18 марта Россия отмечает годовщину воссоединения с Крымом и Севастополем. На Васильевском спуске прошел митинг-концерт с говорящим названием «Мы вместе», в котором приняли участие 110 тысяч человек и лично Владимир Путин. Апофеозом этого события стало совместное исполнение Гимна России. Аналогичные мероприятия состоялись во всех регионах, включая главного «виновника торжества» — Крым.
Напомним, ровно год назад президент России в ходе торжественной церемонии выступил в Георгиевском зале Кремля перед членами Федерального собрания, губернаторами и представителями гражданского общества. В результате был подписан договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ. Зал стоя аплодировал российскому лидеру и руководителям региона.
Напомним, это историческое решение стало отражением воли 96 процентов жителей Крыма, которые приняли участие в референдуме 16 марта, проголосовав за воссоединение с Россией.
Накануне годовщины на телеканале «Россия 1» был показан документальный фильм «Крым. Путь на Родину», который получил положительные отклики среди российской аудитории. Смотрели его и на Западе. Правда, как выяснилось не все. Представитель Госдепартамента США Джен Псаки оценила фильм в известном полуанекдотическом ключе: «не читала (не смотрела в данном случае), но осуждаю». Главная идея, которую она вынесла из рецензии о фильме, дублирует пропагандистское клише Вашингтона: Россия «оккупировала» Крым и сама, если верить словам г-жи Псаки, призналась в факте военного вмешательства. Псаки в очередной раз напомнила про санкции и заявила, что позиция Вашингтона не изменилась: связанные с Крымом санкции останутся в силе до тех пор, пока полуостров не вернут Украине.
Премьер Украины Арсений Яценюк и вовсе предложил направить этот фильм в Международный суд в Гааге, как доказательство незаконного захвата Крыма.
В свою очередь, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков посоветовал Джен Псаки не вмешиваться во внутреннее дело России.
— Нету никакой оккупации Крыма. Крым — это регион Российской Федерации", — отметил Песков.
Санкции в связи с присоединением Крыма к России не будут сняты в исторически обозримой перспективе, считает генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.
— Отсюда вывод — Москве не нужно строить планов, которые бы учитывали их отмену. Главная проблема возникнет в отношениях в треугольнике «Россия-ЕС-США» по экономической причине. Потому что на санкциях настаивают американцы, а теряет больше всего Европа. В связи с чем возможны определенные подвижки. Чем большую цену придется заплатить европейцам за американскую инициативу, тем шире будет в Европе круг сторонников отмены санкций.
Что касается американцев, то надеяться на изменение их позиции не стоит. На память сразу приходит история с поправкой Джексона-Вэника, которую США не отменяли на протяжении 20 лет после распада СССР. То есть, даже в отсутствие ситуации, которая стала поводом для ее введения. Точно такая же ситуация будет с санкциями, которые ввели якобы из-за присоединения Россией Крыма.
«СП»: — Получается, единственной подвижки можно ожидать только со стороны образумившейся Европы?
— Я бы уточнил, со стороны части стран Европы. Для этого нужно быть сильными. А, значит, выстраивать евразийское экономическое пространство, наращивать взаимодействие со странами БРИКС, претворить в жизнь внутреннюю структурную эволюцию российской экономики (включая реальное импортозамещение). Санкции против сильных не вводят, с ними сотрудничают. Не случайно министр иностранных дел Турции признался, что его страна будет поддерживать дружественные отношения с Россией, несмотря на непризнание «аннексии Крыма».
«СП»: — Можно ли рассчитывать на международное признание российской принадлежности Крыма в случае смены агрессивно русофобского режима в Киеве?
— Я думаю, что окончательного решения украинского вопроса в ближайшей перспективе не предвидится. Ситуация в Донбассе, судя по всему, перерастает в стадию «замороженного конфликта». Возможности вернуть контроль над территориями ДНР и ЛНР, у Киева нет. А к проведению реальной конституционной реформы, о чем свидетельствует последнее голосование в Верховной Раде, украинские политики не готовы.
