Наша страна готова активно участвовать в интеграционных процессах на территории бывшего СССР. Такой вывод можно сделать из заявления министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова во время лекции о международном положении, организованной для руководящего состава партии «Единая Россия». Отвечая на вопрос о судьбе Приднестровья, Лавров напомнил о ранее достигнутых международных договоренностях вокруг статуса этого непризнанного государства.
«Когда начинали процесс „пять плюс два“ (Молдова и Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ — посредники, США и Евросоюз — наблюдатели — „СП“) по приднестровскому урегулированию, все согласились с тем, что если Молдавия теряет свой суверенитет и поглощается другой страной или если Молдавия меняет свой военно-политический статус на блоковый с нейтрального, то приднестровцы имеют полное право принять решение о своём будущем самостоятельно, и мы будем эту базовую позицию, с которой все согласились, с которой всё началось, отстаивать», — сказал Сергей Лавров.
Недавно Конституционный суд Молдавии объявил вне закона политические партии, отвергающие идею интеграции с Евросоюзом. Самое интересное, что шестеро из семи судей уже получили гражданство Румынии, так что сложно говорить об их непредвзятости.
Не секрет, что значительная часть политического истеблишмента и интеллигенции Молдавии придерживаются мнения, что их стране вообще не место на политической карте, а место ей в составе «единой Румынии». Но почти половина избирателей Молдавии поддерживают Компартию, которая ратует за вступление государства в Таможенный союз, а потому решили просто исключить коммунистов от участия в политике. Только помимо коммунистов в Молдавии есть еще и проблема Приднестровья, где жители ассоциируют себя с Россией и Русским миром.
В принципе, история с Приднестровьем тянется уже давно. Подписаны все соглашения по урегулированию конфликта, суверенитет ПМР Москва не признает, но старается помочь самоопределившейся республике. Заявление Лаврова интересно тем, что нынешнее положение вокруг Приднестровья он связал с возросшей активностью Запада по этой проблеме. «Очень надеюсь, что Евросоюз осознает пагубность повторения сценария, который произошел на Украине, потому что в отношении Молдовы и Приднестровья вынашиваются такие же планы», — сказал глава внешнеполитического ведомства России. Одновременно Лавров заметил, что нынешние власти Украины «пытаются ревизовать базовые принципы приднестровского урегулирования и делают это в пользу кишиневских властей».
Если в Молдавии всё идет к повторению украинского сценария, то не исключено, что в Приднестровье может повториться референдум, наподобие того, что был в Крыму. Представители российского руководства неоднократно подчеркивали, что не разжигали на полуострове сепаратистских настроений, а лишь реагировали на обращение людей, оказавшихся лицом к лицу перед возможностью стать жертвой этнических чисток. Интеграция Молдавии в европейское пространство под лозунгом «мы все — румыны» неизбежно вызовет ответную реакцию со стороны жителей ПМР. Тем более что политический режим в Молдавии всё больше напоминает порядки на Украине, где сносят памятники и расправляются с политическими оппонентами.
Беда в том, что напряженность существует не только в Приднестровье. На постсоветском пространстве огромное количество регионов, где продолжают тлеть различные конфликты. И каждый из них может стать для Запада возможностью ударить по российским интересам. Даже если речь идет о Закавказье или Центральной Азии.
Главный вопрос, как поведет себя Россия в том или ином случае. Мы признали Южную Осетию и Абхазию после провокации в 2008 году со стороны Тбилиси, несмотря на мнение Запада. Мы согласились с результатами референдума в Крыму и даже готовы терпеть несправедливые санкции. Но вот ситуация с Донбассом пока остается неясной. Неизвестно, станет ли Россия защищать своих соотечественников в Прибалтике, если на них усилится давление. Сумеем ли мы защитить жителей Центральной Азии, если в регион хлынут отряды исламистов?
Эксперт Центра по изучению постсоветского пространства Александр Караваев считает, что пока рано прогнозировать развитие ситуации. Но проблема в том, что у России недостаточно ресурсов для полномасштабной защиты своих интересов.
