Президент Украины Петр Порошенко продолжает на ходу переписывать текст Минских соглашений, не спеша при этом выполнять их. Так, 16 марта он внес в Верховную Раду проект обращения в Совет Безопасности ООН и Совет Европы о развертывании на территории страны международной миссии по поддержанию мира и безопасности. 13 марта, Порошенко уже направил генсеку ООН Пан Ги Муну уведомление о принятии соответствующего решения Совбезом Украины. В случае положительного решения в Раде, уведомление будет повторно направлено в ООН, как имеющее легальную силу.
По мнению Порошенко, присутствие «голубых касок» в Донбассе «будет наиболее эффективным, наиболее оптимальным гарантом» в сложившейся ситуации. Позднее постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев пояснил, что Киев намерен пойти еще дальше. Разместив в зоне конфликта полицейскую миссию Европейского союза. В этой связи сразу вспоминается печально знаменитая брюссельская EULEX, миссия которой в конце 1999 гг. хорошо вписалась в процесс выдавливания косовских сербов с родины. Тот факт, что она действовала под эгидой ООН, не способствовало тому, что действия «еврокопов» были объективными и имели посреднический характер.
Как утверждают в СНБО, они отдают предпочтение контингенту ЕС из соображений скорости развертывания. Дескать, на организацию и финансирование будущей миротворческой операции с мандатом ООН может уйти несколько месяцев. Учитывая, что Киев полностью исключает участие в миссии российских миротворцев (как представителей «страны-агрессора»), закономерно предпочитая делать ставку на своих американских и европейских патронов, желание пана Порошенко, видимо, останется не исполненным
Следует напомнить, что представители российского МИД неоднократно высказывались против того, чтобы менять правила игры по ходу самой игры — Минские соглашения предусматривают, что вопросом мониторинга и их реализацией будет заниматься ОБСЕ и никакие другие структуры.
В свою очередь, власти ДНР и ЛНР неоднократно подчеркивали, что единственный возможный компромисс это включение в состав миротворческих бригад представителей из России и Белоруссии. На что Киев, по понятным причинам, категорически не согласен. Учитывая, что РФ обладает правом вето в Совбезе ООН, где будет рассматриваться решение об отправке на Украину миротворцев, нетрудно предположить, что киевским властям не приходится рассчитывать на косовский сценарий по выживанию всех несогласных из Донбасса, а удовлетвориться «минским форматом» урегулирования.
Впрочем, учитывая одно из последних заявлений Порошенко о том, что Украина заключила несколько контрактов с рядом стран Европейского союза на поставки оружия (в том числе летального), можно сделать вывод, что украинские силовики сами не верят в возможность договориться с Донбассом по-хорошему.
Режим Петра Порошенко несамостоятелен — за ним стоит Вашингтон, напоминает декан кафедры социологии-политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов.
— Поэтому все инициативы стратегического плана, которые исходят якобы из Киева, нужно рассматривать с точки зрения внешнеполитической стратегии США. Указанный ход хорошо вписывается в политику США на Украине и направлен на ослабление там российских позиций.
По естественным причинам Россия не поддержит это предложение. Так как оно призвано скомпрометировать ее в глазах международного сообщества. Дескать, если Москва проголосует в Совбезе ООН против ввода миротворцев, значит, Россия выступает против мира в Донбассе.
«СП»: — Достаточно дешевая попытка манипулировать сознанием международной общественности.
— Это иезуитская тактика, но она типична западных политтехнологов. Однако Россия не может проголосовать «за» еще по одной причине. Москву не может устраивать, что в Донбасс в гордом одиночестве войдут западные миротворцы. Вариант с участием российских «голубых касок» Киев не рассматривает изначально.
История показывает, куда приходят западные (читай, натовские) миротворцы, они обычно оттуда не уходят. Получается, что мы санкционируем ввод иностранного контингента на территорию Украины, который будет обеспечивать развитие событий по тому сценарию, который выгоден США и его киевским ставленникам. Плюс, мы фактически получим под боком иностранные военные базы, да еще санкционированные самой Россией.
Еще один момент связан с тем, что ДНР и ЛНР в их нынешнем виде нежизнеспособны. В настоящее время они представляют собой куски бывших Донецкой и Луганской областей. А наибольшая часть их территорий, находится под контролем киевских силовиков. В этой связи ополчению нужно выходить на границы этих областей. Если же между ними и ВСУ будут стоять миротворцы, последние заморозят существующую ситуацию. Едва ли разделенный Донбасс сможет противостоять Киеву и будет поглощен последним, невзирая на минские соглашения. Это будет ухудшенный вариант Приднестровья, поскольку правила игры будет диктовать Киев.
«СП»: — То есть, возвращение ДНР и ЛНР к границам Донецкой и Луганской областей заставит считаться с ними.