Даже ущербные, с точки зрения ополченцев, Минские соглашения Порошенко выполнить не готов. Ситуация на Украине далека от разрешения, что в одну, что в другую сторону.
«СП»: — Некоторые комментаторы называют наличие «замороженного» конфликта в Донбассе фактором, который Киев сдерживает от крымской военной авантюры. То есть, от попытки вернуть полуостров силой.
— Это обоюдоострый фактор. С одной стороны, он, действительно, выполняет сдерживающую роль. Но, с другой, способствует нагнетанию реваншистских настроений. Потому что фактор непокоренного Донбасса консолидирует все антироссийские силы на Украине. В результате люди привыкают жить в условиях «осажденной крепости» и жесткого полицейского государства.
Нет ни одного шанса, что у Украины будет достаточно сил для того, чтобы вернуть Крым военным путем. А Запад воевать с Россией из-за этого напрямую тоже не будет.
«СП»: — Может, стоит почаще напоминать Западу, у кого в действительности «рыльце в пушку»?
— Российская дипломатия должна действовать по принципу «вспомнить все». Напомнить, что «воссоединение» Германии больше походило на аннексию ГДР со стороны ФРГ. Что «ящик Пандоры» открыли американцы и европейцы в Косово, в котором даже не было проведено никакого референдума. Я уже не говорю про Ливию, Ирак, Афганистан и другие случаи нарушения международного права. В отличие от Крыма, где все с юридической точки зрения было сделано просто безупречно.
Заниматься контрпропагандой нужно, но рассчитывать на особый успех не стоит. Во-первых, у нас нет возможности полностью прорвать западную информационную блокаду.
«СП»: — С чем связан такой пессимизм? На предстоящем саммите ЕС главы семи государств планируют выступить против новых санкций в отношении России.
— Честно говоря, я в это не верю. Не надо выдавать желаемое за действительное. Позиция стран Запада остается достаточно консолидированной. Несмотря на отдельные эксцессы, евроатлантически настроенные элиты достаточно хорошо контролируют ситуацию. А степень давления американцев и Брюсселя на несогласных достаточно высока.
«СП»: — Насколько вероятно, что Крым получит транспортный коридор в «большую Россию»? Потому что Керченский мост это не панацея.
— Это будет возможно только в двух случаях. Например, если власть на Украине сменится, и в Киеве будут сидеть более умеренные люди. То есть, когда уйдет вся верхушка Майдана. Но в обозримой перспективе это не предвидится. Второй вариант- если Украина расколется на несколько государств. И одно из них, граничащее с Крымом и Донбассом, пойдет на контакт с Россией по этому вопросу.
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов убежден, что Крым не нуждается ни в какой дополнительной легализации в качестве субъекта РФ.
— В процессе воссоединения была соблюдена идеальная юридическая чистота. Он полностью соответствует нормам международного права. Плюс это согласуется с существующей практикой. Мне представляется, что США и европейцы закатили такую истерику вокруг Крыма, поскольку они осознают все это.
Позволю себе небольшое «лирическое отступление». Возвращение Крыма в Россию это большой праздник. Я считаю, что 18 марта станет реальным Днем народного единства. Такой День мы отмечаем 4 ноября. Не только для российских граждан (за исключением тех, кто ангажирован нашими оппонентами, выступая активными потребителями идеологических «печенек» г-жи Нуланд) и Русского мира. 18 марта — главный праздник для всех свободомыслящих людей на планете. Даже многие европейцы горячо поддержали восстановление исторической справедливости и действия России. Это начало воссоединения разделенного народа.
«СП»: — К сожалению, многие наши конкуренты готовы всячески противиться этому процессу. В самом Киеве среди радикалов сильны настроения «разберемся с Донбассом, пойдем на Крым».
— Это все риторика, в режиме которой существует нынешнее «медиа-государство» под названием Украина. Складывается впечатление, что это эксперимент, который ставят американские ученые и политтехнологи над более чем 40 миллионной страной в самом центре Европы. До недавнего времени столь масштабных результатов им не удавалось добиться. За исключением небольших государств с компактным информационным пространством. Американцам удалось превратить Украину в страну без государственных интересов, где люди постепенно сходят с ума, «купаясь» в бесконечных пропагандистских медийных потоках.
