
«Мы хотим безопасности в Европе вместе с Россией, а не защищаться от нее», — заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель в своем предновогоднем обращении. Видимо, главу Германии, что называется, «прорвало». Изолировать нашу страну оказалось невозможно, а значит, придется выстраивать нормальные отношения.
До недавнего времени именно Германия была лидером в антироссийских санкциях. Меркель постоянно и всюду подчеркивала, что Европа должна проявить жесткость по отношению к нашей стране, и что иного пути попросту нет. Хотя против санкций в ЕС выступали Финляндия, Венгрия, Болгария, Греция и другие страны Евросоюза. В общем, все государства объединения были, мягко говоря, не в восторге от подобных инициатив. Крупные компании начали подсчитывать убытки, а чиновники, соответственно, недоимки в казну. В октябре месяце вице-президент США Джозеф Байден признал, что Вашингтону пришлось оказывать давление на европейские государства, так как сами они не хотели вводить санкции.
Все понимают, что события на Украине послужили лишь поводом для давления на Россию. Если быть более точным, то поводом стал провал американских планов в соседней от нас стране. Но у самой Европы никаких претензий к нашей стране не было. Получилось, что Вашингтон заставил Европу усложнить отношения с Россией, которые выстраивались на протяжении многих веков. В ответ Москва была вынуждена ввести свои контрмеры и запретила ввоз европейских сельхозпродуктов. Фермеры Польши, Франции и других стран уже неоднократно выходили на площади и требовали снять с России все ограничения. Ведь в прошлом году они ввезли в нашу страну своих овощей, фруктов, мяса на сумму свыше 12 миллиардов евро.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что сама затея с попыткой удушить нашу страну санкциями провалилась. Наоборот, ограничения заставили думать о перестройке нашей экономики и политике импортозамещения, которая уже приносит свои плоды.
Поэтому заявление Меркель, которое уже растиражировано многими мировыми СМИ, сложно назвать просто «хорошим оборотом».
По мнению члена Экспертного совета Института инновационного развития Валерия Скурлатова, в Европе постепенно приходят к пониманию необходимости сотрудничества с нашей страной:
— На мой взгляд, Европа, как и Россия, хочет прийти к адекватному пониманию событий на Украине. Меркель и другие западные лидеры постепенно начинают понимать, что же произошло на Украине на самом деле и потому признают правильной позицию России. Уже понятно, что наша реакция была вынужденной. Так что компромисс с Европой возможен.
«СП»: — В чем он может быть выражен?
— Санкции это обоюдоострое оружие. Чисто на прагматической основе компромисс возможен именно вокруг санкций.
«СП»: — Германия не может снять санкции без ведома США.
— На самом деле, несколько преувеличено представление, что политика Германии находится полностью под контролем США. Конечно, Берлин вынужден считаться с Вашингтоном, всё-таки Соединенные Штаты это «самый старший член» западного сообщества. Но у каждой страны всё равно есть свои интересы. У Германии есть свои интересы, у Франции — свои. Конечно, Соединенные Штаты пытаются «греть руки» на ситуации, они находятся далеко, за океаном. Но у лидеров Европы есть свои прагматичные расчеты.
Вообще, удушить санкциями громадную страну — странная идея. Это не получалось даже относительно небольших государств. Можно вспомнить Иран, Кубу, КНДР. Никого не удалось заставить изменить политику санкциями. Так что пора уже «отрезветь» западным лидерам.
«СП»: — Как быть с извечным страхом Европы, который наступает в моменты усиления мощи России?
— В Европе сейчас не считают, что Россия усиливается. По сути, мы — сырьевая страна, сильно зависим от поставок комплектующих для многих товаров. Наши пропагандисты любят говорить о мощи России, но всем видно, что это чисто эмоции. Реалистично мыслящий политик понимает все слабости и уязвимые места России. Да, у нас есть успехи в сфере гособоронзаказа. Но это, скорее, этакое «надувание щек». Ведь прямое военное столкновение полностью исключено. Поэтому особого страха в Европе перед Россией не должно быть. Да, по сути, его нет даже среди европейских обывателей. Но иметь хорошие отношения с нами желают все.
Фото: EPA/ ТАСС