27 января завершился трехдневный визит президента США в Индию. Темнокожий Барак Обама как никто другой годится для организации прорыва в американо-индийских отношениях, чем он и поспешил воспользоваться. На нового премьер-министра Нарендру Моди пролился прямо таки поток лести. Вспомнили, конечно, Махатму Ганди — «путеводную звезду» Мартина Лютера Кинга. Похвалил Обама и гендерное равенство в Индии, и религиозную веротерпимость, и многочисленные технические достижения обеих стран, включая полеты в космос.
По всему видно, что США придают визиту огромное значение. Это было ожидаемо, особенно поле того, как на субконтинент не так давно высадился десант из российских официальных лиц во главе с Владимиром Путиным, да ещё и в компании главы Крыма. Тогда удалось подписать крайне перспективные соглашения в сфере атомной энергетики и военной области. Многие десятки контрактов. Американцам российский экономический блицкриг, очевидно, не понравился, и они решили нивелировать опасное для них сближение Индии с Россией.
Отсюда и характер американских предложений. В их основе всё то же военное сотрудничество и атомная сфера. Голая симметрия, разве что масштаб чуть пожиже. Вспоминается сразу американо-советская гонка вооружений, когда ни один из «партнеров» по ядерному танго не мог позволить другому вырваться вперед. Впрочем, кое в чём Обама всё-таки оказался новатором. И это «кое-что» — очень сильный ход американской администрации. В последний день визита Обама предложил предоставить Индии статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. То есть наделить ее правом вето при принятии резолюций этой организации. Сделать еще одним, шестым по счету, мировым жандармом, наряду с самими Соединенными Штатами, Россией, Великобританией, Францией и Китаем.
Ныне действующая архитектура ООН сложилась, напомню, по итогам Второй мировой войны как результат баланса сил в мире. В её основе лежит принцип консенсуса постоянных членов Совбеза. Если хотя бы одну крупнейшую державу что-то не устраивает, решение не принимается. Пример — голосование по Крыму. Россия проголосовала, естественно, против недружественной нашим планам резолюции, Китай воздержался, и Крым стал российским.
Тот факт, что ныне действующая архитектура не позволила предотвратить абсолютно все конфликты в мире, не важен. Действительно первостепенные для судеб мира проблемы, так или иначе, решались. Вето России и Китая мешало Западу выступить против своих недругов консолидировано. Приходилось договариваться. Такое положение дел в ООН выгодно именно России. Ослабевшая после распада СССР, наша страна сохраняет инструмент влияния на мировую политику, завоеванный для нас Красной Армией в 1945 г. И возможность укрепиться, усилиться, пользуясь этой защитой, как зонтиком. В случае изменения действующей системы доминирование Запада станет более фатальным и для мира, и для нашей страны.
Так вот предложение США ввести Индию в элиту Совбеза насколько опасно для России, настолько и блестяще с дипломатической точки зрения. По сути, это такая подслащенная пилюля. Есть искушение «повестись» на него и захотеть заиметь в Совбезе еще одного «друга» вроде Китая, только лучше. Тем более, наши отношения, и без того исторически хорошие, сейчас, после визита Путина, получили дополнительный импульс. И вот тут-то надо понимать, что целью предложения США является не удовлетворение политических кругов Индии, давно мечтающих играть более существенную роль в мире, и уж, конечно, не усиление России в Совбезе. Штаты хотят провести своеобразную эмиссию и тем самым создать прецедент изменения системы мировой безопасности, неизменной вот уже почти 70 лет. В апогее этого процесса — создание новой системы контроля над планетой уже во главе с собой, но без новой мировой войны.
Интересно, что на встречу с американским лидером недавно избранный премьер Индии пришел в костюме с узором из собственного имени. То есть этот господин не лишен тщеславия, за что уже удостоился обвинений местной прессы в нарциссизме. Тщеславие — опасная слабость, и России следует держать ухо востро. США нагло соблазняют индийского лидера и могут соблазнить. Надо всеми силами удержаться от искушения усилить свои позиции в ООН за счет поддержки Индии и твердо высказаться за неизменность сложившейся конфигурации этой международной организации. Объяснить эту позицию высшими интересами мира. А если понадобится особенная жесткость, то её может проявить Китай, давний конкурент и соперник Индии. Отношения российского и индийского лидеров должны быть, по возможности, безоблачны.
Фото: EPA/ ТАСС