Прогнозировать, как будет развиваться ситуация на Украине в 2015 году, дело неблагодарное. Вряд ли год назад кто-то кроме самых смелых и экстравагантных аналитиков мог предположить, что за короткий промежуток времени в этой относительно стабильной стране произойдут такие события, как государственный переворот, утрата части территории и гражданская война. А сама она послужит поводом для самого серьезного обострения отношений между Россией и Западом со времен окончания Холодной войны.
Тем не менее, «Свободная пресса» попросила экспертов поразмышлять о том, как будет развиваться ситуация на Украине в новом году, если, конечно, не произойдут непредвиденные события, которые кардинально изменят картину и расстановку сил. Пожалуй, это тот случай, когда политологи были единодушны, как никогда — прогнозы для Украины колеблются от плохих до очень плохих. Как сказал политический эксперт Виктор Пироженко, «будем надеяться на лучшее в новом году, но готовиться к худшему».
— Можно предположить, что усилится конфронтация внутри правящей верхушки и политико-деловых кругов, — говорит Виктор Пироженко. — Один из решающих факторов — ухудшение экономической ситуации на Украине, которое ужесточит передел собственности и будет подталкивать разные финансово-промышленные группы к борьбе за выживание за счет других. Сокращение экономического ресурса, нарастающее банкротство, уменьшение валюты от экспорта, падение цен на металл — все это будет толкать ФПГ к конфронтации, возможно, и вне парламентских стен.
«СП»: — А что с социально-экономической ситуацией?
— Общая социальная ситуация будет усугубляться. Это уже видно по принятому бюджету, который можно назвать прямой производной преддефолтного состояния страны. Будут нарастать серьезные социальные потрясения, протестные настроения и борьба среди широких слоев населения. Они уже имеют место, но пока носят стихийный характер. Возможно, появится новая или уже существующая политическая сила, которая попытается присвоить и использовать этот протест. Тогда эти выступления могут создать реальную угрозу для правящего режима.
«СП»: — Какие тенденции будут доминировать во внутренней и внешней политике Киева?
— Каким-то образом будет решаться судьба перемирия на Востоке. Очень вероятно, что неонацистские группировки и разного рода батальоны могут выйти из повиновения олигархов и начнут играть самостоятельную роль в политике. Судя по 2014 году, они уже пытаются это делать.
Не совсем понятна роль внешнего влияния. Ясно, что американцам выгодно, чтобы Украина держалась и не скатывалась в откровенный хаос, так как она нужна им в качестве средства жесткой борьбы с Российской Федерацией. Для этого Украина должна быть в более-менее собранном состоянии. Вот на это, очевидно, и уповает режим. Пока они нужны американцам в геополитических раскладах, им будут давать какие-то кредиты.
Соответственно, во внешней политике антироссийский вектор будет только усиливаться, и нет никаких оснований предполагать, что произойдет смягчение. Здесь продолжится линия противоречий между Порошенко и Яценюком, условными партиями мира и войны. Хотя на самом деле они отличаются только в тактике, а не в конечных целях. Порошенко будет больше маневрировать и предлагать какие-то ситуационные шаги по смягчению отношений с Россией. Яцнеюк и силовой блок в правительстве, а также примыкающие к нему политические силы будут отстаивать более жесткие меры в Донбассе, переход к войне.
Кстати, более умеренная политика президента — еще один повод для недовольства батальонов, которые во многом находятся под контролем неонацистских боевиков. Неонацистских в прямом смысле слова. Достаточно посмотреть ролики, выложенные на YouTube начальником главного управления МВД в Киевской области Вадимом Трояном (бывший заместитель командира батальона спецназначения МВД «Азов», — прим. ред.), в которых есть и нацистские речевки, и приветствия, и символика. Нацисты получили силовой ресурс, поэтому выступления против власти вполне возможны.
«СП»: — Как будет развиваться ситуация в Донбассе?
— Пока нет оснований считать, что там снова начнется война. С одной стороны, Вооруженные силы Украины не имеют ресурса, чтобы победить повстанцев. Попытки развернуть стратегическое наступление не только обречены на провал, который ударит по самому режиму, но будут сопряжены с ответным контрнаступлением. Если ситуация в стране будет удерживаться под контролем Порошенко, вряд ли последуют агрессивные действия. Сейчас видно, что они готовятся к обороне, возводят оборонительные сооружения.
