«Последние новости из Донецкой области означают, что Киев дает добро на крымский сценарий на Донбассе, который может быть реализован уже 9 ноября», — цитирует «Регнум» украинского политика Виктора Балогу, бывшего главу администрации президента Украины и кандидата в депутаты Верховной Рады на выборах 26 октября.
Причём Балога считает, что расстаться с Донбассом можно «цивилизованным способом» — с помощью всеукраинского референдума. Самым большим преимуществом проведения референдума он считает «безопасность для нескольких миллионов граждан Украины, которые проживают в районе АТО и в прифронтовых зонах. Такой цивилизованный развод оставляет нам возможность цивилизованного возвращения Донбасса в будущем. Санкции сделают свое дело. Не сейчас, через год-два… После свержения путинского режима нам уже не придется завоевывать Донбасс — попросятся сами, так же, через референдум. Но тогда уже мы будем решать — нужно нам это или нет», — заявил кандидат в депутаты.
Как уверен экс-глава администрации президента Украины, военные методы в настоящий момент себя исчерпали. «Одной веры в наши Вооруженные силы и патриотизма, к сожалению, оказалось недостаточно для того, чтобы противостоять одной из самих сильных армий мира. Можно, конечно, продолжать класть в боях лучших сыновей Украины, но результат будет приблизительно тем же», — написал Балога.
Насколько вероятен сценарий «цивилизованного развода» Украины и Донбасса, и что на самом деле стоит за столь экстравагантным для нынешней политической элиты «незалёжной» заявлением?
— Если бы политики в Киеве хотели цивилизованно «развести» Украину с Донбассом, они давно бы уже сделали это, — говорит президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. — Главная проблема в том, что нынешняя власть направляет все усилия на то, чтобы подготовиться к новым боевым действиям. И даже если вдруг президент и правительство передумают воевать и объявят о подготовке некоего референдума, боевики «Правого сектора» и те, кто стоит за ними, скорее поменяют руководство страны, чем согласятся «по-хорошему» разойтись с Донбассом.
Что касается собственно заявления господина Балоги, с моей точки зрения, оно сделано в контексте избирательной кампании. Напомню, уже на следующей неделе пройдут выборы в Верховную Раду. Контролировать эти выборы и решать, кому пройти в Раду, а кому — нет, будет президент Порошенко. Поэтому Балога, баллотирующийся в украинский парламент, таким способом показывает президенту Украины свою лояльность. Ведь самого Порошенко много критикуют за то, что он пошёл на Минские соглашения. А тут ещё более «мирное предложение».
Кроме того, надо учитывать, что Балога представляет Закарпатье. Это его коренной регион. Эта область, хотя и не является де-юре автономной, в значительной степени существует наособицу от остальной Украины. У населения этой области довольно серьёзные противоречия с расположенной рядом Галицией. Политическая элита Закарпатья хоть и не стремилась открыто к отделению от Украины, однако всячески намекала на то, что хотела бы особых прав для своей территории.
Балога, видимо, счёл, что сейчас, после отделения Крыма, после событий в Донбассе, хорошо бы поднять тему референдумов. Сначала для Донбасса, а потом и для Закарпатья. И таким легальным и достаточно безболезненным способом добиться юридической автономии этого региона. В этом случае, формально признавая себя в составе Украины, Балога, который там и так может делать, практически что хочет, теперь ещё и легализует свои возможности.
«СП»: — Между тем подобное заявление накануне выборов может оттолкнуть большинство избирателей. Или, наоборот, на Украине сейчас набирают силу настроения за «мирный развод» с Донбассом?
— Надо понимать, что подобные настроения имели место ещё до февральского переворота в Киеве. Одни говорили: давайте, мы отделим Галицию, пусть живут, как хотят. А другие говорили: надо отделить Донбасс и Крым, и тогда Украина хоть и потеряет в территории, но зато приобретёт целостность в плане этническом и ментальном. В частности, ещё полтора года назад известный своим политическим эпатажем, так называемый украинский писатель Андрухович предлагал именно «цивилизованный развод» с Донбассом.
Надо понимать, что на этих выборах избиратели ничего решать не будут. Будет решать Порошенко и его окружение. Поэтому всем желающим попасть в Верховную Раду надо делать заявления, которые бы не задевали именно этих людей. А если они заденут кого-то из избирателей — в этом для кандидатов нет ничего страшного.
Например, если в Днепропетровской области больше всего голосов наберут коммунисты, можно не сомневаться, что «победу» всё равно одержат те кандидаты, которых поддерживает олигарх Коломойский.
— Непонятно, что Балога имеет в виду под понятием «Донбасс», — говорит директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. — Если он говорит только о той территории, которую контролируют сегодня ополченцы, то в Новороссии на это не пойдут. Слишком велики жертвы, уже принесённые жителями Донбасса, чтобы удовольствоваться огрызками собственных республик. Самое меньшее, на что согласятся ополченцы — возвращение республик к административным границам Луганской и Донецкой областей.
Надо понимать, что если Киев на самом деле мирно отпустит Донбасс, то найдутся и другие области Украины, которые поставят вопрос о референдуме, меняющем их статус.
ДНР и ЛНР, скорее, не «попросятся обратно» в Украину, а «перетянут» своим примером из Украины другие регионы. То, что распад Украины продолжается, очевидно. Распад происходит в силу того, что страна исчерпала ту инерцию государственности, которая была заложена в неё в советский период. Этот процесс уже вошёл в такую стадию, что мало зависит от желаний и способностей её руководителей.
У Киева сегодня два варианта. Либо принять факт фрагментации бывшего государства и обойтись без дальнейшей крови. Либо продолжать настаивать на сохранении уже «остывающего» государства и обречь его население на хаос и дальнейшую Гражданскую войну.
«СП»: — То есть заявление Балоги может свидетельствовать о том, что Киев начинает понимать безнадёжность войны за целостность Украины?
— Да, это констатация усиливающихся настроений в среде людей, которые в феврале захватили центр Киева и какое-то время изображали из себя действующую власть. Для тех, кого называют политической элитой Украины, остановить распад страны очень сложно. Эти люди в принципе не способны держать экономику хотя бы на том уровне, на котором она существовала при Януковиче. Они не имеют адекватного представления о цивилизационной разновекторности жителей Украины, как и о многих других вещах.
Всё, что они хотели, подстрекая Майдан, сесть в правительственные кресла, чтобы разворовать остатки того, что было украинским государством.
Фото: EPA / ТАСС