Продолжение выполнения российско-украинской программы «Днепр» с использованием снятых с боевого дежурства тяжелых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РС-20 (по западной классификации — «Сатана») для запуска спутников наносит России материальный и имиджевый урон. Такое сообщение на днях растиражировали СМИ со ссылкой на высокопоставленный источник в ракетно-космической отрасли РФ.
По его словам, в продолжении пусков сейчас заинтересован только олигарх Игорь Коломойский, который в 2014 году стал фактическим хозяином днепропетровского «Южмаша», где производились и до сих пор проходят сервисное обслуживание знаменитые на весь мир МБР.
— Россия с подачи Министерства обороны неоднократно поднимала вопрос об изменении финансовых условий реализации программы «Днепр»". В связи с этим пуски «Днепров» 2011 по 2013 год не проводились. Возобновление их в 2013-ом — это политическое решение, которое было призвано помочь режиму Януковича, — рассказал собеседник.
Если верить источнику, что себестоимость пуска «Днепра» до приостановки программы в 2011 году составляла примерно 300 млн. рублей. Российские организации получали от компании «Космотрас» — провайдера пусковых услуг «Днепра» — около 50 млн. рублей, разницу оплачивал российский бюджет.
— Какую прибыль получала российско-украинско-казахстанская международная космическая компания «Космотрас», можно только догадываться, поскольку контрактная стоимость пуска — коммерческая тайна. К тому же ранее в указанные 50 миллионов входили отчисления от американцев за утилизацию МБР, теперь эта сумма будет еще ниже, — добавил он.
По словам источника, характер запускаемых с помощью «Днепров» полезных нагрузок носит отчетливый военный характер.
— В лучшем случае — это спутники дистанционного зондирования Земли, по сути разведки, в худшем — экспериментальные космические аппараты, с помощью которых отрабатываются технологии, которые могут быть использованы в военных целях.
Источник указал, что не будет исключением и назначенный на 30 октября очередной запуск «Днепра» (второй в 2014 году), который выведет на орбиту японские космические аппараты. По сообщениям СМИ, спутники были доставлены на территорию РФ еще 20 августа.
Примечательно, что 4 мая 2014 года представитель Роскосмоса, опровергая все предыдущие сообщения СМИ о том, что пуск «Днепра» намечен на 19−20 июня, завил РИА Новости, что кластерный запуск конверсионной ракеты-носителя «Днепр» с 34 мини-спутниками в рамках совместной российско-украинской программы в конце июня не планируется.
— В официальном плане на июнь такого пуска нет. И не было, — тогда отметил он.
Однако вопреки этому заявлению 20 июня конверсионный вариант «Сатаны» все же вывел на околоземную орбиту 33 спутника 17 стран.
Предыдущий пуск состоялся 21 ноября 2013-го — тогда с военной базы в Ясном успешно отправили в космос ракету-носитель со спутниками США, Дании, Японии Польши и Объединенных Арабских Эмиратов. Третий в этом году запуск ракеты «Днепр» намечен на декабрь.
Для справки: «Днепр» — трехступенчатая, жидкостная ракета. Первая и вторая ее ступени — штатные ступени МБР РС-20 (по западной классификации — SS-18 «Сатана»). Стартовая масса «Днепра» — 210 тонн. Конверсионные варианты «Сатаны» запускают с 2006 года из позиционного района Ясненской ракетной дивизии РВСН.
Стоит отметить, что, несмотря на июньские заявления Киева о прекращении военного сотрудничества с РФ, сервисное обслуживание межконтинентальных ракет РС-20 «Сатана», пока состоящих на вооружение РВСН, не прекратилось. По договору обслуживание российских РС-20 между Минобороны РФ и заводом «Южмаш» должно осуществляться до 2017 года. По заявлению главкома РВСН Сергея Каракеева, «Сатана» будет находиться на вооружении до 2022 года, после чего ракету заменят наземные стратегические комплексы «Тополь-М» и «Ярс», а также МБР «Булава».
Нельзя просто вот так взять и отказаться от пусков. Для этого необходимо пройти определенные правовые процедуры, чтобы потом не платить внушительные неустойки зарубежным заказчикам, подчеркивает президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
— Поэтому сейчас пуски осуществляются, в будущем — скорее всего, прекратятся. Понятно, что в 2013 году события на Украине носили совершенно иной характер, поэтому и было принято решение снова возобновить запуски конверсионных ракет-носителей «Днепр».
Запуск «Днепра» — это настолько небольшой раздел, так сказать, ракетной техники, что говорить о том, что Россия несет какие-то имиджевые потери — неверно, отмечает вице-президент Федерации космонавтики Олег Мухин.
— Здесь нет никакой трагедии. Просто мы не хотим до конца рвать отношения с украинским народом, потому что окончание такой программы означает для них потери рабочих мест, зарплат. Наша страна рассматривает все происходящее на Украине, как такой временный националистический угар, однако чем дальше, тем больше он выходит наружу и становится неприемлемым не только для нас, но и для всего мирового сообщества. Поэтому, скорее всего, пуски скоро прекратятся…
Я напомню, что на космодроме Куру (Гвианский космический центр — «СП») у нас есть пусковая установка для ракет «Союз», что позволяет запускать ракеты (более мощные, чем «Зенит» или «Днепр») для вывода спутников на орбиту почти из экваториальной зоны. Мы даже готовы отказаться от плавучего космодрома в Тихом океане «Морской старт» (подробнее об этом читайте в материале «Морской фальстарт» — прим. редакции), потому что содержать его сложно и затратно.
Да, конечно, с одной стороны, «Днепр» можно использовать, тем более что ракета-носитель делается на базе снятых с боевого дежурства тяжелых МБР РС-20. Однако ничего катастрофического не произошло, когда в период с 2011 по 2013 годов мы обошлись без таких запусков.
