Глава администрации президента РФ Сергей Иванов высказал сомнения в том, что правительство Украины планирует погасить в конце этого года долг перед Россией в размере $3 млрд.
«В бюджете Украины не запланировано обслуживание долга России в $3 млрд, из чего можно сделать вывод, что и сам долг в конце 2015 года они гасить не собираются», — сказал он на пресс-конференции во вторник, 27 января, добавив, что эти деньги сейчас пригодились бы самой России.
Напомним, в декабре 2013 года Москва направила 3 миллиардов долларов на выкуп украинских гособлигаций. Всего, в соответствии с договоренностью на уровне президентов обеих стран, Россия намеревалась выкупить облигаций на сумму 15 миллиардов долларов. Однако после насильственного отстранения от власти Януковича в феврале 2014 года Москва приостановила кредитование Киева.
Погашения долгов Россия может требовать, и не дожидаясь конца года. Об этом заявил в понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров. Условия для выплат, а контракт предусматривает досрочное возвращение кредита в случае, если сумма внешнего долга Украины превысит 60% ее ВВП, уже наступили. Сдержанность Москвы в этом вопросе глава МИД объяснил тем, что Россия прилагает все усилия, «чтобы экономика Украины хоть как-то продержалась на плаву».
К слову, помимо финансовой поддержки российская сторона не отказывается и от поставок газа, а также угля Киеву на особых условиях. Но если льготные поставки электроэнергии и угля можно объяснить гуманными соображениями и необходимостью сохранить со стороны Украины поставки электричества на вернувшийся в Россию Крым, то мягкость в крупном финансовом вопросе объяснить сложно.
Особенно странно это выглядит на фоне озвученного в понедельник отказа России выделить ежегодную традиционную помощь в размере 100 миллионов долларов Приднестровью для выплаты социальных пособий со ссылкой на ее неэффективное использование и на отсутствие у Москвы свободных средств.
— Трудно найти выгодное для нас решение, но тут получается как у Черчилля, который говорил, что демократия — это ужасная вещь, но об альтернативах ей даже думать не хочется, - комментирует генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
— Можно, конечно, говорить, что не стоило продавать уголь по льготным ценам, и вообще никаких льгот Украине, нынешнее правительство которой крайне враждебно относится к России, не предоставлять. Но кредит в 3 миллиарда уже выдан, и теперь для политиков главная задача — извлечь из этого факта какие-то выгоды.
С этой точки зрения, наши действия совершенно правильны, потому что в альтернативном случае никаких репутационных выгод мы не получим. А так остается шанс, что в отдаленном будущем на нашу репутацию на Западе это как-то сработает. Что поделать, если со времен Петра I мы стараемся купить за границей уважение к себе? Что же до Киева, то там нашей доброй воли, думаю, не оценят. Для Украины критична позиция Америки, Запада в целом, а мы — постольку-поскольку…
Проблема с этими 3 миллиардами в том, что эту сделку отменить невозможно. Можно занять максимально конфронтационную позицию, как это делает Киев, как это делает Польша, и затребовать эти миллиарды с Украины обратно. Но что это в реальности нам даст? А в реальности Украина не имеет денег в бюджете. И не собирается она их отдавать — в их госбюджет не заложено ни копейки для погашения долгов России… Киев считает, что эти деньги выдавались Януковичу, и потому нынешние власти нам ничего не должны. Поэтому в возвращение этих денег не верит уже никто — ни на Украине, ни у нас.
«СП»: — Кредит выдавался не Януковичу лично, а стране. И в финансовом и юридическом отношении сегодняшний Киев является правопреемником Киева времен Януковича. В том числе, в отношении финансовых обязательств.
— Это понимаем мы. На Украине этого понимать не хотят. Там не хотят понять, что Азаров и Ющенко почти восстановили экономику Украины после демонтажа, который ей организовал Ющенко. Все эти годы Украина жила фактически в состоянии технического дефолта, и многие киевские экономисты пишут, что только 3 миллиардов и не хватало Киеву, чтобы выползти из долговой ямы. Тех самых 3 миллиардов, которые в конце 2013 года предоставила Россия. Которые мы давали, рассчитывая на то, что Киев откажется от ассоциации с ЕС. Они не отказались…
Но теперь ситуация совершенно другая — деньги отданы, а любая попытка их взыскать через международные суды приведет к принятию решений в пользу Киева. В нормальной ситуации решение должно быть принято в нашу пользу. Но сегодня очевидно, что международное право существует до тех пор, пока есть силы заставить его применять.
Вы помните судебный конфликт 20-летней давности со швейцарской фирмой NOGA? Тогда международный арбитраж взыскал с России неустойку за неуплату денег по коммерческому контракту. При этом Россия ссылалась на то, что деньги были не выплачены потому, что другая сторона не выполнила свои договорные обязательства — не поставила свой товар. Получается, что поставили нам товар, что нет — мы за него обязаны платить? Бред! Но мы в суде проиграли… В результате на несколько лет растянулись шумные скандалы с арестом российских активов в Европе, включая парусник «Крузенштерн», который прибыл на международный фестиваль во Франции.
Тогда это воспринималось как эксцесс. Но сегодня система международного экономического права рушится, на нее нельзя полагаться при защите российских интересов за рубежом. В Киеве полагают, что могут безнаказанно не возвращать нам деньги: зачем платить «оккупантам»? Они твердо убеждены, что в будущем через международные суды стребуют с нас компенсации за нанесенный якобы нами в военном конфликте на Юго-Востоке Украины ущерб. Хотя это смешно: если бы Россия реально начала воевать, украинская армия уже давно бы разбежалась по хатам.
«СП»: — Для взыскания с нас бредовой компенсации надо, чтобы нынешняя киевская власть усидела до окончания этого конфликта…
— Да, если власть будет другой, все может повернуться иначе. Но где тот рейхстаг, который надо взять ополченцам, чтобы победить? Сам Киев? У них не хватит людей, чтобы его взять. Хотя, конечно, гораздо раньше, чем они туда дойдут, на Украине начнется драка всех против всех, сплошная крестьянская война… А другой промышленности и другой экономики, кроме Новороссии, на Украине практически нет. Поэтому Центр и Запад страны экономически не выживут без Юго-Востока. И хотя во Львове говорят по-польски, называя это украинским языком, Польша их брать на содержание не хочет. Так что Киев будет цепляться за Донбасс до последнего…
Что касается денег, которые тратит Киев на войну, то он делает это на западные займы, и именно под эти цели, на сохранение «незалежности», Запад кредитует Украину. Потратить европейские ссуды на выплаты долгов Москве «цивилизованная» Европа Киеву не позволит.
Фото: CTK Photo/ Martin Sterba/ Globallookpress