Запуск российской ракеты-носителя «Протон-М» с европейским спутником «Астра-2G» может пройти 24 декабря, если к этому сроку удастся устранить выявленные неисправности. Об этом СМИ заявил источник в ракетно-космической отрасли.
Напомним, 26 ноября стало известно, что намеченный на 28 ноября запуск ракеты-носителя «Протон-М», который должен был вывести на орбиту спутник Astra-2G, отложен: при проверке разгонного блока специалисты обнаружили неисправность в блоке командных приборов и решили не рисковать.
— По предварительной оценке специалистов, на разгонном блоке «Бриз-М» потребуется замена гироскопа. Для этого надо будет демонтировать головную часть ракеты, обеспечив доступ к бортовому оборудованию разгонного блока, — сообщили СМИ на «Байконуре».
Но пока ракету снимают со стартового стола и транспортируют в монтажно-испытательный комплекс для дополнительных проверок, выяснились интересные подробности. 27 ноября СМИ со ссылкой на министра обороны Люксембурга Этьена Шнайдера сообщили любопытную вещь. Спутник Astra-2G, изготовленный Airbus Defence and Space (подразделением европейской группы компаний Airbus Group) по заказу оператора спутниковой связи SES (глобальным телекоммуникационным спутниковым оператором со штаб-квартирой в Люксембурге), оказывается, предназначался для временного резервирования частот связи НАТО, хотя заявленная цель спутника сугубо мирная — обеспечение телекоммуникационной связи. Более того, Astra-2G на время должен был зарезервировать точку для военного спутника Североатлантического альянса.
Сообщается, что аппарат должен был обеспечить связь для военных в Х- и Ка-диапазонах волн на три месяца, после чего началось бы его прямое коммерческое использование. Суть в том, что это позволило бы получить Люксембургу преимущества в обеспечении связью группировки Североатлантического альянса в Европе. План такой: сначала правительство страны сохраняет орбитальную позицию, запустив туда спутник Astra-2G, а потом вместе с компанией SES создает предприятие по предоставлению услуг спутниковой связи войскам НАТО. После чего Astra-2G перемещается в другую точку, а его место занимает чисто военный спутник.
Для справки: Ка-диапазон используются в спутниковой связи, в радиолокации, а Х-диапозон (свое название получил из-за того, что во время Второй Мировой войны был засекречен — «СП») — в дальней космической связи и спутниковой связи в военных целях.
Возникает вопрос: а стоит ли России выводить на орбиту аппарат, который НАТО будет использовать в своих интересах, если наши «западные партнеры» вовсю вводят ограничения на аппараты двойного назначения и не только. Так, 27 ноября стало известно, что Соединенные Штаты пытаются заблокировать реализацию международного проекта по созданию орбитальной обсерватории «Спектр-УФ». Как сообщил «Известиям» директор Института астрономии РАН Борис Шустов, Госдепартамент США запретил поставлять в РФ радиационно стойкие компоненты, используемые в приборах для регистрации излучения.
У Пентагона нет сегодня альтернативы российским ракетным двигателям РД-180 для ракет-носителей Atlas V, с помощью которых, на минуточку, с космодрома Канаверал и базы Вандерберг американцы выводят свои геостационарные связные и военные спутники, предназначенные в том числе для оперативного предупреждения о ракетном нападении. Некоторые российские чиновники одно время постоянно твердили, мол, все, пора прекращать продавать Соединенным Штатам двигатели, но как поставляли, так и продолжаем их поставлять, говорит действительный академический советник Академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев.
— А для того, чтобы американцы смогли заместить наши РД-180, им потребуется, во-первых, уйма времени — слишком разные технологии мы используем, во-вторых, куча денег. Ситуацию с выводом спутника Astra-2G, который, как выяснилось, предназначался для временного резервирования частот связи НАТО, мы тоже могли бы использовать в своих интересах. Но, к сожалению, у нас нет единой государственной политики в этом плане.
В нынешней геополитической ситуации выводить на орбиту пусть и гражданский спутник, но который поможет обеспечивать войскам НАТО связь, нельзя, считает член бюро президиума Федерации космонавтики РФ Олег Мухин.
— Документ по «Мистралям» у нас тоже подписан, но почему их нам так и не отдают, ссылаясь на какие-то форс-мажоры. Конечно, разрывать какой-либо контракт никто не будет (думаю, и французы вряд ли так поступят), но запускать аппарат в интересах военного блока, который, в принципе, направлен только против нас, да еще и со своей территории — неправильно. Хотя информацию, которую озвучили министр обороны Люксембурга, надо бы проверить.
Практически все космические средства, так или иначе, имеют двойное назначение, отмечает член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
— Возьмите спутники американской компании DigitalGlobe. С одной стороны, основной заказчик аппаратов — Google (для Google Maps), с другой — NGA (Национальное агентство геопространственной разведки, которое входит в структуру Пентагона и директор которого подчиняется и министру обороны, и директору ЦРУ — «СП»), и этого никто не скрывает.
Подобная ситуация и со спутниками связи, каналы которых универсальны и технически могут использоваться как гражданскими, так и военными структурами. Да, существуют чисто военные спутники связи НАТО, каналы которых засекречены, а есть гражданские, как например Astra-2G компании SES — мирового лидера в этом сегменте рынка. Так вот, кому продает каналы связи оператор — это дело оператора. Думаю, при желании и российское Минобороны сможет их арендовать и использовать в своих целях.
Так что, если западные страны ведут себя неправильно, нарушают все договоренности и принципы ВТО, то это не значит, что и мы должны им уподобиться. Согласитесь, если кто рядом нарушает общественный порядок, дебоширит и матерится, то вам совсем не обязательно вести себя точно так же. Другое дело, что мы должны думать, как минимизировать тот вред, который сейчас наносят нам так называемые «западные партнеры».
Вряд ли Роскосмос будет расторгать договор и терять хорошие деньги из-за таких вещей, говорит военный эксперт Виктор Мясников.
— В свое время с «Плесецка» и «Байконура» мы запускали настоящие спутники-шпионы ФРГ и даже США. Так что, нового тут ничего нет, кроме того, что речь идет о спутнике двойного и ограниченного действия в интересах НАТО.
Надо понимать, что Россия сейчас работает космическим извозчиком: запускает своими ракетами-носителями чужие орбитальные аппараты, потому что своих нормальных космических программ у нее нет. А если они и есть, то, как правило, принимаются с задержкой или откладываются на годы. Скажем, только благодаря запускам зарубежных спутников в 90-е наша космическая промышленность смогла выжить. И сегодня, когда непонятно какие задачи стоят в космическом пространстве, работа на западного заказчика продолжается.
Фото: Олег Урусов/ТАСС