В Латвии понемногу распухает дело о терроризме. «О терроризме» — это я обобщаю, а говоря бюрократическим языком, несколько месяцев назад начат уголовный процесс по статьям латвийского Криминального закона: 88.2 — призыв к терроризму, 88.3 — вербовка для совершения терактов, 233, ч.2 — незаконное приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия. На днях очередными фигурантами стали трое активистов волонтерского движения «Балтия», занимавшиеся отправкой гуманитарных грузов в Донбасс. Итого, вместе с тремя добровольцами, проходящими сейчас службу в вооруженных силах ЛНР, и со мной — «вербовщиком», нас уже семеро.
С правовой точки зрения, возбужденное полицией безопасности дело не стоит ломаного гроша. ДНР/ЛНР не признаны террористическими организациями ни в Евросоюзе, ни в США. Сам по себе факт службы в рядах вооруженных сил ЛНР, призыв поступать на службу и уж тем более оказание гуманитарной помощи жителям Донбасса состава преступление не содержат.
Что касается оружия, то, насколько мне известно, у жены одного из добровольцев найден автомат для игры в страйкбол, у родственника одного из добровольцев обнаружено охотничье ружье (владелец ружья — охотник). У меня найдены и изъяты ботинки типа «берцы» и камуфляжные штаны, которые можно купить в обычном магазине.
Но при всем кажущемся абсурде, в действиях полиции безопасности и ее политических кураторов есть своя логика. Политическая логика.
Да, американское и европейское начальство считают нерациональным на данном этапе признавать ДНР и ЛНР террористическими организациями. Во-первых, это чрезмерно расширит само понятие «терроризм» и повлечет для самих же американцев проблемы в отношениях с подшефными вооруженными организациями в разных неспокойных точках мира. Во-вторых, такое решение означало бы автоматическое признание России «страной-пособницей терроризма». На такое обострение — по сути, ультиматум — не готова Западная Европа. Пять из шести фракций Европейского парламента отвергли проект резолюции, признающей ДНР и ЛНР «террористическими организациями».
Но капля камень точит. Принятая Европарламентом резолюция от 15 января содержит пункт, который «осуждает акты терроризма, совершенные сепаратистами и другими нерегулярными силами в Восточной Украине». Маленький шажок сделан, волшебное слово «терроризм» произнесено, у Порошенко есть повод отчитаться о частичном успехе. (Правда, непонятно, кто эти «другие нерегулярные силы»? Может быть, батальоны Коломойского?)
Так вот, в международном антироссийском разделении труда задача Польши и Прибалтики — быть передовым отрядом, авангардом, прощупывать те возможности, которые «солидные» страны Запада сами прощупывать не могут. Почему бы не попытаться осудить добровольцев из Латвии, воюющих на стороне ДНР/ЛНР? Можно ведь идти от общего к частному, а можно — и от частного к общему. Несколько десятков человек, признанных террористами или вербовщиками террористов, — вот и повод снова, уже якобы на основе дополнительно открывшихся «фактов», обвинить Россию. Получится осудить добровольцев — отлично, не получится — ну так это была частная инициатива маленького европейского государства, обеспокоенного своей безопасностью… Вашингтон и Брюссель — не при делах.
Это вовсе не конспирологическая заумь. Вспомним процессы в Латвии и Эстонии над ветеранами Великой Отечественной войны. Ни в одной стране «старой» Европы подобные процессы были бы невозможны. А в итоге — обвинительные приговоры позволили усилить в Европе кампанию по переоценке истории Второй мировой войны. Укрепили ревизионистскую концепцию о войне «двух преступных режимов».
Это, так сказать, глобальный аспект нашего скромного уголовного дела. Есть и локальный. Властям Латвии требуется запугать местное русское население, опасное распрямившееся после возвращения Россией Крыма. Обыски — идеальный способ закошмарить мирного обывателя. Человек читает в СМИ, что у Линдермана и его подельников, и у родственников подельников изъяты компьютеры, флешки, телефоны и проч., и у него, конечно, такой неприятный холодок внутри возникает. Он сразу вспоминает о нелицензионных программах, о «темной» бухгалтерии, об интимной переписке
Помимо этого, в Латвии недавно сменился начальник Полиции безопасности. Ему сейчас надо самоутверждаться. Раскрыв и разгромив про-новороссийское «террористическое подполье», он, конечно, получит немалые бонусы.
На меня же, если честно, давит рутинность происходящего, уже десятое уголовное дело, все предсказуемо, адреналин на нуле… Может, думаю, написать чистосердечное признание в вербовке с использованием нетрадиционных методов, как то: гипноз, колдовство, черная магия, незаконное проникновение в сны вербуемых? Это будет в духе нашего времени, когда правовая система скатывается к примитивной охоте на ведьм.
Фото: Владимир Старков/ ТАСС