— Что касается Приднестровья, то Лавров достаточно определенно сказал об условиях, которые должны сложиться, чтобы Россия осуществила интеграцию ПМР по крымскому сценарию. В Москве должны увидеть, что начались серьезные процессы по вхождению Молдавии в Румынию. События вокруг Крыма и Донбасса произошли не просто так, что вдруг русские жители получили право на самоопределение.
На самом деле, пророссийские настроения в других государствах постсоветского пространства никогда не находили отклика в Кремле. Только из-за свержения власти в Киеве Кремль начал действовать. Так что поведение Москвы относительно Приднестровья зависит полностью от Кишинева. Если власти Молдавии будут проводить линию на вхождение в Румынию, то ПМР окажется в подвешенном состоянии, и нам придется защищать суверенитете Приднестровья. Какие это могут быть действия — я не берусь предполагать.
«СП»: — Можно ли сказать, что на постсоветском пространстве разворачивается большое геополитическое противостояние Запада и России?
— Не всё так очевидно. В суждениях представителей российской власти и экспертного сообщества США всё-таки склонны спекулировать на взаимоотношениях РФ со своими соседями. Мы до конца не можем быть уверены, что за океаном действительно разработали пошаговый план по отделению территорий от зоны влияния России. У каких-то сил такой сценарий может быть, но это не говорит о том, что он принят на государственном уровне.
«СП»: — Много ли рядом с нами очагов нестабильности?
— Неспокойно в разных регионах. Но не факт, что кто-то дирижирует всеми процессами. На мой взгляд, несколько преувеличено предположение, что Россию специально обкладывают нестабильными режимами по всему периметру, хотя неблагоприятные для нас условия около границ существуют, в том числе и спланированные события вроде Майдана.
Социально-политический конфликт распада Советского Союза прошел по всей линии континентальных границ бывшей единой страны. Даже в Белоруссии, с которой вроде бы у России нет проблем, существует определенное напряжение. Где-то это напряжение было взорвано, как в Нагорном Карабахе, Абхазии, Таджикистане. Но где-то это напряжение не было спровоцировано и на протяжении 25 лет оставалось в латентной форме.
Другое дело, что с течением времени меняются условия. Изменилось много факторов вокруг России и внутри нашей страны. Изменились власти в других государствах. Скажем, во время крушения СССР в США президентом был Буш-старший, а сейчас там Обама.
Я не отрицаю опасности для нашей страны. Но далек и от мысли думать, что всё совсем плохо.
«СП»: — Может, сейчас Россия перешла к активной политике по защите соотечественников и собиранию земель?
— Пока мы не видим явно выраженного пассионарного импульса по собиранию земель в духе неоимперской парадигмы. Я пока не вижу наличия ресурсов для такого неоимперского рывка. Россия должна быть заранее подготовлена с точки зрения потенциала, не только финансов в Резервном фонде. У нас должны быть накопленны человеческие ресурсы, высокий технический потенциал, полноценно реформированная армия. Тогда можно говорить, что Россия не просто «встала с колен», но и по-новому взглянула на мир и стала предлагать ему новую модель интеграции. Тогда мы могли бы сказать, что процесс распада закончился, и начался объединительный процесс.
Директор международных проектов Института национальной стратегии Юрий Солозобов полагает, что разрушение территориальной целостности некоторых постсоветских государств вызван исторической неизбежностью:
— Я хочу напомнить, что существовал проект под названием «Восточное партнерство», который объединял Белоруссию, Украину, Молдавию, Грузию, Армению и Азербайджан. Предполагалось ассоциировать эти страны экономически с Евросоюзом. Понятно, что предполагалась и военно-политическая интеграция с НАТО, так как последние десятилетия вход в ЕС осуществляется только через «калитку» НАТО. Эта программа была придумана Швецией и Польшей, как одно из главных внешнеполитических направлений деятельности Евросоюза.
Подразумевалось не учитывать того факта, что постсоветские государства входят в зону геополитических интересов России. Решили забыть о том, что эти шесть государств уже входили в Содружество Независимых Государств и пользовались преференциями во внутренней торговле, в перемещении людей.
