Избрание руководящих органов 2 ноября в Донецкой и Луганской народных республиках вряд ли пройдет спокойно. Предвыборная кампания уже окрашена целым рядом скандалов. Соответственно, возникает много вопросов по поводу легитимности сформированных органов власти, что явно не будет способствовать стабилизации обстановки.
В народных республиках Донбасса политические партии и движения создаются фактически с нуля. Бывших украинских партий уже нет, а чисто донецких или луганских никогда не было. Пока там есть несколько движений, чьи программы мало отличаются друг от друга. Недавно на конференции была образована Коммунистическая партия ДНР, образованная из осколков различных левых организаций, во главе с нынешним председателей Верховного Совета ДНР Борисом Литвиновым. После конференции Литвинов заявил, что партия будет поддерживать на выборах главы республики нынешнего премьера Александра Захарченко. Но, несмотря на это, список компартии в Верховный Совет был снят центризбиркомом Донецкой республики.
По некоторым сведениям, активно отстраняют от политики «народного губернатора» Донетчины Павла Губарева. «Павел сейчас очень неудобен тем самым деструктивным силам, которые хотели бы его убрать. С Павлом очень трудно договориться, если не учитывать его идей, подкупить его также невозможно, поэтому его и хотят убрать из политической жизни. Кто эти люди, я не знаю, но очень рад, что Павел остался жив», — прокомментировал ситуацию руководитель центра координации «Новая Русь» Алексей Анпилогов. Напомним, недавно на Губарева было совершено покушение.
По идее, выборы должны легитимизировать, прямо сказать, самопровозглашенную власть в народных республиках. Но, во-первых, значительная часть территории ДНР и ЛНР находится под контролем украинских войск. Во-вторых, даже с контролируемых ополчением земель было много беженцев. Так что крайне сложно будет подсчитать процент явки на выборах, ведь от чего считать — не ясно. Снятие же кандидатов и партий явно не прибавит у народа доверие к выбранной власти.
Но самое плохое — даже не ход будущих выборов. По мнению многих экспертов, немалая часть отрядов ополчения и их командиры попали под влияние различных олигархических групп. Понятно, что эти группы первоочередной целью ставят получение прибыли, дележ собственности, но не интересы простых людей. Соответственно, начинается и разложение ополчения. «Большинство командиров взяли оружие в руки не для денег, не для славы, иначе они не ходили бы в смелые, без укрепленного тыла атаки на украинские войска. Но сейчас я бы вычленил из них тех людей, которые занимаются рэкетом, вымогательством, прямыми хищениями имущества, не мотивированными никакими военными целями», — описывает ситуацию Алексей Анпилогов.
Сразу после референдума 11 мая о провозглашении республик казалось, что государственность удастся выстроить быстро. Более того, многие говорили о проекте «большой Новороссии», включающей минимум восемь областей Украины. Сейчас же ополченцы вынуждены соблюдать минские соглашения о прекращении огня и считаться с потерей значительных территорий в Донетчине и Луганщине. Принятый на Украине закон «Об особом статусе» де-факто признает суверенитет ДНР и ЛНР в границах, проходящих по линии фронта. Но внутреннего единства у республик нет.
Худший из возможных вариантов развития ситуации в Донбассе — это условное повторение истории Чечни во второй половине 1990-х годов. После подписания соглашения о прекращении огня в Хасавюрте в 1996 году федеральный центр фактически сказал «живите, как хотите». Но за три года «независимости» пришедшие к власти люди во главе с Масхадовым настолько замучили местное население, что в конце 1999 года оно уже радостно встречало российских военных.
Как избежать этого сценария в ДНР и ЛНР, сформировать сильную гражданскую администрацию и заставить экономику работать? Как избавиться, наконец, от влияния олигархов, которым выгодны хаос и неразбериха?
По мнению политолога Анатолия Несмеяна (Эль-Мюрида), сделать это будет крайне непросто. В стабилизации политической обстановки в народных республиках большую роль должна сыграть Россия.
