистского движения и олигархов (как сейчас называют представителей крупного бизнеса). А волне естественно, что у того же украинского крупного капитала будут свои интересы в международном пространстве и свои счеты к крупному капиталу западному.
Да, это попытка создать такую «славянскую Германию», «украинский рейх».
Отчего кривится Европа?
Она к таким видам деятельности не привыкла. Будучи сама не способна на такие формы, она начинает их сначала приветствовать, когда это можно натравить на своего конкурента, но потом вполне естественно пугаться просто потому, что не комфортно на силовом поле себя ощущает. Ведь ни одна европейская страна минимально достойного отпора Гитлеру в свое время не дала. А сейчас там положение в социокультурном плане еще хуже, чем тогда.
И если предположить себе ситуацию, когда неонацистский режим укрепится на Украине, то, конечно, он не ограничится враждой с Россией. Он будет выяснять отношения и с Западом тоже. Кстати сказать, то же самое стал делать исламский фундаментализм, как только Запад его поддержал и дал сформироваться.
Фото: Максим Никитин/ ТАСС