Ополченцам вообще не до наступления, им нужно приводить в порядок экономику, создавать государственные структуры, обеспечивать людей всем необходимым. Скорее всего, на Востоке продолжится деэскалация. Но пока линия фронта сохраняется, пока вооруженные формирования стоят недалеко друг от друга, конфликт будет только законсервирован, а не прекращен, и в любой момент может возобновиться. Хотя полномасштабное возобновление боевых действий кажется маловероятным.
«СП»: — Стоит ли ждать на Украине очередных майданов или все будет относительно стабильно?
— Не исключено, что в феврале-марте все факторы могут сойтись в одной точке, и тогда возможно все — и майдан-3, и гражданская война уже не на Востоке, а в центре Украины. Проблема в том, что на подходе нет конструктивных сил, которые могли бы навести порядок. Есть только праворадикальные партии, боевики и так далее. Если правящий режим проиграет, на смену ему придут еще более агрессивные силы. И никаких оснований для улучшения ситуации пока нет. Конечно, могут появиться новые обстоятельства, и тогда вся картина поменяется.
Украинский политолог Дмитрий Джангиров считает, что 2015 год на Украине пройдет под знаком внутриполитической борьбы.
— «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» Яценюка продолжат существовать в виде политической пары с постоянными противоречиями. Дело и в экономических интересах, и в других обстоятельствах, например, в октябрьских выборах в местные советы, которые будут рассматриваться, как плебисцит поддержки нынешнего курса власти.
С другой стороны, эта коалиция создана исключительно под получение кредита МВФ, и они не могут себе позволить рассориться окончательно. Младшие партнеры коалиции будут на этом зазоре играть. Например, «Батькивщина» стала традиционной оппозицией, Радикальная партия Ляшко — социально-популистской фрондой, ну, а «Самопомощь» играет роль и конструктива, и третьей силы. И все это в рамках одной коалиции. Так что хотя есть тренд на дальнейшее расшатывание большинства, имеются и обстоятельства, его скрепляющие — кредиты МВФ.
«СП»: — Киев действительно может рассчитывать на западную помощь?
— Запад будет выделять ровно столько помощи, чтобы было, чем рассчитываться по текущим долгам и не довести страну до дефолта. Дефолт Украины сейчас никому не нужен, по крайней мере, де-юре. Де-факто мы его, скорее всего, не избежим, но это будет ситуация реструктуризации долгов. И не исключено, что первой реструктурирует свой долг Россия, я говорю о трех миллиардах долларов, на которые Москва закупила украинские суверенные облигации еще в декабре 2013 года при Януковиче.
«СП»: — Может ли конфликт в Донбассе быть решен в 2015 году?
— Будет происходить замораживание конфликта и какие-то попытки включить хотя бы формально неподконтрольную Киеву часть Донбасса в общеполитические процессы. Нельзя исключать, что в Донбассе пройдут местные выборы, согласованные с Киевом и по украинским законам. Это может быть какой-то законопроект ad hoc, то есть принятый специально для такого случая. Конечно, для такого шага нужна мудрость с обеих сторон, которую мы пока что не видели. Но, возможно, нечто подобное произойдет под давлением внешних игроков. Очевидно, что необходимо приглашать в качестве участников переговоров представителей ДНР и ЛНР, а Киев может согласиться на это, только если они будут обладать хотя бы какой-то легитимностью. Такие выборы могут стать компромиссным вариантом.
«СП»: — Сейчас все чаще говорят о некоем компромиссе «Донбасс в обмен на Крым», якобы, Киев решил блокировать полуостров, чтобы добиться своего…
— Знаете, Запад далеко не всегда вспоминает о проблеме Крыма. Экономическая блокада полуострова, на самом деле, не выгодна никому. К тому же, любая увязка проблемы Крыма с проблемой Донбасса означает не стопроцентное вхождение полуострова в состав Российской Федерации, а это для Москвы неприемлемо. У России остается достаточно способов давления на Украину и без Крыма. Да, попытки со стороны украинского руководства, скорее всего, будут, но не реальная блокада.
