Канцлер Германии Ангела Меркель обвинила Россию ни много, ни мало в разрушении послевоенного миропорядка. Очередная отповедь в адрес Москвы на этот раз прозвучала из швейцарского Давоса, где глава немецкого правительства выступала в рамках сессии «Глобальная ответственность в цифровой век»
«Аннексия Крыма — это не просто какая-то рядовая аннексия. Это попрание ценностей, на которых зиждется мирное устройство Европы после Второй мировой войны, — нерушимости границ и уважения территориальной целостности», — цитируют Меркель «Ведомости».
Санкции, по ее логике, Россия должна воспринимать как заслуженное наказание: «Они не окончательны. Их можно отменить, если исчезнут причины, по которым они были введены».
Иными словами: верните Крым под контроль Киева, а мы подумаем…
Но имеет ли вообще Запад моральное право обвинять Россию в «аннексии», которую, как любит повторять канцлер Германии, «нельзя оправдать»?
— Если говорить объективно то, миропорядок, как говорит об этом госпожа Мергель, или территориальное деление по европейским границам нарушено было не Россией, — прокомментировал заявление канцлера Германии директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. — Нарушено оно было в 1991 году вместе с развалом большой Советской страны, в чем, как мы прекрасно понимаем, достаточно активную роль сыграли разнообразные западные «активисты».
Уже тогда была изменена политическая карта послевоенного мира, послевоенной Европы.
Кстати сказать, тогда возникло несколько локальных военных конфликтов, которые, собственно, из этого процесса и проистекают. Это азербайджано-армянский конфликт в Нагорном Карабахе. Это молдавско-приднестровский конфликт. Абхазия, Южная Осетия, это все звенья одной цепи.
Это болезненно видоизменялась политическая карта. Видоизменялись границы послевоенной Европы, нерушимость которых ранее была закреплена, в том числе в Хельсинском заключительном акте 1975 года, годовщину принятия которого — сорок лет — в этом году мы будем отмечать.
Так о каком изменении миропорядка говорит сегодня госпожа Меркель, когда Крым согласно букве международного права, всем европейским стандартам и нормам демократии самоопределился в пользу выхода из состава Украины и возвращения под юрисдикцию России?
О чем вообще говорит госпожа канцлер и что у нее в голове?
Если она целенаправленно лукавит, читает по американской шпаргалке, написанной Обамой, то это одно. Тогда стоит задуматься: почему она это делает?
Если же Меркель говорит искренне, то она, скажем так, не очень дальновидный политик.
«СП»: — Может, наоборот? Может, она как раз ведет свою игру под американским прикрытием?
— Это, безусловно, так. Германия, я думаю, пытается играть свою игру в том коридоре возможностей, который для нее определили американские партнеры.
Эта страна давно хотела быть главной в Европе. И в последнее время она делает все для того, чтобы доминировать среди государств Европейского Союза. Но союз в том и заключается, что это сообщество равноправных или равнозначных сторон (т.е. каждый голос, так сказать, ценен и равнозначен). Когда получается, что один главнее остальных, то это уже не союз. Это нечто другое.
Поэтому вряд ли Германия добьется результатов на этом пути. Скорее, такими усилиями она только ускорит развал ЕС.
По мнению завкафедрой политики Евросоюза и Совета Европы МГИМО, политолога Олега Барабанова, упрекая Россию в попрании европейских ценностей, Запад пытается свалить вину с больной головы на здоровую:
— Меркель не имеет никакого права обвинять Россию в случае с украинским конфликтом. То, что произошло и происходит на Украине, это результат прямого вмешательства Запада.
Увы, ситуация, сложившаяся сейчас в Германии показывает то, что фактически немецкий истеблишмент пытается ставить под сомнение даже результаты Второй мировой войны.
Как известно, окружение Меркель, по сути, открыто поддержало откровенно лживые и провокационные высказывания украинского премьера Яценюка о том, что это якобы Советский Союз напал на Германию в период Второй мировой войны. Это показывает, что реваншизм, который всегда был опасной проблемой для немецкого общества, не излечен до конца.
Это же проявляется в попытке закрыть глаза на преступления, которые гитлеровский режим совершал в Освенциме, на ту кампанию антисемитизма, которую проводили немцы.
Сегодня Меркель идет по пути реваншизма. И обвиняя Россию в рамках этой политики, она просто стремится снять ответственность с себя и со своего окружения.
Кандидат исторических наук, политолог Дмитрий Рущин удивлен, что Меркель забыла о бомбежках Белграда и о войне в Косово:
— Ведь это западное сообщество, нарушая все международные правовые нормы, ввело войска в Югославию. А потом в обход суверенитета Сербии признало независимость Косово. Можно еще вспомнить военные операции против Ирака, Ливии, Сирии, которые проводились без санкции ООН. Хотя это, конечно, не Европа…
Так что госпожа Меркель в данном случае, мягко говоря, заблуждается. На самом деле, совершенно очевидно, что именно Запад открыл этот ящик Пандоры. И в настоящее время мы пожинаем плоды тех западных усилий, которые были предприняты двадцать лет назад — тогда фактически и была разрушена система, сложившаяся после окончания Второй мировой войны.
Кроме того, у Меркель, судя по всему, есть интересы, так сказать, возрождения — я бы не стал говорить, что четвертого Рейха, но, по крайней мере, Германии, как наиболее мощного государства Европы. Поэтому Германия явно стремится, так сказать, подмять под себя другие европейские государства.
«СП»: — Не устарело ли само понятие нерушимости границ, поскольку в глобальном смысле в мир постоянно меняется? В случае с Югославией попрание базовых ценностей ведь не очень расстроило Европу.
— Совершенно понятно, что применяются двойные стандарты. И в одних случаях принцип этот подходит, а в других не подходит. Хотя, конечно, с самого начала существовало противоречие, например, между правом нации на самоопределение и государственным суверенитетом.
Здесь всегда наблюдались проблемы. Но сейчас (это стало совершенно очевидным) мы в значительной степени вернулись к понятию «право сильного». Я имею в виду, в целом, в мире. Но это не была вина России. Запад сам привел ситуацию к тому, что ныне в мире господствует право сильного. Соединенные Штаты, например, совершенно официально заявляют о своем мировом лидерстве, хотя это совершенно не вяжется ни с какими международными статусами.
«СП»: — Меркель заявила, что пока Крым не вернется под контроль Киева, санкции с России не снимут. Значит ли это, что мы будем вечно жить с этими санкциями?
— Это политическая риторика сегодняшнего дня. На самом деле, скорей всего, через несколько лет Крым будет признан российской территорией — сначала де-факто, а потом де-юре.
Ведь Советскую Россию тоже западные страны сначала не признавали. Но потом, в 20−30-е годы, все дружненько установили с Советами дипотношения и ничего не смогли противопоставить этому. И с Крымом, я думаю, будет похожая ситуация.
Тем более что местное население в абсолютном своем большинстве на референдуме приветствовало возвращение Крыма в состав России. И к тому же, с самого начала было очевидно, что полуостров присоединили к Украине в свое время просто по недоразумению.
Фото: ТАСС/EPA