24 и 26 декабря в Минске состоятся встречи трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Востоке Украины. Об этом договорились лидеры России, Украины, Германии и Франции в ходе состоявшейся 22 декабря телефонной конференции, сообщает пресс-служба главы украинского государства.
Президенты Владимир Путин, Петр Порошенко, Франсуа Олланд и федеральный канцлер Ангела Меркель «согласились с необходимостью выполнять все пункты минских договоренностей, среди которых вопросы прекращения огня, выхода на линию размежевания, которая закреплена в меморандуме от 19 сентября, отвод войск и тяжелого вооружения, а также скорейшее освобождение всех заложников», — отмечается на сайте украинского президента.
Кремль тоже указывает на важность соблюдения минских договоренностей, в том числе на «активизацию процесса обмена пленными», а также на меры «по нормализации социально-экономической ситуации и оказанию гуманитарной помощи населению в пострадавших регионах», о чем не говорится в украинском сообщении.
Главными темами встреч контактной группы по версии немецкой стороны должны стать определение демаркационной линии, обмен пленными и «гуманитарная ситуация в районах, контролируемых сепаратистами». Об этом сообщает пресс-служба канцлера Германии. О готовности оказать гуманитарную помощь заявили и украинское правительство, и ЕС, говорится в немецком сообщении.
В целом, как подчеркивают пресс-службы Меркель и Олланда, минские договоренности должны стать основой дальнейшего урегулирования.
Готово к минским встречам и руководство Донецкой народной республики. Об этом заявил спецпредставитель ДНР на переговорах Денис Пушилин. «Мы, как и прежде, готовы к участию в консультациях. Важно найти компромиссы за столом переговоров, а не с оружием в руках», — передает его слова «Интерфакс». Спикер Народного совета ЛНР Алексей Карякин также подчеркнул готовность к участию в переговорах.
Напомним: в понедельник вечером, 22 декабря, тема урегулирования обсуждалась и на встрече Владимира Путина с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. «Знаю, вы приехали к нам через Киев», — сказал президент РФ в начале встречи. Назарбаев ответил: «Как и договаривались». В Киеве он встречался с Петром Порошенко и украинским премьером Арсением Яценюком и призвал Украину, Россию и Европу к отказу от конфронтации, отметив, что «санкции — это дорога в никуда, нужно восстанавливать отношения между нашими странами».
Каким будет результат новых встреч в Минске, и как он повлияет на судьбу Новороссии?
— Главный итог происходящего — появление в Европе еще одного замороженного конфликта, — уверен ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. — Это понятно уже сейчас, именно формулу «заморозки» будут искать стороны в Минске.
Пока вырисовывается два ее варианта. Первый — заморозка по варианту Приднестровья. Для этого необходимо создать группу внешних посредников, которая и будет определять форму сосуществования Украины и Новороссии. Если в Минске остановятся на этом варианте, начнется длительный — на много лет — переговорный марафон, в рамках которого речь будет вестись о переформатировании Украины либо в федерацию, либо в конфедерацию. Точно так же, напомню, было в Приднестровье.
Но чтобы реализовать этот план, нужно, чтобы в Киеве ушли из власти радикалы. Этот шаг тоже укладывается в приднестровскую модель: чтобы начались переговоры по конфликту в Приднестровье, со своего поста ушел молдавский президент Мирча Снегур, а на его место пришел более лояльный Петр Лучинский.
Второй вариант украинского урегулирования — карабахский. В этом случае также создается группа внешних посредников, которые тяжело и мучительно обсуждают процедуру развода между Украиной и Новороссией. Думаю, в качестве посредников при таком раскладе может выступить минская группа ОБСЕ.
«СП»: — Каковы шансы, что урегулирование пойдет по приднестровской модели?
— На мой взгляд, 50 на 50. Сейчас все, на деле, зависит от Киева. Если он проявит определенную гибкость, у него есть шанс пойти либо путем Приднестровья, либо Абхазии времен Эдуарда Шеварднадзе, когда республика еще вела трудные переговоры о возможности конфедерации с Грузией.
Но для этого, повторюсь, Киеву нужно убрать из власти людей, с которыми Новороссия не сядет за стол переговоров. Можно вспомнить: тому же Шеварднадзе, чтобы начать после войны тяжелый диалог с Абхазией, потребовалось убрать из власти тогдашнего министра обороны Грузии — генерала Тенгиза Китовани: абхазы не могли сесть с ним за стол переговоров.