Время сейчас играет не на Киев. Ударили морозы, и нужно что-то решать с армией, которая находится не в лучшем положении. Часто говорят о генерале Морозе, но забывают, что у него есть брат — дипломат Мороз. Сейчас, скорее всего, будет играть именно дипломат. Думаю, январские соглашения при невозможности начать наступление отразят нынешнюю ситуацию.
«СП»: — Можно ли говорить, что в стране зреет майдан-3?
— Год будет для Украины очень тяжелым. Уже сейчас все с опасением ждут платежек за декабрь и январь, есть проблема резкого повышения коммунальных тарифов. Напрямую это недовольство не конвертируется в социальные бунты, но будет подогревать рост социальной напряженности. Уже есть и политики, и олигархи, которые готовы это использовать. В 2015-м мы наверняка увидим раскачку ситуации.
Политолог, кандидат экономических наук Александр Дудчак считает, что в экономике ближайшие перспективы Украины самые безрадостные.
— На Украине будут проводить ту же экономическую политику, что и сейчас, и рассказывать, что сами идеи были замечательные, но реализация подкачала. Виновата в этом будет или предыдущая власть, или Путин, или еще кто-то, но только не они сами. Судя по всему, Украина — очередная страна, на территории которой происходит попытка реализации экономической политики «чикагской школы». Это тотальная приватизация, открытие всех границ для крупного иностранного капитала и другие шаги, в результате которых собственная экономика будет разрушена. От производств, особенно высокотехнологичных, ничего не останется, населения продолжит нищать и будет стремиться покинуть эти территории. В НАТО Украину, конечно, не возьмут, как и в ЕС.
В связи с этим возможно усиление сепаратистских настроений на Западной Украине и в Закарпатье. Продолжатся и тенденции по феодализации Украины, олигархи и влиятельные фигуры будут работать над созданием собственных княжеств, хотя и без своей валюты.
Вряд ли Киеву удастся вернуть Донбасс, как области Украины. Скорее всего, конфликт будет продолжаться — затухать и разгораться с разной периодичностью. На мир пока надеяться сложно. Самый благоприятный прогноз — это консервирование ситуации по аналогии с Приднестровьем. Установление такого режима, при котором можно прекратить военные столкновения и наладить взаимовыгодную торговлю.
Порошенко мог бы сохранить лицо, если бы согласился платить зарплаты и социальные выплаты людям в Донбассе, а они взамен поставляли бы Украине уголь и другую продукцию. О чем-то подобном Порошенко сказал на своей итоговой пресс-конференции, так что, возможно, будут сделаны попытки реализовать такой сценарий.
«СП»: — Появятся ли в стране какие-то альтернативные политические силы?
— Со снижением уровня жизни нарастает социальное недовольство, и этим попытаются воспользоваться праворадикальные силы, та же партия «Свобода», которая осталась недовольна результатами выборов и тем, что ее не допустили к распилу бюджета. Но закручивание гаек в политической и общественной сфере продолжится. Будет усиливаться диктатура, борьба со свободомыслием. Левые силы смогут подняться разве что на Востоке и Юге страны. Но накал ситуации однозначно будет.
«СП»: — Брюссель и Вашингтон продолжат все так же поддерживать Киев во всех начинаниях?
— Я бы не сказал, что у Запада есть теплое отношение к Украине, это Порошенко пытается представить все в таком свете. На самом деле Украина для Европы — это чемодан без ручки. Все, что можно было взять, они уже взяли, а давать взамен ничего не собираются. Украину в Европе любят так же, как сами украинцы любят свиней — то есть за их мясо, а не «за прекрасную душу» или стройные копыта. Не думаю, что Запад будет оказывать существенную помощь, разве что расщедрятся на деньги, которые они выделяют собственным консультантам и на разные «реформы». Кроме того, возможно выделение средств на поддержание военного конфликта, но никак не на подъем экономики. Можете быть уверены, никто не вложит ни цента в «Антонова» или завод имени Малышева. Кстати, Украина еще какое-то время может продержаться за счет продажи металла, который остался в цехах крупных заводов.
Фото: Андрей Стенин/РИА Новости