12 декабря Сенатом США одобрен документ, озаглавленный «Акт о поддержке свободы Украины — 2014». Как уже писала «Свободная пресса», этот закон позволяет президенту США ввести новые санкции в отношении российских компаний. В частности, «Газпрома». Причём поводом для этого может стать «сокращение поставок газа в страны НАТО, а также на Украину, в Грузию и Молдавию».
Возможны новые санкции и в отношении «Рособоронэкспорта». Кроме того, президент США теперь сможет потратить на украинскую армию 350 миллионов долларов.
Комментируя одобрение Сенатом законопроекта, сенатор Марк Кирк заявил, что это «является ключевым шагом на пути к тому, чтобы заставить Россию заплатить реальную цену за ее незаконную оккупацию, и чтобы предоставить Украине реальные средства для защиты ее народа».
Днём ранее 11 декабря президент США Барак Обама на Экспортном совете в Белом доме, выразил мнение, что новые санкции против России могут оказаться нецелесообразными, если они приведут к расколу между Америкой и ЕС. «В таком случае это будет стратегической победой Москвы», — считает Обама.
Если же Москва, по мнению президента Обамы, увидит, что США и ЕС остаются едины, то, рано или поздно, признает, что экономический ущерб от ограничений превышает любые стратегические преимущества.
В самом ли деле Запад дошёл до точки, после которой усиление антироссийских санкций может вызвать раскол в его рядах?
— Я думаю, опасения Барака Обамы имеют под собой основания, — говорит ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. — Недавний визит президента Франции Олланда в Казахстан и Россию наглядно показал, что внутри Евросоюза нет единства по вопросу антироссийских санкций. Из крупных стран за смягчение политики, за поиск компромисса выступает Франция. С ней согласна Италия и ряд других государств Южной и Центральной Европы.
Франция в данном случае пытается взять на себя традиционную для неё роль посредницы между Западом и Россией. Сейчас все замерли в ожидании, как и на каких условиях, может быть достигнут компромисс.
Нечто подобное происходило в 2008 году. Тогда конфликт из-за войны в Южной Осетии был урегулирован планом Медведева-Саркози. Удастся ли сегодня России и Франции придумать формулу если не урегулирования, то хотя бы замораживания конфликта — вопрос открытый.
«СП»: — На чём основана уверенность Обамы и вообще Запада в том, что санкции так сильно подорвут экономику России, что нам в итоге придётся выполнить всё, что от нас требуют? Это заявления на публику или западная политическая элита всерьёз на это рассчитывает?
— Как мы видим, Россия пока не отступает и не собирается отступать от своих геополитических приоритетов. Но поскольку Россия реально не отвечает на санкции, в США считают, что это показатель слабости нашей страны. Американская культура характерна тем, что основана на культе силы. Если тебе отвечают ударом на удар, значит, такого противника надо уважать. Если же иначе — значит, он слаб. Любое нежелание обострять отношения американцы воспринимают именно, как слабость и никак иначе. Соответственно, как только Россия жёстко ответит, американцы откажутся от новых санкций.
«СП»: — Чем мы можем ответить?
— Больше всего американцы боятся, что Россия на экономические санкции ответит политическими мерами. Например, полностью прекратит сотрудничество по Афганистану или выйдет из Договора о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД). Если они поймут, что мы идём на такой уровень конфронтации, они призадумаются.
«СП»: — Но ведь нам уже пригрозили новыми санкциями именно за возможный выход РСМД?
— Опять-таки, американцы перехватывают инициативу, а не мы. На невнятную информацию, практически слух, что Россия собирается разработать новую крылатую ракету, они отвечают жёстким официальным заявлением. Я считаю, что мы допустили ошибку ещё в апреле, когда «проглотили» первые ещё символические санкции. Уже тогда надо было закрыть и сухопутный, и воздушный транзит через Россию натовских грузов из Афганистана. Тогда они бы осеклись.
«СП»: — Почему же мы не ответили сразу?
— Скорей всего, надеялись на то, что придём к какому-то компромиссу, как было в 2008 году. Но на этот раз Запад был уязвлён гораздо сильнее. Кроме того, тогда в США были республиканцы у власти. А с республиканцами всегда договориться проще, чем с демократами.
— Санкции, конечно, имеют определённое воздействие на состояние российской экономики, — говорит член Комитета по обороне Госдумы РФ Вячеслав Тетёкин. — Но я продолжаю придерживаться мнения, что вредят нам не столько санкции, сколько действия прозападной финансовой группировки в руководстве России. Нас насильно привязали к западной экономической колеснице. И теперь нас могут довести до девальвации рубля, к примеру, за счёт снижения цен на нефть. Важно даже не то, что европейцы какие-то товары нам не поставляют. Главное, что нам навязана такая игра, которая ведёт к разрушению российской экономики.
«СП»: — В самом ли деле новые санкции против России могут расколоть ЕС?
— От торгово-экономических отношений России и Запада выигрывает Запад. Мы продаём тонну нефти, а в обмен примерно за те же деньги получаем какую-нибудь мясорубку с пультом управления. Это неравноценный обмен. Это колониальный характер взаимоотношений. И, конечно, Западной Европе, которая в отличие от США имеет с нами очень тесные экономические связи, очень не хотелось бы прекращать столь выгодные для себя отношения. Пока европейские политики «присягают» на верность евроатлантическому единству. Но бизнесменам нужны реальные доходы, которые падают из-за санкций против России. Посмотрите, французские судостроители крайне недовольны тем, что «Мистраль» не передают России. Это бьёт по их карманам. Европейские политики не для печати, передают в США обеспокоенность своего бизнеса положением вещей. Россия со временем найдёт замену европейскому импорту, а вот Европе трудно будет сбыть свою продукцию ещё куда-то на столь выгодных условиях. Европейцы уже говорят американцам: «Ребята, у нас уже рецессия в экономике, а вы ещё склоняете нас сократить торговые отношения с Россией, усугубляя положение».
Поэтому Обама вынужден маневрировать между давлением собственных ястребов, которые хотели бы максимально надавить на Россию, и мнением европейских союзников.
«СП»: — Большинство экспертов говорят, что серьёзной военной помощи Украине США не окажут. Однако одобренный сенатом законопроект предлагает довольно весомую сумму, которую могут выделить, чтобы поддержать украинскую армию.
— Что касается военной помощи США, она оказывалась и раньше. Я убеждён, что силы специального назначения уже участвовали в боевых действиях в Донбассе. Но в целом военная помощь носила до сих пор дозированный или неофициальный характер. В основном она ограничивалась сухими пайками, обмундированием
Принятие нового закона означает, что возможности оказания военной помощи выходят на новый качественно иной уровень. 350 миллионов долларов — это уже довольно серьёзно. Эти деньги, конечно, не решат исхода войны. Но в каких-то отдельных сферах, таких как разведка, средства связи, могут существенно поддержать украинскую армию. К тому же, учитывая тяжёлую экономическую ситуацию, эти деньги особенно пригодятся Киеву.
Можно предположить, что военная помощь будет расширяться. Но, на мой взгляд, она больше имеет психологическое значение. Военной техники, пусть даже и устаревшей, на Украине более чем достаточно. По крайней мере, её хватает для ведения войны против Новороссии.