Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о необходимости взыскать репарации с Российской Федерации за разрушенные города Донбасса. Проблема в том, что абсурдное требование может быть поддержано Западом.
«Что касается восстановления Донбасса, то я думаю, что легитимно ставить вопрос о репарациях со стороны Российской Федерации на восстановление Донбасса. Они уничтожили Донбасс. И Россия должна платить за восстановление Донецка и Луганска. Они уничтожили нашу экономику, они осуществили военную агрессию, и они должны нести за это ответственность», — сказал Яценюк в интервью телеканалу ТСН.
Всем известно, что репарации накладываются обычно победителями на проигравших. Много месяцев подряд киевская пропаганда утверждает, что Украина ведет войну с Россией. Но, как известно, Россия на эту войну не явилась. Это украинская армия сама уничтожала собственные города и стреляла в своих сограждан, а жители Донбасса были вынуждены обороняться. В любом случае Россия — не сторона конфликта. Она, скорее, некий добрый доктор Айболит, который отправляет голодающим Донецка, Луганска и Горловки гуманитарную помощь, вывозит для оказания медпомощи к себе раненых детей. В российских больницах лечились даже солдаты и офицеры украинской армии, попавшие в «котел» у границы.
Но очевидное украинские политики видеть не хотят и продолжают сочинять сказки про войну с Россией. Сейчас, как можно предположить, власти решили сказать украинскому народу, что долгожданная победа над Россией наконец одержана и пора не только праздновать, но и требовать репараций.
Видимо, чтобы быть полностью независимыми от «побежденных», Украина намерена отказаться от российского газа. Об этом заявил тот же Яценюк. Мол, зиму почти пережили, не замерзли, и теперь пора вовсе отказаться от топлива из России. В принципе, неудивительно, а то какая-то неубедительная получается «победа», если приходится торговаться с «врагом» по поводу предоставления скидок…
Ко всем этим высказываниям Яценюка можно было бы отнестись с иронией. Но беда в том, что похожей риторики придерживаются и западные лидеры. 15 февраля, после 16-часовых дискуссий, в Минске удалось прийти к какому-то компромиссу и договориться о прекращении огня в Донбассе. Россия, Франция и Германия и принимающая делегации Белоруссия приложили максимум усилий, чтобы уговорить Порошенко приостановить гражданскую войну в своей стране. Вроде бы все разъехались с чувством выполненного долга. Но тут вдруг министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус заявляет, что если Минские соглашения будут нарушены, то на Россию будут наложены новые санкции. Понятно, что РФ не сторона конфликта, но она должна, оказывается, нести за него ответственность.
Хотя мало кто удивится, если против России будут введены санкции и в случае, если режим прекращения огня нарушит Киев. Ввели же санкции за сбитый «Боинг», хотя все данные указывают на то, что виновата была именно украинская сторона. Возможно, Франция с Германией тоже потребуют с Москвы репараций за разрушенный Донбасс. Требовали же политики Латвии и Эстонии в свое время компенсаций за «советскую оккупацию». И недавно Берлин «проглотил» фразу Яценюка о вторгшихся во время Второй мировой войны на Украину советских солдатах.
Заведующий отделом региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов считает, что последние заявления Яценюка и Фабиуса вряд ли будут иметь юридические последствия, но ухудшить отношения России с Западом могут:
— Сейчас трудно оценивать заявление Яценюка и западных лидеров, ведь конфликт продолжается, он еще не вступил в стадию «заморозки». Хотя я не вижу никаких юридических возможностей для оформления темы репараций, о которых говорит Яценюк.
Но очевидно, что мы будем принимать участие в экономической жизни Донбасса. Там развивается гуманитарная катастрофа. Мы приняли миллион беженцев, надо поддерживать тех, кто там остался. Москва не может бросить этот регион в беде.
«СП»: — На фоне слов Яценюка звучат заявления о новых санкциях из Франции.
— Все эти заявления лежат в сфере войны слов, а потому к ним надо относиться достаточно спокойно. Нам хотят навязать свою точку зрения, но не более того. Подчеркну, даже юридически оформить претензии на репарации нельзя. Нам уже говорили раньше, что мы должны заплатить за «оккупацию» Прибалтики или Грузии. Мы всё это слышали уже неоднократно.
Сейчас вот Греция, которая должна отдавать долги Евросоюзу, пытается говорить о репарациях с Германии за страдания во время Второй мировой войны. Но в практическое русло это не войдет.
«СП»: — Чем еще может нам угрожать Запад в связи с событиями на Украине?
— Думаю, что диапазон действий довольно большой. Конфликт в Донбассе идет, возможно его весенне-летнее обострение. И мы можем увидеть ужесточение санкционной политики со стороны Запада.
Могут быть секторальные, экономические, научно-технические ограничения. Чего стоит одна только угроза отключить систему межбанковских платежей SWIFT. Нам тоже есть чем ответить. Мы можем запретить полет лайнеров западных авиакомпаний над нашей территорией.
Пока санкции и контрсанкции довольно щадящие. Но дальше они могут стать более серьезными.
