Известный украинский политолог и журналист Юрий Романенко в интервью журналу «Країна» заявил, что потеря Крыма и Донбасса — это только временные трудности, и вскоре Киеву удастся не только вернуть эти территории, но и приобрести новые. Естественно, за счет России.
По мнению политолога, Запад хочет получить контроль над ресурсами Сибири, и для этого подготовил два сценария. Первый — смена политического строя в России и полностью подконтрольное Западу руководство страны. Если этого добиться не удастся, вступит в силу второй сценарий — раздел Российской Федерации. По мнению Романенко, мировые игроки, в том числе и Китай, уже договорились поделить между собой ресурсы Дальнего Востока и Сибири, а России оставить только территорию от Москвы до Урала.
Вот от этого раздела Украина и получит большие дивиденды, а именно: выход на границу с Грузией и контроль над всем северным побережьем Черного моря. Тем самым Киев заблокирует доступ к морю «остаткам России» и выйдет на Каспий и Центральную Азию. «Это станет очень мощной стратегической позицией для Украины», — мечтает Романенко.
Пока этот план не реализован, Киев должен «подобрать падающее знамя России». Политолог считает, что если Украина начнет проводить реформы, она станет тем, чем Германия служит для Западной Европы и вовлечет в свою орбиту Белоруссию, Молдавию и Кавказ, окончательно оторвав их от России.
Заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин считает, что такими прожектами и мечтаниями украинский политик пытается отвлечь общество от весьма безрадостного положения дел на Украине.
— Это доказывает только то, что Гоголь гений, и что русский человек, даже если он начинает именовать себя украинцем, остается русским. Давайте вспомним Манилова из «Мертвых душ», который после встречи с Чичиковым размечтался: «И что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами»… Вот на этом строится почти вся политика так называемого «политикума», как они любят себя называть на Украине. Они все время надеются, что кто-то откуда-то им что-нибудь принесет на блюдечке с голубой каемочкой и подарит. Строят планы о том, какие территории к ним присоединятся, и это в то время, когда Украина в результате государственного переворота потеряла Крым и Донбасс. И еще не факт, что этот кризис закончился и по его итогам украинское государство вообще уцелеет. Все эти прогнозы идут от того типа русского человека, который был описан Гоголем. Естественно, не все русские таковы, но и такие были, есть и будут. И сейчас именно такой типаж правит бал в украинском политикуме.
Но есть и другая сторона вопроса. Романенко абсолютно прав в том, что Запад взял курс, чтобы, как выразился президент Путин на Валдайском форуме, «дожать Россию окончательно». Сначала они планировали осуществить в России дворцовый переворот, поэтому все санкции были направлены исключительно на представителей ближнего круга Путина. Они надеялись, что окружение сможет убедить Путина капитулировать, и он сам сдастся, так что не потребуется даже менять президента. Когда это не получилось, расширили санкции в элитном слое, в расчете на то, что эта элита ради своих скудных интересов и счетов в зарубежных банках совершит государственный переворот и заменит Путина на другого президента, который будет выполнять все, что ему скажут на Западе.
Когда не удалось добиться и этого, был взят курс на то, чтобы изменить характер правления в России через «цветную революцию». Для этого нужно создать массовую базу недовольства. Отсюда все эти санкции, обрушенные цены на нефть, понижение жизненного уровня и так далее. Как видим, все деятели, ориентированные на Запад, сейчас истошно кричат о социальных правах и гарантиях для населения. Причем это те же люди, которые в 90-е годы эти социальные права попирали, как только могли. Но политика есть политика.
Так что в этом отношении украинские политологи правы — сейчас идет борьба, в которой на кону стоит будущее России. И Запад планирует в случае победы обеспечить себе гарантированный контроль над Россией, чтобы больше не сталкиваться с неприятными сюрпризами вроде прихода Путина после Ельцина. Сделать это оптимально можно только одним способом — дальнейшим расчленением Российской Федерации. Чтобы в том виде, в котором она останется, она уже не могла претендовать на самостоятельную политику.
«СП»: — Если рассуждать гипотетически, есть ли у Киева шансы получить что-то в результате реализации этого сценария?
— Очень большой вопрос, получится ли это у Запада, и еще больший — обломится ли от этого что-нибудь Украине. Я думаю, что они не получат ничего. Никто не заинтересован, чтобы здесь появилось мощное сильное государство. Сейчас население Украины около 50 миллионов человек. Если они присоединят к себе то, на что разыгрались их аппетиты, получится страна со стомиллионным населением, в которой к власти могут рано или поздно прийти нормальные русские люди. Тогда у Запада снова появятся проблемы, а зачем им это надо?
