Бывший президент СССР Михаил Горбачев, чья активность в свое время привела к «крупнейшей геополитической катастрофе» XX столетия, намерен помирить Запад с Россией на пике их новой конфронтации.
Как стало известно, он примет участие в торжественных мероприятиях, приуроченных к 25-летию падения Берлинской стены, которые пройдут 9 ноября в столице ФРГ. Горбачев выступит на Форуме новой политики, посвященном не только годовщине падения стены, но и нынешней ситуации в Европе.
— Я, конечно, использую повод 25-летия разрушения Берлинской стены для того, чтобы больше никогда не было никаких стен, не только каменных, но и моральных и общечеловеческих, — отметил Горбачев.
— Эту же тему, — продолжал он, — я подниму и в беседе с Ангелой Меркель. По моему твердому убеждению, проблема Украины — это всего лишь повод, за который смогли уцепиться США. Россия пошла на новые отношения, создавала новые структуры сотрудничества. И все было бы хорошо, но не всем в США это понравилось. У них другие планы, им нужна другая ситуация, такая, чтобы они могли везде влезать. Будет плохо или хорошо, это уже их не касается. Важно, что они влезли.
— Я абсолютно убежден, что Путин лучше всех сейчас защищает интересы России. Конечно, в его политике хватает, как говорят, того, за что можно зацепиться с критикой. Но не буду я цепляться за это, и не хочу, чтобы другие цеплялись, — сказал Горбачев, выразив надежду, что ему в Германии удастся договориться со своими собеседниками и прийти к какому-то общему мнению.
Напомним, ранее экс-президент отметился в информпространстве заявлением об отсутствии Холодной войны в отношениях между Россией и США, усмотрев только отдельные ее признаки.
Горбачев — знаковая фигура для Запада, отмечает декан кафедры социологии-политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов.
— Фактически это символ победы в Холодной войне и разрушения главного противника англосаксонского мира в лице СССР. Что касается немцев, то для них Горбачев символизирует воссоединение двух частей Германии. Причем максимально комфортным образом. В этом плане у бывшего президента СССР есть определенный моральный вес и авторитет на Западе.
Другое дело, что посредническая инициатива Горбачева по «спасению» Владимира Путина имеет определенный внутриполитический подтекст. Всем известно, что Михаил Сергеевич принадлежит к либеральной части российского истеблишмента. В этом качестве он, разумеется, обеспокоен нарастанием градуса конфронтации в отношениях между Россией и Западом. Он понимает, если ситуация и дальше будет развиваться таким образом, либералы утратят свои позиции во власти. Это в лучшем случае.
«СП»: — Получается, несмотря на уверения, Горбачев будет защищать не столько Владимира Путина, сколько участников российской либеральной тусовки?
— Он будет пытаться сгладить острые углы. Потому что США, как мы видим, идут встык. О чем можно судить по возбуждению уголовного дела против Геннадия Тимченко. Угроза окончательного разрыва отношений между Россией и Западом становится более чем очевидной. Поэтому российские либералы пытаются выступить в качестве своего рода модераторов, примиряющей силы, чтобы не получить проблемы внутри страны. Таким образом, Горбачев в большей степени защищает интересы либеральной части истеблишмента, нежели политику Путина.
«СП»: — Подталкивая Кремль к уступкам перед Западом?
— Если Горбачева примут на высоком уровне, это будет сигнал Путину, что Запад тоже готов на компромисс. Хотя это, конечно, лукавство. Скорее всего, Михаил Горбачев будет уговаривать западный истеблишмент не так сильно давить на Путина, дабы это не навредило интересам либеральной группы внутри РФ.
«СП»: — По вопросу о признании недавних выборов в ДНР и ЛНР российское руководство решило «нажать на паузу». Но вряд ли Запад в ответ поумерит свой санкционный пыл. Есть ли смысл идти на уступки, которые только разжигают аппетит?
— Градус конфронтации с Западом достиг такого уровня, что Крым Путину в любом случае не простят. Если наш президент даст слабину, «пятая колонна» попытается его свалить. В этой связи размен Новороссия в обмен на признание Крыма российским невозможен. Для этого вообще не было смысла проводить выборы в республиках.
Непризнание ДНР и ЛНР может иметь двойственную природу. С одной стороны, это свидетельствует о том, что продолжаются элитарные игры с Западом. Второй момент связан с тем, что российское руководство может рассчитывать на большее. Неслучайно, премьер Александр Захарченко уже намекнул, что ДНР может перейти в наступление. То же самое касается луганских ополченцев, которые реализуют наступательный план в районе города Счастье, стремясь освободить всю территорию региона. Периодически делаются информационные пробросы относительно того, что состав Новороссии могут пополнить и другие народные республики. Например, Харьковская или Одесская. Само по себе непризнание выборов в ДНР и ЛНР еще не свидетельствует о пораженческой политике. Скорее это имеет отношение к тонким информационно-дипломатическим играм.
Президент СССР никогда не соизмерял свои политические действия с интересами страны, считает сопредседатель движения «Народный Собор» Владимир Хомяков.
