Активному участнику трагических событий 2 мая в Одессе Алексею Гончаренко не грозит уголовное преследование в России. Московская полиция заявила, что не имеет претензий к депутату Верховной Рады, задержанному 1 марта в Москве на марше в память о Борисе Немцове.
Алексей Гончаренко ранее входил в Партию регионов, но после госпереворота в феврале 2014 года активно поддержал новую власть. 2 мая он был в толпе радикалов, поджигавших Дом Профсоюзов и избивавших активистов «Антимайдана». Чуть позже Гончаренко, не скрывая восторга, снимал обгоревшие трупы на мобильный телефон. Именно Гончаренко сообщил в прямом эфире телешоу Савика Шустера о «разгроме гнезда сепаратистов в Одессе».
28 февраля Гончаренко сообщил, что летит в Москву для участия в оппозиционном марше. Столичные правоохранители на акции в лицо узнали Гончаренко и задержали его. Тут же государственные телеканалы сообщили, что полиция обнаружила одного из возможных виновников «одесской Хатыни».
И крайне странно выглядело экстренное сообщение в эфире «Вестей недели» о том, что Гончаренко выпущен из ОВД «Китай-город», ему вручена повестка о необходимости в понедельник явиться в суд по административному делу о неподчинении законным требованиям сотрудников МВД.
Не менее странно и то обстоятельство, что Гончаренко еще в декабре прошлого года спокойно посещал Россию и даже поучаствовал в программе «Политика» на Первом канале.
Вполне возможно, что в действиях Гончаренко 2 мая, когда пострадал в том числе и гражданин России, нет состава преступления. Но это должно выяснить следствие. Обращает на себя внимание именно освещение деятельности Гончаренко российскими СМИ. Один федеральный телеканал зовет его на телешоу, другой — радостно сообщает о задержании бдительными полицейскими возможного организатора одесской бойни, а потом вынужден констатировать, что Гончаренко отпущен.
Можно предположить, что среди российской политической элиты до сих пор нет единого мнения, как реагировать на украинские события. Трагическое убийство Бориса Немцова только увеличило эту неопределенность. Из уст федеральных политиков зазвучали слова, что из-за украинских событий наше общество оказалось сильно расколото, и теперь пришла пора всех примирить. Но известно, что некоторые в обществе открыто выступают в поддержку киевской власти, силовой операции в Донбассе и сочувствуют Надежде Савченко. Поэтому общенациональный консенсус, каким его видят некоторые политики, возможен только в случае, если тема преступлений украинских радикалов не будет подниматься вовсе…
— История с Гончаренко, как и все, что происходит вокруг Украины и Донбасса с марта 2014 года, свидетельствует о растерянности и непоследовательности российской власти, — считает адвокат Дмитрий Аграновский. — У нас власть состоит из двух компонентов — патриотической и либеральной, и время от времени какая-то из них берет верх.
Думаю, Гончаренко сперва действительно хотели арестовать, но потом решили, что такой шаг будет слишком скандальным. Но в защиту власти могу сказать: все-таки поначалу арестовать решили — и то хорошо. Неплохо и другое. Да, наши действия в Донбассе непоследовательны, и нас — патриотов — они не устраивают, мы бы хотели большего. Но ведь и этих действий могло не быть, власти могли все Новороссию отдать. Но не отдали.
Просто мы — если говорить глобально — 23 года встраивались в мировое разделение труда на правах сырьевого придатка. И теперь — за год — перейти на патриотические рельсы сложно. Поэтому власти, — даже в таких незначительных, в целом, для государства вопросах, как арест Гончаренко, — принимают решения половинчатые.
Именно поэтому вечером Гончаренко решили задержать, а утром — решили отпустить. Вряд ли это свидетельствует о каких-то хитрых планах.
«СП»: — Гончаренко вызвали в суд. Какие перспективы у дела?
— Если он явится, ему, скорее всего, выпишут «административку». А не явится — с ним тоже ничего не будет. Сейчас Гончаренко может чувствовать себя в безопасности. Думаю, он без особых проблем может покинуть Российскую Федерацию, и никто ему не будет препятствовать.
Вообще, роль Гончаренко в событиях 2 мая не ясна. Он был в Доме профсоюзов, позировал и фотографировался. Но насколько активное участие он принимал непосредственно в событиях — я из анализа СМИ понять не могу. Конечно, у Следственного комитета России (СКР) данных больше, чем у меня.
Я вообще рад, что СКР занимается одесским делом, знаю группу следователей — они прекрасные специалисты. Думаю, это не Следственный комитет был инициатором освобождения Гончаренко…
— Если уж российское правосудие возбуждает уголовное дело по факту массового убийства, в том числе граждан России, в одесском Доме профсоюзов, вполне допустимы следственные действия в отношении даже действующих депутатов Верховной Рады Украины, — отмечает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — По идее, никто не может этому помешать.
Другое дело, есть данные, что у Гончаренко был дипломатический иммунитет. Но и в этом случае было бы резонно его, как минимум, немного «попрессовать» — подержать под арестом, чтобы следственные органы могли с ним поработать.
Да, и СКР нужно было все-таки предъявить ему обвинения, несмотря на его иммунитет. Возможно, в этом случае Гончаренко был бы признан судом соучастником преступления против человечности, которое имело место в Одессе.
«СП»: — Какие уроки следует извлечь из этой истории?
— Нужно сделать один практический вывод. Кроме одесских событий, Гончаренко, как известно, «засветился» в Москве в антипрезидентской, антироссийской по сути акции — марше памяти Бориса Немцова.
Как ни парадоксально, украинские националисты использовали траурный марш для реализации собственных политических целей и для дестабилизации ситуации в РФ. Поэтому такого рода политикам, как Гончаренко, — как и гражданам Украины, которые будут выявлены по итогам различного рода антироссийских акций, — следует закрывать въезд в Россию. Более того, их следует немедленно депортировать без права въезда на территорию нашей страны.
Иначе получается, что украинские националисты шастают по России, как по Крещатику. У нас и без них немало радикалов, которые хотели бы дестабилизировать обстановку в стране. Не хватало нам еще экспорта Майдана — на этот раз в прямом смысле слова…
Снимок в открытие статьи: Алексей гончаренко/ Фото: ZUMAPRESS.com/ Global Look Press