Петр Порошенко объявил о планах увеличения численности армии Украины до 250 тысяч человек. Как передает Интерфакс, соответствующий проект закона был внесен им в Верховную Раду 2 марта.
О количественном пересмотре ВСУ, как следует из пояснительной записки к документу, власти задумались в связи «с началом особого периода, учитывая угрозы национальной безопасности Украины в военной сфере, которые носят долгосрочный характер». Согласно законопроекту, на балансе ВСУ должны находиться 250 тысяч человек, в том числе 204 тысячи военнослужащих. В соответствии с изменениями военно-политической обстановки предусматривается увеличивать численность армии за счет призыва.
На данный момент для «своевременного развертывания группировки войск для сдерживания, отпора вооруженной агрессии и ликвидации вооруженного конфликта» в Вооруженных силах Украины «формируется два управления оперативного командования, 11 бригад, четыре полка, 18 батальонов, 16 отдельных рот и 13 взводов разного назначения».
Обращает на себя внимание, что все эти грандиозные милитаристские планы строятся на фоне хрупкого перемирия в Донбассе, которое стало возможным на совершенно определенных условиях после февральской встречи в Минске руководителей стран «нормандской четверки». То есть, глава Украины Петр Порошенко, по сути, должен являться гарантом условий перемирия, наряду с канцлером Германии Ангелой Меркель, президентом России Владимиром Путиным и Франции — Франсуа Олландом.
Однако то, что он делает, отнюдь не свидетельствует о его мирных намерениях. Нет никаких сомнений, что увеличивая численность своих вооруженных сил почти на треть, Киев явно хочет добиться как минимум двойного превосходства над армией Донецкой и Луганской народных республик, которая даже при большом желании вряд ли сможет поставить под ружье более ста тысяч бойцов.
— Я еще в апреле прошлого года говорил о том, что Украину будут использовать как военный таран против России, — напомнил эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Потому создание мощной армии — это как раз входит в планы Запада. И входит в планы прозападного режима, который в результате госпереворота установился на Украине.
Эта стратегия была очевидна уже год назад. Но мы почему-то посчитали, что вопрос можно решить каким-то маневрированием вокруг мирного процесса. Сначала одни минские соглашения заключили, потом вторые…
Украина тем временем наращивает военную мощь. Они не смогли имеющимися силами добиться успеха — решили увеличить численность вооруженных сил. А в этом смысле ресурсы «незалежной» огромные — сорок миллионов человек. Или чуть меньше — за вычетом Донбасса. Но все равно они могут до миллиона солдат поставить под ружье чисто физически. И Запад уже принимает решения о поставках им оружия. А перемирие — это всего лишь возможность для передышки, к сожалению. Те, кто находится у власти в Киеве, не успокоятся.
В Донбассе уже погибли несколько тысяч человек. Будет у них сейчас большая армия, будет большая серьезная война. Потери будут исчисляться десятками тысяч.
Вот к чему ведет стратегия постоянных перемирий. У нас этого никак не могут понять. Довлеет вера в то, что Украина сама развалится, что произойдёт раскол Европы… Какие-то футуристические идеи.
Надо принимать единственно возможное, пусть и болезненное решение. А кому-то не хочется с Западом ссориться до конца. Кто-то надеется восстановить отношения. Не понимая, что так подготавливается почва для очень серьезных испытаний для России.
«СП»: — Но большая армия требует и больших затрат на содержание. Есть ли в бюджете Украины средства, учитывая преддефолтное состояние страны?
— Конечно, сама она не потянет. Но Запад — мы видим — уже пытается вооружить Украину. То есть, он не будет давать ей денег на пенсионеров, бюджетников. А на армию — будет. И снова все продолжится…
У них сорокатысячный «ударный кулак» был вокруг Донбасса. Сейчас они создадут стотысячный. И опять пойдут в наступление, будут более серьезные жертвы. Отобьют их и в этот раз, значит, создадут «ударный кулак» в двести тысяч.