— Зато он соизмерял их с интересами определенного рода элит, как доморощенных, так и зарубежных. Упрощая максимально, все действия Горбачева сводились к попытке прекращения самостоятельного развития страны посредством вписывания ее в чужой проект. Именно это и было сделано, в том числе в ходе разрушения Берлинской стены, а также сдачи Варшавского договора. К советскому периоду можно относиться хорошо или плохо, но мы должны понимать, что в то время СССР был сверхдержавой, и его окружало много союзников. В результате война была далеко отодвинута от наших границ. А теперь она идет рядом.
Донбасс — это уже российский «предбанник» и часть русского мира. Слова Горбачева по поводу необходимости разрушения всевозможных «стен» сегодня звучат как лицемерие.
В Берлине снесли стену, на Украине сегодня валят памятники Ленину, а что в итоге? Реанимируется Бандера — майдановцы ведь не православные кресты ставят на месте сверженных памятников вождю мирового пролетариата — а также тех, кто выступал против исторической России.
Как бы западники не изображали отвращение к авторитарным режимам, Гитлер им бесконечно ближе, чем, скажем, Сталин. И если бы не Холокост, который разделил фюрера с Западом, его сегодня, не исключено, воспринимали бы как Наполеона Бонапарта, который хотел «цивилизовать дикую Россию» во главе армии объединенной Европы.
Майдан на Украине был устроен Западом за год до нормальных демократических выборов. Соответственно, продекларированная цель — избавиться от Януковича, здесь не причем. Он в любом случае слетел бы через год. Достаточно было просто потерпеть.
Майдан устроили по той же причине, по которой организовали заваруху в Ливии, Сирии, Египте и так далее. А именно в целях создания управляемого хаоса, который сокрушит основы национального государства.
Те, кто был на Майдане, просто «приговорили» свою страну. Теперь у наших границ будет постоянный очаг нестабильности и агрессии. Так же как в Афганистане и Ираке.
«СП»: — Горбачев утверждает, что в общении с влиятельными западными политиками, он «займет позицию защиты России, а значит, и защиты ее президента Владимира Путина». Неожиданно глубокий реверанс…
— Что ж, пусть докажет свою эффективность в качестве переговорщика — пусть повлияет на Меркель и компанию, чтобы они вышли из под американского диктата. Немцы должны помнить, что англосаксы дважды стравили их с Россией и устроили чужими руками «Drang nach Osten». Это очень дорого обошлось немцам. Сегодня их в третий раз разводят на то же самое, уговаривают наступить на те же грабли.
«СП»: — То есть Горбачев косвенным образом участвует в политическом искушении Москвы экономическим благополучием (путем снятия санкций со стороны Запада) в обмен на геополитическую сдачу Новороссии?
— Применение категории «размен» относительно Новороссии будет означать крушение рейтинга Путина. Дальше обязательно будет предпринята попытка отнять у России Крым, плюс попытаются устроить внутренний Майдан. На который, помимо либералов и квазинационалистов, могут выйти и настоящие патриоты. Потому что сдача Новороссии будет воспринята как измена. Путин на «Русской весне» поднялся на ту высоту, на которой никогда не был с момента прихода к власти. Ну, может, за исключением чеченской кампании, когда он пообещал террористам бесславную смерть в отхожем месте. При этом популярность — это не вечная вещь, она дается политику, который действует в соответствии с ожиданиями народа. Русского большинства, хочу уточнить. Предательство этого дела стало бы самым тяжким обвинением. Вокруг Владимира Владимировича есть немало желающих сдаться на милость победителей. Достаточно посмотреть, у кого родня, дети и семьи находятся за границей. Сразу многое становится ясно. Санкции вводятся против РФ для того, чтобы побудить нашу элиту убрать Путина.
Любая революция — это верхушечный переворот, организованный при помощи больших финансовых влияний извне и маскирующийся массовкой на улице под народное движение. Первым предложением нашим элитам сдать Путина стал «список Магницкого». Последующие санкции, введенные из-за Украины, должны были озлобить простой народ, чтобы он выступил в качестве той самой массовки, которая призвана легитимировать переворот в пользу внешних сил. В интересах Путина проявлять твердость. Причем, нельзя останавливаться на месте, нужно идти дальше. Это как в случае с велосипедом, который на месте стоять не может, он сразу падает.
Президент сначала должен объяснить народу, куда мы идем и что строим. После этого уже можно уговаривать людей — давайте, потерпим. Форсированный характер событий на Украине был задуман для того, чтобы исключить последовательный эволюционный путь, который был характерен для нашей элиты. В условиях, приближенных к боевым, она действовать не умеет. Создание «бандеростана» на Украине с целью спровоцировать ответную реакцию Кремля — был лишь повод для санкций. Нашему руководству теперь приходится с ходу учиться, как себя вести в боевых условиях. Популярность Путина — это огромный стабилизирующий фактор, терять который нельзя. Если он утратит доверие народа, то будет плохо всем.
Фото: ТАСС/EPA