«СП»: — А как можно прокомментировать чаяния Романенко о том, что Украина вовлечет в свою орбиту Белоруссию, Кавказ, Молдавию?
— Это уже размышления из серии, когда нужно обращаться к врачу. Современная Украина, как образец для подражания, за которой, задрав штаны, побегут все соседние республики и народы, — это даже не смешно. Это то же самое, что и публикации во времена Ющенко, что украинцы произошли от египетских фараонов.
«СП»: — Почему же украинский «политикум» надеется получить что-то от противостояния Запада и России? Разве не логичней было бы, напротив, выбрать сторону Москвы?
— Это естественно. Все эти романенки, порошенки, яценюки и прочие могут занимать солидные посты и должности, только когда они первые парни на деревне. То есть пока они отделены от России. Мы же понимаем, что Порошенко — «великий» олигарх, но в общероссийском пространстве он был бы на двадцатых ролях. Яценюк — «великий» политик, многих может обхитрить, переиграть. Но таких проходимцев в России тоже очень много, и здесь он оказался бы на очень дальних задворках. А эти политологи способны быть заметными деятелями, надувать щеки и представлять светочей мысли, только когда они в этой самой «незалежной». От этого комплекса неполноценности все и идет. Есть, конечно, и другие причины. Пока они отделены от России, есть гарантии, что они и дальше будут грабить Украину. Обеспечить это может только Запад. Но вот этот комплекс неполноценности всегда присутствовал и присутствует.
Главный редактор журнала «Русский обозреватель», публицист Егор Холмогоров считает, что даже в случае открытой конфронтации между Западом и Россией, Киеву не стоит надеяться и на крохи «пирога» — напротив, Украина станет главным полем битвы.
— Украинская политика и журналистика последнего года — это интенсивная генерация всех возможных форм бреда. Этот бред о выходе к границам Грузии — не больше и не меньше того, что появляется в украинской прессе. Нужно понимать, что сейчас украинцы живут в зазеркальном мире, где о настоящих событиях, скажем, о потерях вооруженных сил Украины в ходе так называемой «антитеррористической операции», им не рассказывают ни слова, зато непрерывно снабжают фейк-новостями и прогнозами.
Что касается этих фантазий, они не имеют никакого отношения к действительности. Потому что если у России и Запада произойдет серьезный конфликт, понятно, что Украина превратится в поле боя, и о том, что ей достанутся какие-то территории на побережье Черного моря, ни при каком развитии событий речь идти не может. В этом случае Украина просто превратится в реальные руины. Если произойдет война, наиболее драматические события будут происходить именно на территории Украины. Думая головой, любой ответственный украинский политик должен молиться о том, чтобы Запад с Россией в серьезный конфликт не вошли. Но таких там просто нет.
«СП»: — А вообще за этими мрачными сценариями развала России что-то стоит?
— Думаю, все прогнозирование в этом смысле довольно безосновательно. Скорее всего, Запад будет пытаться воздействовать на Россию осадой. Это попытки долго душить Россию санкциями, раскачивать внутреннее положение в стране и так далее. Это процесс, который может занять годы и даже десятилетия. И тут уже только от нас зависит, как мы будем себя вести. Но Украина при любом раскладе останется жертвой. Победителем она точно не будет, кто бы ни выиграл в этом противостоянии.
«СП»: — Может ли Киев стать центром Восточной Европы, как мечтает Романенко?
— Сегодня в Харькове из-за недостатка электричества отключили трамваи. О чем вообще может идти речь? Грубо говоря, это фантазирование бомжа о лимузинах и виллах с бассейнами. Сегодня Украина — это геополитический бомж с последней стадией чахотки. Ни о каком сплочении кого-то вокруг Киева говорить нельзя. Столько денег Запад Киеву никогда не даст.
«СП»: — Но если Запад сделает ставку на Украину?
— Запад рассматривает Украину, как пушечное мясо, как силу, которую они подставят под удар с тем, чтобы значительная часть российской энергии ушла именно на нее, а не на Запад. Это в чистом виде пешка в большой игре.
«СП»: — Вы считаете, украинские политики этого не понимают?
— Честно говоря, я не готов заниматься психоанализом украинских политиков. Насколько я понимаю, это люди, которые однозначно выбрали соучастие в уничтожении Украины и собственного народа, и ничего больше.
Фото: ТАСС