«СП»: — Неужели кто-то рассчитывает, что Россия признает себя побежденной стороной? Зачем вводить новые санкции?
— Стороны пытаются выиграть еще психологическую войну. Все разговоры о санкциях — это инструмент давления. Непосредственно в практической плоскости результатов таких действий, может, никаких не будет. Но в области психологического давления на народы это действенное средство. Пытаются давить на общественность, на широкие слои граждан. Эту сферу психологического давления не стоит недооценивать.
Политолог Станислав Бышок полагает, что заявление Яценюка о репарациях надо воспринимать исключительно в контексте внутриполитической борьбы на Украине:
— Для того чтобы понять слова Яценюка, надо знать информационное поле, в котором Украина пребывает около года. Нам понятно, что Донецк и Луганск обстреливали Вооруженные силы Украины, но в украинском информационном поле города обстреливали «сепаратисты и террористы», оружием, которое поставляла им Россия. С точки зрения украинского общества, заявление Яценюка вполне логично и может принести премьеру дополнительные политические очки.
В то же время, Россия в любом случае будет вкладывать средства в восстановление Донбасса, даже просто исходя из соображений собственной безопасности.
«СП»: — Репарации обычно накладывают на побежденных. Яценюк хочет сказать украинцам, что они уже победили Россию?
— Именно так. Яценюк живет в украинском политическом поле. А там информация подается так, что всё цивилизованное человечество поддержало Украину в ее борьбе с Россией, и Россия в итоге не смогла выдержать давление и проиграла, а теперь должна выплатить репарации. К сожалению, украинская аудитория сейчас настроена на получение информации именно такого рода.
«СП»: — Вначале говорили, что Россия воюет с Украиной, теперь требуют с нас репараций, чего ждать завтра?
— Украина живет в «сказке», поэтому политики могут публично говорить о любых фантазиях. В исторической науке они уже много чего выдумали. Откройте украинский учебник истории, и вы узнаете, что украинцы воюют с «москалями» с середины XII века. Политики немного возьмут за новые сочинительства. Сейчас они говорят, что Россия уничтожает Донецк и Луганск. Но кто с них спросит за слова, кто выдвинет обвинение во лжи? После наступления нынешней «демократии» вся оппозиция находится в забитом состоянии.
«СП»: — Киевские власти надеются, что Донбасс вернется в Украину?
— Донбасс — это символ. Мол, его надо вернуть, как и Крым. Всё это некие фигуры речи. Для поддержания украинского национального мифа нужны свои герои и территории, которые необходимо отвоевать. Какие-нибудь «киборги» могут продолжить защищать донецкий аэропорт от «ватников и колорадов». Политика и война превращаются в мифотворчество.
«СП»: — За свои мифы украинцы готовы воевать?
— Война дальше будет носить всё более виртуальный характер. Но Киев будет пытаться воздействовать и на внешнюю аудиторию, на политиков Запада. Не прошло и нескольких дней с момента наступления перемирия, как украинские военные и ополченцы стали обвинять друг друга в нарушении режима прекращения огня. Чем больше будет информации о нарушениях, тем больше у Украины будет возможностей говорить, что во всём виновата Россия. А Киеву надо искать подходы к Москве, чтобы договариваться о поставках газа и угля.
У Украины нет других рычагов воздействия на Россию, кроме как жаловаться Брюсселю или Вашингтону. Киев будет говорить «а помимо прочего, они забрали у нас Крым и Донбасс, а еще разбомбили Донецк».
«СП»: — Запад будет верить Украине?
— Западные элиты могут выступать с той же риторикой, что и киевские политики. Обама уже говорил про агрессию России, и не будет странным, если он повторит слова Яценюка про репарации.
Но вряд ли такие словесные посылы приведут к каким-то конкретным действиям. У западных политиков они тоже будут больше фигурой речи, нежели призывом к действию.
— Цели выступления Яценюка — внутриполитические, ведь народ надо поддерживать в состоянии военной истерии, — говорит директор Центра политического маркетинга (Украина) Василий Стоякин. — Яценюк может делать такие заявления. Но рано или поздно ему придется объяснять, почему дела идут не так, как хочется.
С другой стороны, Россия всё равно будет принимать участие в восстановлении Донбасса, хотя бы посредством отправки гуманитарной помощи. Яценюк будет говорить, что это и есть те самые репарации, которые Киеву удалось получить от России.
Украинская общественность пока не видит очевидного. Даже те, кто бегает от мобилизации, верят в войну с Россией.
«СП»: — Но от мобилизации люди бегут к нам.
— Это особенности украинской картины мира. В голове укладывается, что страна воюет с Россией, но при этом Россия поставляет на Украину газ и предоставляет убежище тем, кто не хочет служить.
Я не берусь предположить, до чего могут в своем мифотворчестве додуматься киевские политики.
«СП»: — Киевским властям нужен Донбасс, или им нужна только война там для отвлечения украинцев от экономических проблем?
— Возможно, киевским властям нужен Донбасс. Но только как территория. Если все жители Донецка и Луганска покинут родные места и уедут в Россию, то украинские политики переживать не будут.
Фото: EPA/ ТАСС