Если же гибкость Киевом не будет проявлена, мы получим замороженный конфликт карабахского типа.
«СП»: — Почему вы исключаете вариант, что Киев возобновит военные действия?
— У Киева нет нормальной армии, чтобы это сделать. Кроме того, возобновление военных действий при нынешнем раскладе сил приведет, скорее всего, к очередному поражению украинской армии. Тогда уже Порошенко будет угрожать участь Звиада Гамсахурдиа: когда президент проигрывает войну, его часто свергают.
Думаю, Петр Порошенко прекрасно это понимает. Именно поэтому он хотел бы ограничиваться силовыми демонстрациями, но не идти на реальный военный конфликт с высокими шансами проиграть.
Но если Киев все же пойдет на силовое решения, я не исключаю, что через несколько месяцев граница Украины с Новороссией пройдет гораздо западнее — под Харьковом и западнее Мариуполя.
«СП»: — Почему на этом этапе к минским переговорам подключились Назарбаев и Лукашенко?
— Сейчас, повторюсь, определяется группа внешних посредников. Ищутся переговорщики, с которыми готовы разговаривать обе стороны. Летом, когда подписывали берлинский меморандум, предполагалось, что в качестве посредников выступят представители Франции и Германии. Однако сейчас уже понятно, что ни Франция, ни Германия для этого не годятся — слишком проукраинскую сторону они занимают. С другой стороны, Украина не хочет говорить с Россией. Значит, нужны другие персоналии, с которыми будут говорить и Киев, и Донецк. Главы Белоруссии и Казахстана — прекрасные кандидаты на роль таких посредников.
«СП»: — Если конфликт будет двигаться в сторону замораживания, можно ли считать, что Россия с честью выдержала санкционное давление и сохранила геополитические позиции?
— Конфликт уже движется в сторону замораживания, и Россия не просто сохранила позиции — они их укрепила. Главное, чего достигла РФ за 2014-й год — восстановила ключевую позицию на Черном море за счет присоединения Крыма.
Кроме того, конфликт в Донбассе — чем бы он ни закончился — сделал главное: Украину из-за этого замороженного конфликта нельзя принять ни в НАТО, ни в партнерство с Евросоюзом. 40-миллионая Украина, по сути, начинает повторять судьбу Грузии — страны, находящейся в подвешенном состоянии, которая заявляет о намерении интегрироваться с Западом, но технически не может это сделать…
— Минская встреча — единственно возможный формат переговоров по украинскому урегулированию, — считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. — Киеву, чтобы заморозить конфликт либо взять паузу и накопить силы для последующего удара, необходимо сейчас прийти хотя бы к временным соглашениям с Донбассом.
Думаю, по итогам двух новых минских встреч стороны подтвердят стремление к прекращению огня — сейчас, несмотря на перемирие, возникают ожесточенные артиллерийские перестрелки с использованием гаубиц и установок «Град». В Минске, на мой взгляд, будут рассматриваться механизмы контроля над границей, возможно с использованием миротворческого контингента из российских военнослужащих.
Скорее всего, речь идет о замораживании конфликта по приднестровскому сценарию. В Приднестровье, напомню, не соглашались на введение миротворцев из вооруженных сил европейских стран-членов НАТО, но согласились на то, чтобы российские войска выполняли миротворческую миссию. Думаю, Донецк и Луганск займут аналогичную позицию.
В целом, минская встреча — попытка начать движение к урегулированию конфликта на Востоке Украины хотя бы в каком-нибудь виде. Со стороны Киева — это попытка выйти из тупика, в который попала сейчас Украина. Со стороны России — попытка смягчить отношения с Западом, не уступая в сущностных вопросах, в том числе, в отношении Крыма и Новороссии. А со стороны ЕС — это хороший шанс выйти из санкционного антироссийского режима, ужесточая который европейцы несут колоссальные убытки и рискуют лишиться энергетических поставок из РФ.
Поэтому отчасти минские встречи — попытка найти способы урегулирования, а отчасти — имитация таких попыток, позволяющая игрокам наладить отношения между собой. В любом случае, это шаг в правильном направлении…
Снимок в открытие статьи: gрезидент РФ Владимир Путин (справа), президент Украины Петр Порошенко (в центре), федеральный канцлер Германии Ангела Меркель (слева)/ Фото: Bundesregierung/Bergmann/dpa/ Globallookpress