Состоявшиеся в прошлое воскресенье выборы в Верховную Раду Украины, вопреки ожидаемой предсказуемости, принесли ряд сюрпризов. Это и проигрыш президентского блока «Народному фронту» и неожиданно высокий результат бывших «регионалов» из «Оппозиционного блока». Но, пожалуй, главной сенсацией стал результат партии львовского мэра Садового* - «Самопомощь», занявшей третье место с результатом 11,1% голосов. Именно им теперь прочат ключевую роль в создании коалиции в парламенте.
Феномен третьего места малоизвестной за пределами Галичины партии заключается в том, что в ее списке практически не было ярких узнаваемых лиц, кроме командира «Донбасса» Семена Семенченко (настоящее имя — Константин Гришин). Напомним, что последний изначально не собирался баллотироваться от «Самопомощи», несмотря на то, что в список вошли некоторые другие представители «Донбасса». Однако Садовому во что бы то ни стало необходимо было заполучить Семенченко-Гришина, так как практически все участвующие в выборах партии имели в своих списках комбатов добровольческих батальонов (Мосийчук из «Айдара» у Ляшко, Билецкий из «Азова» у Яценюка).
При этом стоит отметить, что «Самопомощь» — партия фактически региональная. И ей фактически удалось занять место другой региональной галицийской партии, чей проход в Раду два года назад также называли сенсацией. По предварительным результатам «Свобода» в этот раз осталось за бортом парламента.
Результат, полученный «Самопомощью» может помочь ей сыграть важную роль при формировании новой коалиции, особенно учитывая тот факт, что ни «Блок Петра Порошенко», ни «Народный фронт» не получили подавляющего преимущества над соперниками.
Успех «Самопомощи» эксперты объясняют целым спектром факторов от спроса на «новые лица» в украинской политике (этим же объясняется скромные результаты партий Ляшко и Тимошенко) и фактическим неучастием в выборах юго-востока, до того, кто фактически является «хозяином» партии. Ведь на Украине с самого начала новейшей истории сложилась система, при которой политические партии — это проект того или иного олигарха.
Политолог Евгений Магда считает, что «Самопомощь» смогла создать новый электоральный образ:
— Партии «Самопомощь» удалось занять третье место благодаря нескольким факторам. Запрос на новые лица команда Садового реализовала достаточно полно. Среди лидеров партии — несколько персонажей, знаковых для различных целевых аудиторий. Но самое главное — «Самопомощь» оказалась наиболее убедительной в презентации модели светлого будущего для маленького украинца, живущего в больших городах, потерявшего доверие к более известным, а потому — уязвимым для критики проектам.
«СП»: - А как поведет себя «Самопомощь» при создании коалиции?
— Думаю, она попытается разыграть «золотую акцию» в коалиции с БПП и «Народным фронтом». В оппозиции ей делать нечего!
Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко связывает успех «Самопомощи» с успехом «Оппозиционного блока»:
— Точно так же, как «Оппозиционный блок» — проект Порошенко (чтобы, не входя в большинство, поддерживать президентские инициативы при голосовании), «Самопомощь» — проект Яценюка-Коломойского. Они могут приглашать ее в большинство, как третью силу и, таким образом, отдать Порошенко не 50% голосов, а примерно 35−40%. Поэтому эти два проекта и оказались такими «феноменально-успешными». На выборах под дулами автоматов не голосуют, а считают. При наличии достаточного количества автоматчиков посчитать — не проблема.
Политолог Алексей Блюминов феномен «Самопомощи» объясняет глупостью украинского избирателя, точнее того его сегмента, который самоидентифицирует себя в качестве «среднего класса»:
— Люди, раз за разом клюющие на местечковый симулякр «европейских реформаторов», клюнули и на этот раз. Наживкой оказался «голубой воришка» из Львова, «интеллигентный хапуга» Садовой, полтора месяца «торговавший фейсом» на билбордах, сам находясь на пятидесятом месте в списке, чтобы в итоге отдать его такому же жулику Семенченко.
По сути, это недобросовестная реклама. Лохи голосовали за рекламную обертку львовского туристического проспекта, а получили набор свиных рыл, отстаивающих бизнес-интересы Коломойского.
Фактически «Самопомощь» заняла нишу коньюнктурной партии-однодневки, какую в прошлой Раде занимал «Удар», успешно слившийся под Порошенко. Причем, даже полученные ими проценты в итоге, после окончательного подсчета, будут один в один.
Директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов считает, что анализировать результаты этих потешных «выборов» — абсолютно бесполезная затея.
— «Самопомощь» создана львовским мэром и является чисто галицкой партией — по своей структуре, составу, духу, программе. За счет Галичины и галицизированного Киева она и получила свой результат. А поскольку юг и восток фактически участия в этих «выборах» не приняли, этот результат кому-то и показался «феноменальным».
"СП": — Почему они фактически оставили за бортом другую галицийскую партию — «Свободу»?
— А уже оставили? Я так понял, ее пока держат в подвешенном состоянии и торгуются (опять-таки вопрос ведь не в том, как за нее проголосовали, а как подсчитают ее результат). Но дело в том, что «Свобода» всегда была неудобным партнером для нынешних лидеров постамайданной Украины. Ее услугами пользовались как услугами штурмовиков. Теперь это не столь актуально, а возможно, даже и опасно для Порошенко и компании…
Честно говоря, «Свобода» сделала большую ошибку, в свое время как раз перебравшись из Львова в Киеве. Там она безраздельно властвовала (во многом благодаря Януковичу, кстати). Но когда лидеры дружно перебрались в Киев, во Львове у нее сразу начались проблемы. Сами львовяне ее перестали воспринимать как львовскую партию. Поэтому, кстати, во Львове она получит меньший процент, чем в других галицийских областях.