Они полностью дезориентированы и не способны критически оценивать ту или иную информацию, существуя в виртуальной реальности.
«СП»: — Возможно ли полноценное жизнеобеспечение полуострова, если украинские события будут развиваться по инерционному сценарию?
— Эта проблема решается. Активно задействуется воздушный мост — количество авиарейсов в этом году будет увеличено в разы. Плюс начались работы по строительству моста через Керченский пролив, действует паромная переправа. Транспортная проблема не так критична, как пытаются представить наши оппоненты. Понятно, что исторически электрическая и водная инфраструктура «завязаны» на материк. Электричество украинские власти не отключают. Несколько месяцев назад между главными энергетическими компаниями России и Украины был заключен контракт. Государственный бюджет РФ будет субсидировать поставки электроэнергии с территории Украины на полуостров.
В свою очередь, украинская сторона нуждается в электроэнергии, которую она получает из России. Плюс, если Киев отключит Крыму электричество, мы отключим ему газ. От взаимозависимости никуда не уйти.
Правда, возникла неприятная ситуация накануне посевной, когда украинские власти перекрыли Северо-Крымский канал, через который на территорию полуострова поступает днепровская вода. Но это опять же решаемая проблема. На организацию водоснабжения Крыма в 2015 году Москва потратит шесть миллиардов рублей. В текущем году планируется потратить миллиард рублей на проектирование и строительство первого этапа водовода от подземного месторождения до Крымского канала. Он предназначен для водоснабжения Керчи, Феодосии и Судака. С питьевой водой в Крыму давно нет проблем — там много артезианских скважин. Другое дело, для технических нужд (например, для виноградарства) вода нужна, ее пока недостаточно. Но эта проблема решается с помощью устройств по опреснению морской воды.
«СП»: — Как отразится запрет США и ЕС на туризм, инвестиции, экспорт товаров, услуг и технологий на территорию полуострова?
— В мире есть достаточное количество стран и инвесторов, которые плевать хотели на такие запреты. Плюс это прекрасная возможность для заявленного импортозамещения. В Крыму создается свободная экономическая зона, в рамках которой инвесторам будет предоставлен целый ряд налоговых льгот. Отличная возможность проявить себя для отечественного производителя. При помощи государства, разумеется.
Когда в качестве примера жизни государств в условиях санкций приводят Кубу, Северную Корею или даже Иран, я считаю их неудачными. Смешно сравнивать потенциал России и этих стран. По всем параметрам. Те же европейские страны в не меньшей степени зависят от нас (вспомним хотя бы про энергозависимость). Да и США продолжают наращивать торговый оборот с нами, несмотря на санкции (недавно купили двигатели для своих ракет-носителей). Так что Россию просто невозможно изолировать.
Может быть, это прозвучит для кого-то неожиданно, но, скорее, весь мир изолирует США. Все устали от наглых и циничных внешнеполитических выходок американцев, которые постоянно вмешиваются во внутренние дела суверенных государств. Весь мир устал от навязывания своей монетарной политики с «перегретым» долларом. И от экономического выкручивания рук с помощью таких подконтрольных международных институтов как МВФ. Я уже не говорю про открытое политическое и военное давление на независимые государства. Еще чуть-чуть и все бывшие американские союзники создадут клуб ненавистников США, помирятся с Россией и все вместе объявят им континентальную блокаду.
Тогда мы посмотрим, что будут делать Штаты со своим «перегретым» долларом и огромным государственным долгом. Думаю, в таком случае, эта страна быстро взорвется изнутри. Поскольку комфорт многих американских граждан во многом обеспечивается «людоедской» внешней политикой Белого дома. Поскольку де-юре присоединение Крыма было выполнено очень чисто, нам остается дожидаться изменений политической конъюнктуры, когда признание полуострова частью российской территории произойдет де-факто.
Фото: Артем Геодакян/ТАСС