— Видимо, в народных республиках пытаются сформировать хоть сколько-нибудь легитимную власть. Но нужно исходить из реальности. Захарченко и Плотницкий будут избраны, тут сомнений быть не может. Причем даже не важно, как проголосуют, ведь результат уже предопределен. Это обычный политический маневр, который не имеет никакого отношения к демократии. Я не хвалю и не осуждаю такие действия. Это просто данность, вызванная реальностью.
«СП»: — Будет ли власть легитимной в глазах людей?
— Это просто элемент торга, чтобы более-менее формально предоставить власть Захарченко и Плотницкому. К реальному авторитету власти это не будет иметь отношение, причем даже не важно, кто будет избран, тут дело не в личностях.
«СП»: — Получится ли сформировать централизованные органы власти?
— Не удастся. В условиях войны единственная власть — это полевые командиры, у которых есть силовой ресурс. Всё зависит не от голосования людей, а от того, как договорятся между собой командиры. Всё остальное — иллюзии.
«СП»: — Договориться командирам будет сложно из-за того, что некоторые из них, как говорят эксперты, уже связаны с местным крупным бизнесом.
— В этом нет ничего удивительного. Каждый командир заинтересован, чтобы в месте, где он командует и руководит, экономика как-то дышала и работала. Сепаратным образом они пытаются выстраивать хозяйственную жизнь на конкретных территориях.
Пойдут ли командиры на договоренности между собой? Мне кажется, что такие прогнозы делать преждевременно. К сожалению, еще далеко до формирования единого централизованного командования. А пока его не будет, неважно, кто формально будет исполнять должность премьер-министра или кого еще.
«СП»: — Но бесконечно не может быть «махновщина».
— Она бесконечно продолжаться и не будет. Но есть процессы, которые идут по своим объективным законам. В таких условиях неизбежна война командиров. Ее прекращение происходит тогда, когда один из командиров становится в итоге главным, а остальные признают его власть. С этого начинается строительство централизованной армии, а потом и единого государства. Проскочить эти стадии практически невозможно.
Зачаточные контуры «совета командиров» смог создать в Донецке Игорь Стрелков. Но Стрелков ушел, и всё вернулось на круги своя.
«СП»: — Насколько вероятно повторение сценария Чечни с 1996 по 1999 годы?
— Строительство государственности упирается в экономику. В автаркичных областях, замкнутых на конкретных командиров, экономики всегда очень примитивны. Поэтому они очень быстро самоуничтожаются. Не важно, под какими идеями выступают командиры. По чисто экономическим причинам очень быстро возникает идея экспансии, как добычи ресурсов. В 1999 году чеченские отряды пошли на Дагестан не из-за идеи халифата, а просто они к тому моменту проели все ресурсы Чечни. Им нужны были материальные, людские и прочие ресурсы. Похожий сценарий ждет и Новороссию. Если командиры не сумеют объединиться, то они или самоуничтожатся, либо начнут наступление на другие территории. И дело не в том, хорошие они или плохие. Просто логика развития событий такая.
«СП»: — Что необходимо для объединения командиров?
— Россия должна потребовать от командиров объединения, иначе война между ними будет продолжаться. А в условиях войны против всех вряд ли кто-то станет доминирующей фигурой. Многое зависит от нашей страны.
Руководитель Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко настроен более оптимистично:
— Выборы в народных республиках проводятся как раз для того, чтобы легитимизировать тех, кто сейчас находится в руководстве ДНР и ЛНР, народу надо дать возможность сделать свой выбор. В предвыборной борьбе много неясного. Скажем, что касается покушения на Губарева, для меня эта история слишком напоминает инсценировку, довольно неумелую. Две машины ехали, потом просто врезались в столб… Проблематично там с покушением, тем более, что когда хотят убить — убивают. Что касается отстранения от власти некоторых сил, то это вопрос тёмный, поскольку мы располагаем недостаточной информацией относительно влиятельности и реальности тех партий, которые там сейчас создаются. В таких условиях, вполне возможно, создание какой-нибудь «диванной» партии, которая громко кричит, но ничего из себя не представляет.