Политолог, главный редактор интернет-журнала «Лiва» Андрей Манчук не видит феномена в результате «Самопомощи»:
— Это отчаянные метания деморализованного и дезориентированного «электората майдана», который начал разочаровываться во вчерашних кумирах, которых он поддержал вначале во время зимних событий в Киеве в лице трехголовой «оппозиции» Януковичу, а затем во время президентских выборов в мае, когда популярность обработанного патриотической пропагандой общества снискали Порошенко и Ляшко. Причем, в условиях, когда режим брутально отсек от голосования в выборах все сколько-нибудь оппозиционные к нему силы, за исключением кучки лояльных к нему богачей из числа бывших «регионалов», гражданам фактически предлагали выбирать между одним и тем же — между командиром «Азова» от «Народного фронта» Яценюка, между командиром «Айдара» в списке Радикальной партии Ляшко и командиром «Донбасса» в топе у «Самопомощи». При том, что олигархи даже и не скрывали, что кладут яйца во все эти корзины.
При этом «Самопомощь» позиционировала себя в этой ситуации как якобы новую политическую силу, как сторонников тех самых мифических либеральных проевропейских реформ, которые, как манны небесной, ждет наш стремительно разоряющийся миддл-класс. Хотя тот же мэр Львова Садовой, с его имиджем «сити-менеджера», по сути не может похвастаться на своем посту ничем, кроме возведенных «регионалами» объектами околоспортивной инфраструктуры, а посещающим Львов при желании нетрудно заметить подпертые палками балконы в двух шагах от оперы, стихийную барахолку на постаменте памятника князю Даниилу или разбитые дороги в историческом центре. То есть, разочарование в этой политсиле также неизбежно.
«СП»: — А кто реально стоит за этой структурой?
— Согласно информации, которая активно озвучивается в украинском медиасообществе, «Самопомощь» поддерживается западноукраинским олигархом Дыминским, Игорем Коломойским, который имеет во Львове свой бизнес, а также Левочкиным. Садовому приходится опровергать это в интервью, но медиаподдержка и хорошее финансирование его кампании очевидны. Важно и то, что многих представителей проекта активно поддерживают НГО и государственные структуры за пределами Украины. Так, Егор Соболев является профессиональным «грантоедом», известным своим сотрудничеством с западными фондами, а боевиков из батальона «Донбасс», четыре представителя которого вошли в список «Самопомощи», приглашают сейчас и в Вашингтон, и в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе.
«СП»: — Войдет ли Самопомощь в коалицию и как будет себя вести в парламенте?
— Я думаю, что войдет — возможно, сразу по итогам выборов, или позже, после торга с Порошенко и Яценюком. В силу того, что идеологические установки и политические сюзерены у этих партий де-факто одни и те же. Хотя внутривидовой конкуренции не избежать — по мере углубления кризиса представители всех этих политсил будут обвинять в проблемах друг друга, и в какой-то момент та же «Самопомощь» может хлопнуть дверью, выйдя из коалиции — чтобы вовремя покинуть борт тонущего корабля, трюмы которого уже полны водой.
«СП»: — А как объяснить успех партии Садового на фоне вылета из рады земляков из «Свободы»?
— Для избирателей во Львове это новые лица с той же позицией, по сути. От «Свободы» несколько устали, они доминируют в политике Галичины уже не один год, а у «Самопомощи» есть и та же националистическая риторика, и воинственные боевики из «Донбасса», которые сейчас в большой моде у правого электората, но их лица пока не примелькались. Та же ситуация и в Киеве — хотя здесь, например, поддержали на мажоритарных округах нескольких свободовских ультранационалистов. То есть, важно понять, что правый электорат просто перетекает друг к другу в рамках этих старых-новых партий как по закону сообщающихся сосудов.
* Андрей Садовый - давний и последовательный защитник интересов униатской Украинской греко-католической церкви, а также сторонником героизации Бандеры. В 2012 году по заказу Львовского горсовета были выпущены пособия по истории Украины, где так называемый «голодомор» назван геноцидом украинского народа, а УПА — борцами за свободу Украины.
«История названия „Самопомич“ начинается в 20−30-е годы прошлого столетия, когда в рамках оуновского клича „Свій до свого по своє“ („Свой к своему по своё“) в Галиции развернулся террор против польских и еврейских торговцев, а жителей Галиции вынуждали покупать товары исключительно у местных галицийских предпринимателей, которые по удивительному совпадению были членами ОУН. Акция проходила под лозунгом „Українські гроші — в українські руки — на українські справи!“ („Украинские деньги — в украинские руки — на украинские дела!“). Тогда в Галиции был создан ряд кооперативов и кредитных союзов, некоторые из которых были названы „Самопомич“ и финансировали деятельность националистов. Впоследствии ОУН перенесла деятельность этих кредитных союзов на американскую почву, откуда „Самопомич“ и возродилась на Украине в виде такого политического уродца» — пишет у себя в ЖЖ известный украинский публицист Мирослава Бердник.
Фото: samopomich.ua