Но рано или поздно ополченцы сломаются, и нам придется вмешиваться уже серьезно. А сейчас Запад рассчитывает, что будет бесконечно использовать Украину как ударную силу против России. И пока у Запада сохраняются такие надежды, он будет продолжать давить на нас своими санкциями.
«СП»: — То есть, надо понимать, что и нынешний мир в Донбассе не будет устойчивым. А как долго он продлится, по-вашему?
— Вот как они новый ударный кулак создадут, до этого момента и продлится. Думаю, к лету пойдут в наступление. Может, и раньше.
Американцы, поляки, англичане уже направляют инструкторов для подготовки украинских военнослужащих, как известно. Ясно, что в Киеве не собираются отступать. Они будут давить дальше. Если кто-то у нас думает, что донбасские народные республики разделят судьбу Сербской Краины в Хорватии — на том все и закончится, то тот должен также понимать, что следующим будет Крым. И воевать нам все равно придется.
Или им Крым сдать? Потом Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье? А там и Ростовскую область захотят? Тут, отступать нельзя. Это очевидно.
Эксперт Центра стратегической конъюнктуры, военный аналитик Олег Валецкий уверен, что армейские планы Порошенко корректируют из Вашингтона:
— Ни для кого не секрет, что после февральского госпереворота Киев находится под прямым внешним управлением США. А американцы, как правило, идут на силовое решение вопроса, если их что-то не устраивает. Сегодня мы видим, как ситуация вокруг Донбасса нагнетается заявлениями о военной помощи Украине. Но это то, что на поверхности.
На самом деле, как мне кажется, Вашингтон хочет воплотить в Донбассе хорватский сценарий августа 1995 года. Условно говоря, хочет провести некий «блицкриг», который одномоментно решил бы все проблемы, как считают американцы.
Напомню, что операцию в Хорватии против республики Сербской Краины формально тоже проводила хорватская армия. Но фактически руководила и планировала все американская частная военная компания во главе с бывшим начальником военной разведки США. Американские самолеты сначала уничтожили несколько радаров армии Сербской Краины, после чего хорваты пошли в наступление.
То же самое они хотят повторить в Донбассе. Посчитали, наверное, и сказали Порошенко, что необходима 250-тысячная армия. Все очевидно.
«СП»: — Но не разумней было бы поднять боеспособность ВСУ внесением каких-то качественных изменений, а не за счет увеличения численности — фактически «пушечного мяса»?
— Качественное изменение — это долгий процесс, на два-три года, минимум. Им же требуется быстрое решение. Поэтому и рассчитали: 250 тысяч — этого как раз хватит, чтобы массой задавить. До украинских потерь инструкторам американским дела нет. Они работают на результат.
«СП»: — Для этого летят на Украину триста американских «инструкторов»?
— Это нижнее звено. Они будут готовить подразделения специального назначения на уровне рота-батальон. Потом уже прибудут главные инструкторы, которые будут заниматься стратегическим планированием. Если исходить из того, что программа обучения у американцев где-то до трех месяцев, то вероятно к лету они планируют уже какую-то наступательную операцию.
Замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько, в свою очередь, сомневается в том, что заграница, действительно, поможет ВСУ.
— Украинская армия деградировала до уровня карательных батальонов. И вряд ли учителя из стран НАТО здесь что-то способны изменить. Напомню, грузинской армии они не очень-то помогли. Хотя Грузия, обладая меньшей, но более мобильной армией, тратила на вооружение гораздо более значительные средства, чем сейчас Украина. На одни беспилотники — полмиллиарда долларов. Закупала западное вооружение. Американские инструктора годами воспитывали грузинских офицеров и солдат, но, тем не менее, Грузии это не помогло. И свою войну она проиграла за несколько дней.
Логика войны такова, что воевать все равно придется ВСУ. А они оказались неспособны к интенсивным боевым действиям с ополченцами.
Фото: Константин Чергинский/ ТАСС