— Именно. Даже, если они останутся формально в составе Украины, то на условиях, максимально приемлемых для ополченцев и Москвы. Наконец, если уж говорить без обиняков, в случае ввода миротворческих подразделений Россия может забыть о сухопутном пути в Крым. Вместо этого мы получим под боком обнищавшее, озлобленное и агрессивное государство под названием Украина с ее нынешней идеологией поклонения «бандеровщине» и ненавистью к России. В итоге, мы оказываемся в проигрыше по всем статьям. В таком случае будет свернут проект «Русской весны», Новороссии, это будет внешнеполитический нокаут, от которого, я боюсь, Москва уже не оправится.
Более того, внешнее поражение повлечет за собой резкую активизацию внутренней оппозиции и разочарование со стороны российского общества. Что может внести вклад в дестабилизацию внутриполитической ситуации. Слишком уж много патриотические силы поставили на кон. Я уже не говорю о том, что дальше Украине никто не мешает разыгрывать «крымскую карту». Будь то с помощью организации там провокаций со стороны радикалов или даже прямого вторжения, поддержанного Западом. Резюмируя — согласие на ввод миротворцев будет означать, что мы передаем инициативу противнику.
«СП»: — Можно вспомнить историю Республики Сербская Краина на территории Хорватии в начале 1990-х годов…
— Показательный пример. Несмотря на размещение здесь миротворцев ООН в 1992 году, эта республика была буквально разгромлена в 1995 году в ходе хорватских операций «Молния» и «Буря». Напомню, что тогда в регионе находились три миротворческих батальона — аргентинский, иорданский и непальский. Это к слову о нейтралитете. Казалось бы, не страны НАТО, а все равно позволили хорватам уничтожить РСК без всякого сопротивления со своей стороны.
Если говорить про формат европейской полицейской миссии, то мы это уже проходили в конце 1990 гг., когда с помощью военных, отправленных Брюсселем, косовских сербов откровенно выжили со своей земли. Честно говоря, объективных миротворцев в такого рода острых геополитических конфликтах не бывает. Разве что, где-нибудь в Руанде, где враждуют местные кланы, а не США или, скажем Китай.
Миротворческий сценарий в случае с Донбассом работоспособен только в одном случае — если речь идет о российских миротворцах, которые заинтересованы в защите местного населения. Но Киев, по понятным причинам, «замораживание» конфликта по российскому сценарию категорически не устраивает.
Обращение президента Порошенко о вводе в зону конфликта миротворцев, по сути, означает попытку несогласованного изменения минских соглашений, считает заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин.
— Скажем так, это выход за рамки минских договоренностей. Россия в любом случае заблокирует подобное решение. Тем более, если речь пойдет о разновидности европейской полицейской миссии (она ведь тоже должна получить мандат ООН). Порошенко все это прекрасно понимает. Ставится задача показать, что Россия против урегулирования. Вторая мотивация — затянуть процесс реализации тех политических соглашений. которые были достигнуты в рамках «Минска-2». Речь идет о пункте, касающемся «особом статусе отдельных районов…», проведении местных выборов и конституционной реформе.
«СП»: — Чем объясняется стремление Киева затянуть этот процесс? Поскольку многие пункты «дорожной карты», составленной в Минске, настолько общи и неопределенны, что позволяют украинским властям навязывать Донбассу под этим соусом практически любое политическое «меню»?
— Я тоже считаю, что некоторые пункты минских соглашений имеют характер уступки со стороны ополченцев и Москвы. А в общем, получился компромисс. Россия добилась «особого статуса» для этих территорий и на время отложила решение вопроса о контроле над границей. При этом Украина формально сохраняет суверенитет и территориальную целостность. В документе нет ни слова о ДНР или ЛНР. При упоминании некоей «конституционной реформы» отсутствует такое понятие как «федерализация». Теперь под конституционной реформой можно проводить все-что угодно. А Москва и ополченцы имеют моральное право сказать — этого недостаточно. Или «с нами, вообще, никто не советовался» (что уже происходит). А где написано, что достаточно или недостаточно?
Нетрудно предположить, что украинские власти предложат Донбассу некие «косметические реформы». А согласовывать их будут не с нынешним руководством ДНР или ЛНР, а с новыми местными властями, которых выберут по украинским законам. Понятно, что это неприемлемый вариант для ополченцев. Чтобы его реализовать, нужна легитимная (от имени всего международного сообщества сила) в лице миротворцев. Скорее всего, западного происхождения. К тому же вопрос о вводе миротворцев это попытка снова перевести процесс мирного урегулирования в конфронтационную плоскость. Киев нашел очередной повод для давления на Россию со всеми вытекающими последствиями. Дескать, РФ не хочет настоящего мира и миротворцев. Получается, не мы, а она срывает «Минск-2». Тогда давайте ответим новыми санкциями и поставками летальных вооружений на Украину.
Наконец, нельзя не отметить, что украинское руководство после целого ряда военных неудач боится снова оказаться один на один с вооруженными силами ЛНР и ДНР. История с разгромом «дебальцевского котла» показала, что у республик, наверное, нет возможности организовать наступление до Киева, но взять под контроль бывшие территории Донецкой и Луганской областей вполне возможно. Тем более, что ВСУ находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.
Фото: EPA/ ТАСС