Я могу привести аналогию из астрономии. Когда небесное тело выходит из зоны тяготения одной планеты и входит в зону тяготения другой, то это небесное тело разрушается. И вот это случилось со многими странами Восточного партнерства. От Грузии откололись Южная Осетия и Абхазия. Теперь эта страна вышла из зоны интересов России, но и в НАТО, как страна, имеющая территориальные споры, она вступить не может. Экономически Грузия тоже ослабла и не может подписать полноправный договор об ассоциации с Евросоюзом. Ранее похожее случилось с Молдавией, где возникли проблемы Приднестровья и Гагаузии. Потом с похожей проблемой столкнулась Украина.
В итоге, Азербайджан пошел своим путем, уклонившись от обременительных связей, а Армения после длительных колебаний решила войти в Евразийский экономический союз.
Тем самым, мы видим активную геополитическую борьбу в причерноморском кордоне. И борьба будет затрагивать государства. Молдавия — не исключение. Опыт Украины показывает, что накал противостояния внутри страны может быть очень высоким. Похожий сценарий может повториться в Молдавии. Тем более что есть соблазн выстраивать тесные отношения с Западом.
Но желание интегрироваться с Западом ведет к разрушению устоявшихся связей с Россией. Пример Грузии — наглядное подтверждение. Она вышла из СНГ и будто оказалась в «комнате без воздуха». И мы увидели экономический и политический коллапс, произошедший во времена Михаила Саакашвили. Примерно тоже самое ждет и Молдавию.
Я был на нескольких встречах с молдавскими политиками, в том числе на территории Евросоюза. Они настроены агрессивно антироссийски, проНАТОвски, позволяют в своей стране активно действовать эмиссарам из Румынии, которые обычно тоже настроены антироссийски. Молдавия может пойти по более кровавому варианту, чем Украина. Тем более что оружие и боевой опыт там у людей имеется.
«СП»: — Где в ближайшее время может возникнуть конфликт?
— Большой потенциал для этого есть в Азербайджане. Там находится нефть, логистические пути в Европу. Эта страна необходима как транзитный путь «большой Европы» в Каспийское море. Нынешнее руководство в Баку Западом воспринимается как неуверенное в себе. Сейчас идут активные попытки реализовать «бархатный» сценарий в Азербайджане.
У Центральной Азии другая беда, связанная с выводом войск из Афганистана. Исламисты — серьезная угроза, которую недооценивают ЕС и Россия. Но в Центральной Азии украинский сценарий маловероятен.
«СП»: — Какую тактику может избрать Россия по отношению к постсоветским государствам?
— Россия при Ельцине и в начальном этапе президентства Путина пыталась проявить лояльность к нашим западным партнерам и постоянно одергивала пророссийские силы за рубежом. Но за пределами Российской Федерации живет 25 миллионов наших соотечественников, и не все они живут хорошо. К примеру, русские в Казахстане нормально вписались в новые политические реалии, там русских ценят как составляющую часть технологического и экономического успеха государства. В Туркмении русские ощутили результаты сделки обмена газа на гражданство. Из Киргизии и Таджикистана русских людей выдавили. Похожая дискриминация была в Прибалтике.
Но Москва не замечала русских движений. Для расширения нашего влияния нам просто надо раскрыть объятья, и люди сами пойдут к нам. России просто не надо отвергать тянущихся к ней собратьев, а они, на самом деле, — большая сила.
Новые государства образовались по административным границам союзных республик, которые часто были проведены «по линейке». Зачастую искусственно перемешивали народы, чтобы создать какие-то экономические зоны. Но настоящие границы проходят там, где люди проливали кровь, защищая землю своих предков.
И я думаю, что сейчас мы будем видеть второй период распада советской империи. Просто не могут ужиться два геополитических союза, как Евразийский союз и Европейский союз, без буферных территорий. И вот государства, которые хотят лишиться нейтрального статуса, неизбежно подвергнутся экономическому и территориальному распаду.
Фото: Сергей Карпов/ ТАСС