Я предполагаю, что сейчас в народных республиках могут иметь место не вполне моральные методы отстранения от выборов, потому что, ещё раз подчеркну, там вопрос стоит о легализации тех, кто уже находится у власти. Все эти республики находятся на территории прифронтовой зоны, на расстоянии 30−150 километров от линии фронта, и в таких условиях власть будет находиться в руках военных. Гражданские власти в любой стране и в любое время в прифронтовой полосе властью не обладают.
Сейчас не в интересах Донецкой и Луганской республик, чтобы в ходе выборов кто-то мог тешить свои амбиции. Ведь эти государственные образования самостоятельно существовать не смогут. С экономической, военно-политической точек зрения им необходима поддержка Российской Федерации. Следовательно, управлять этими республиками будет де-факто тот, кто эту поддержку сможет обеспечить.
Исходя из этого, на мой взгляд, в ДНР и ЛНР сейчас проходит нормальный политический процесс. Возможно, выборы надо было проводить раньше, но это было нереально в условиях боевых действий. Сейчас должна произойти легитимизация тех властей, которые есть.
Когда эти республики будут признаны или станут хотя бы какими-то устойчивыми образованиями, способными выживать самостоятельно, тогда там пройдут выборы другого формата. Но сегодня, в условиях гражданской войны, в прифронтовой полосе, говорить о свободных и прозрачных выборах даже наивно.
«СП»: — Насколько выбранные власти смогут держать под контролем полевых командиров и быть легитимными в глазах жителей Донбасса?
— Любая власть получит определенные рычаги, чтобы держать ситуацию под контролем. Другое дело, насколько власть этими рычагами воспользуется. Полгода существования ДНР и ЛНР показывает нам, какие у кого есть возможности и к чему кто лучше приспособлен.
Выборы всё равно нужны. Сегодня любой полевой командир может сказать тому же Захарченко «ты такой же, как и я, у меня даже лично преданных людей больше». После выборов он так сказать уже не сможет. Выборы дают Захарченко политический инструмент сказать, почему он требует выполнения своих приказов.
Одновременно выборы дают России возможность уйти от вопросов, куда идет и как распределяется гуманитарная помощь, почему Мозговому везут столько, а Безлеру — столько? Помощь будет идти законной власти, которая и будет заниматься распределением. Таким образом, и центральная власть получает рычаг воздействия на своих полевых командиров. Они не смогут собраться и принять решение о смещении должностных лиц. Это уже будет восстание армии против своего народа.
Нельзя не опираться на волю народа. Вот народ на референдуме проголосовал, и ДНР с ЛНР стали независимыми государствами. Командиры не смогут отрицать избрание Захарченко, Губарева, Плотницкого или других политиков. Отрицая эти выборы, они автоматически будут отрицать и референдумы о суверенитете республик.
Но выборы вовсе не означают, что после них в ДНР и ЛНР всё будет прекрасно. Нет, они в прифронтовой зоне. Но появится способ избежать восстания командиров.
«СП»: — Есть мнение, что за командирами уже стоят интересы разных олигархических групп.
— Мне сложно это комментировать. Кто обладает такими фактами? Пока всё это больше похоже на домыслы. Скажем, если верить дискуссиям в Киеве, то вся украинская власть уже давно продалась Кремлю. Спрашивается, зачем тогда в Донбассе сражаются ополченцы, если Киев уже пророссийский? Сейчас полевые командиры обвиняют друг друга точно так же, как делают это политики в столице Украины. Но реальными фактами никакие выводы не подтверждены. Всё на уровне «я сказал и про меня сказали».
Фото: Валентин Спринчак/ТАСС