Раньше существовало определенное разделение труда: легкие ракеты традиционного изготавливались на Украине, а тяжелые — в России, говорит военный эксперт Виктор Мясников.
— В принципе, у нас уже должна была быть готова легкая ракета «Ангара», но ее конструирование, производство и испытания затянули на добрый десяток лет. Ближайшее время она должна, что называется, войти в строй.
Насколько я понимаю, у нас есть сейчас некоторое количество и «Зенитов» и конверсионных «Днепров»: у Минобороны (да и у Роскосмоса тоже) всегда есть определенный запас ракет-носителей каждого вида. Обычно контракты заключаются, когда под них уже есть обеспечение. Поэтому, скорее всего, у нас имеется какое-то количество «Днепров», потому что когда Киев объявил эмбарго на поставки в Россию продукции оборонного назначения, Роскосмос никак не отреагировал на эту новость.
Отмечу, что в принципе конверсионную ракету не надо отправлять на предприятие-производитель, потому как головные обтекатели ракет разрабатываются в России. Кроме этого, есть легкая конверсионная ракета-носитель «Рокот», благодаря которой спутники можно запускать даже с подводных лодок. Так что какой-то сильной зависимости от украинских ракет-носителей у Роскосмоса нет, поэтому как было принято политическое решение о возобновлении пусков «Днепров», так может принято политическое решение об отказе, но только после выполнения ряда обязательств.
Что касается Коломойского, то этот олигарх прекрасно понимает, что если оборонные предприятия в его княжестве не будут работать (а они все завязаны с Россией), то это спровоцирует многотысячное народное возмущение. А ему социальный взрыв, переходящий в мятеж не нужен совершенно. Все это он прекрасно понимает, поэтому заинтересован в продолжении сотрудничества, поэтому и не признал эмбарго, объявленное Порошенко. То есть из Днепропетровской области по-прежнему вся продукция исправно поступает в РФ, включая вертолетные двигатели, ракеты-носители, комплектующие
Что касается того, получает ли Коломойский прибыль от запусков «Днепров», то, как я понимаю, на Украине он получает прибыль от всего и со всего. Но для него главное, чтобы в его удельном княжестве не было бунтов, чтобы подконтрольные ему предприятия худо-бедно, но работали.
«СП»: — То, что мы возобновили пуски «Днепров» в 2013 году, означает, что мы даже в таких мелочах поддерживали режим Януковича?
— Речь шла о том, чтобы украинские оборонные предприятия продолжали работу, потому что без российских заказов они просто не могут существовать, ведь у Украины нет своих космических программ, да и денег на них тоже. Предприятия тогда просто бы обанкротились. Поэтому мы тем решением поддерживали не столько Януковича, сколько работников отрасли.
«СП»: — Вы согласны с тезисом, что Россия несет имиджевые потери, продолжая выполнять пуски «Днепров»?
— Я не представляю, что какие имиджевые потери могут быть от того, что мы запустили несколько ракет, которые вывели десятки зарубежных спутников, то есть исполнили обязательства перед заказчиками.
Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко замечает: получает ли деньги Коломойский от пусков «Днепров» и сколько — это дело службы экономической безопасности ФСБ. Спецслужбы должны подготовить аналитическую справку для правительства и президента на предмет того, по каким направлениям нам надо продолжать сотрудничество с Украиной, а что действительно бьет по российским национальным интересам.
— Здесь слово должны сказать те специалисты, которые отвечают за этот участок работ. Дело в том, что сейчас существует громадное количество спекуляций, где, так или иначе, фигурирует олигарх Коломойский. Конечно, это лицо мало кому симпатично, и на этого украинского олигарха, конечно, можно повесить всех собак, однако надо точно знать, какую именно прибыль он получает от «Южмаша», как это сказывается на программе по запуску «Днепров», а то, может, МБР РС-20 проще утилизировать.
Однако замечу, что сотрудничество России с «Южмашем» в стратегическом плане уже практически завершено. Для РФ принципиально важно строить свои стратегические ядерные силы, и не зависеть от каких-либо внешних контрагентов. Именно поэтому в свое время была сделана ставка на продукцию Московского института теплотехники. Сегодня это уже корпорация, которая занимается проектированием, выпуском и поставками в войска современных твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет.
Так, уже успешно завершена программа поставок баллистической ракеты «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования. Напомню, что это ракета с моноблоком, где находится ядерный заряд большой мощности, предназначенный для уничтожения особо защищенных объектов, а также поражения площадных целей в рамках концепции ядерного возмездия, в случае если против нашей страны будет совершена ракетно-ядерная атака.
Серийно строится ракетный комплекс PC-24 «Ярс» шахтного и мобильного базирования, где ракета уже многозарядная, способная нести от шести до восьми ядерных блоков. В рамках модернизации этой программы у нас появляется возможность сделать каждый из ядерных боевых блоков маневренным, тем самым создав сложность для перспективной системы ПРО США.
У нас также по линии ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники» разрабатывается и испытывается ракетный комплекс РС-26 «Рубеж» с межконтинентальной баллистической ракетой, а в рамках «ядерной триады» идет серийное производство и поставки в ВМФ ракеты «Булава».
Вот все перечисленные мной твердотопливные изделия — полностью российская кооперация, где не задействованы иностранные поставщики. Поэтому будет ли с «Южмашем» вестись какое-либо сотрудничество (а, скорее всего, нет), у нас есть возможность продвигать российские разработки, которые обладают огромной энергетикой, коротким активным участком и развитым комплексом средств преодоления ракетной обороны.
Фото: ТАСС