«Торговля сближает народы… где хорошо торгуют, там не воюют…» — эта «истина» уже миллион раз доказала свою несостоятельность, но люди в нее по-прежнему верят. И не только доверчивые массы, но и политические лидеры.
Читаю мемуары Густава Хильгера, проработавшего советником германского посольства в Москве все 1920−30-е годы, вплоть до дня немецкого вторжения в СССР. Отличные были экономические отношения между Советским Союзом и Германией, и до прихода национал-социалистов к власти, да и при них тоже. Тонны, проценты, кубометры… Советская индустриализация была бы невозможна без немецких поставок, немецкая промышленность сдулась бы без советских заказов — взаимная выгода налицо. С Италией торговля тоже шла бойко. Однако это не предотвратило войну.
Или вот — современная Латвия. Газ — российский, грузы в портах — российские, вагоны и фуры ездят из России и в Россию, в дышащую на ладан латвийскую промышленность инвестируют граждане РФ, виды на жительство покупают почти исключительно граждане РФ, самый денежный турист — российский, рыбоконсервная промышленность выживает только за счет российского рынка
Наитеснейшие экономические контакты сами по себе не сближают народы. Пора это признать.
Конечно, я думаю об Украине. Российская политика по «привязыванию» к себе Украины строилась исключительно на финансовых схемах, которые должны были обеспечить лояльность украинцев. Тогда как украинские националисты и их западные кураторы, вероятно, тоже не пренебрегая схемами, ставку сделали на перевоспитание, переделку людей. Выражаясь старомодно по-советски — на идеологическую работу. Сейчас в ходу термин «информационная война», но «идеологическая работа» в данном случае — точнее, потому что речь идет не о сиюминутных реакциях на то или иное событие, а о формировании устойчивого мировоззрения, которым человек руководствуется всю жизнь.
Это мировоззрение можно кратко описать формулой «Украина — не Россия». Его суть: надо «вычистить» Россию, русскость — из политики, истории, культуры, языка, психики, чтобы недо-Украина превратилась в «настоящую Украину». Произвести дерусификацию всех сфер жизни.
Националисты победили в войне мировоззрений, а как могло быть иначе, если Россия на эту войну попросту не явилась? И сейчас жители Донбасса и русские добровольцы платят кровью за эту неявку.
Экономическими методами нельзя победить воинствующий национализм. Будут украинцы жить хуже — им объяснят, что в этом виновата Россия. Будут жить лучше — им скажут, что чудо произошло благодаря несгибаемости украинской нации перед москальским диктатом. Националистическое мировоззрение формирует у детей школьный учитель, а самого учителя формирует преподаватель вуза. Конечно, с подачи государства и при активном содействии СМИ, литературы, мифотворчества под видом «науки»
Очень скоро та же проблема встанет в полный рост в Казахстане и Белоруссии. Оба «батьки», скорее, сдерживают рост националистических настроений, не дают им выплеснуться в радикальных формах, но они же отчасти и используют эти настроения в своих политических интересах. И я не вижу стремления России помешать росту национализма даже в странах-союзницах. Опять, как и в случае с Януковичем, в ход идут схемы, рассчитанные на то, что Лукашенко и Назарбаев будут править вечно и с ними как-то удастся столковаться. А вузы и школы, между тем, производят конвейерным способом юных националистов, которые убеждены, что «Казахстан — не Россия» и «Белоруссия — не Россия». И те же «батьки», хоть сами и не болеют русофобией, будут вынуждены следовать за модным трендом.
Что может сделать Россия? Во-первых, активно и открыто поддерживать русские общественные движения за пределами РФ, защищать русских активистов от преследований. А во-вторых, добиваться (по крайней мере, в сфере образования) запрета антироссийской пропаганды в странах, которые считают себя союзниками России. Чтобы, начиная со школьной скамьи, у ребенка формировались позитивные представления о России и русском народе.
Недопустимое вмешательство в дела суверенной страны? Но вот специалисты утверждают: «чтобы соглашения о Евразийском Экономическом Союзе работали, Россия будет тратить более пяти млрд долларов в год». Вкладывая такие деньги, выступая по сути спонсором проекта, можно чего-то и потребовать от младших партнеров.
Сейчас принято прогнозировать скорую смерть Европейскому Союзу: ах, как он сейчас с треском развалится под бременем экономических неурядиц!.. Думаю, пациент скорее жив, чем мертв. Потому что лидерами ЕС была решена важнейшая политическая задача — приведение наиболее влиятельных европейских наций к единому идеологическому знаменателю: общему восприятию прошлого, настоящего и будущего. Без проведения аналогичной работы ЕАЭС станет для России лишь источником проблем и конфликтов.
Снимок в открытие статьи: Владимир Линдерман/Фото: ir.lv