20 марта в Брюсселе завершился саммит ЕС, одним из главных пунктов которого был вопрос о судьбе антироссийских санкций. Напомним, речь идет об ограничительных мерах против энергетического, финансового и оборонного секторов российской экономики.
Как и ожидалось, консенсуса в вопросе достичь не удалось. По признанию председателя Евросовета Дональда Туска: «Государства-члены ЕС открыто демонстрируют разницу точек зрения и различия интересов. Единой внешней политики 28 стран не существует». За эскалацию «политики кнута» в отношении России выступают Великобритания, Польша и страны Балтии.
С таким подходом не согласны Испания, Италия, Венгрия, Словакия, Греция, Кипр, Финляндия, Австрия. Европейским «локомотивам» в лице Германии и Франции в ходе саммита предстояло привести разнобой мнений к единому евроатлантическому знаменателю. Для этого Берлину и Парижу пришлось совершить обходной маневр. Юридически оформленного решения о продлении санкции против России принято не было. Этот вопрос отложен до июля, когда истекает годичный срок действия «санкционного продукта» ЕС, который датируется июлем прошлого года.
При этом его фактическая пролонгация все же состоялась. «Европейский совет решил, что продолжительность ограничительных мер в отношении Российской Федерации, принятых 31 июля 2014 года и расширенных 8 сентября 2014 года, должна быть четко связана с полной реализацией минских договоренностей, имея в виду, что это предусмотрено только в конце 2015 года», — говорится и в опубликованном заявлении Совета ЕС. О привязке экономических санкций к «полной (!) реализации Минского соглашения» говорил и главный евробюрократ Дональд Туск на пресс-конференции.
Подобный подход был озвучен Ангелой Меркель еще до встречи в Брюсселе: «Мы не можем, и не будем отменять санкции, которые истекают в июле или сентябре, до тех пор, пока требования Минского соглашения не будут выполнены».
Справедливости ради стоит отметить, что европейские политики на этот раз попытались изобразить хотя бы видимость объективности. Призвав все стороны украинского конфликта оперативно и в полном объеме реализовать Минские соглашения и выполнить все свои обязательства. Однако презумпция виновности и тотальной ответственности российских властей за все, что происходит в «незалежной», остаются в силе. По крайней мере, на саммите даже не упоминалась возможность «наказания» украинских властей, которые излишне «творчески» подходят к реализации пунктов «Минска-2», фактически срывая достигнутые в столице Белоруссии договоренности.
Европейский совет также «не признает и продолжает осуждать незаконную аннексию Крыма и Севастополя Российской Федерацией и по-прежнему привержен реализации в полной мере политики непризнания», — говорится в заявлении этого органа. Из чего следует, что даже полное выполнение Минских соглашений на условиях Киева не гарантирует Москве «отвод тяжелых санкционных вооружений» со стороны Запада. По большому счету, это напоминает создание идеальной отрицательной мотивации — какой смысл идти на поводу у Брюсселя, добиваясь отмены ограничительных мер, когда в рукаве лидеров ЕС находится «козырь», который невозможно побить. Учитывая, что Москва неоднократно подчеркивала, что т.н. «крымский вопрос» для нее закрыт навсегда.
По мнению обозревателя МИА «Россия сегодня» Ростислава Ищенко, у европейцев еще остается время для принятия решения по санкциям в отношении России.
— Напомню, санкции действуют до июля 2015 года, поскольку они были приняты Евросоюзом на год. Соответственно, ограничительные меры должны быть пролонгированы или отменены к июлю текущего года. Таким образом, вопрос о будущем санкций останется в повестке дня следующего саммита ЕС в июне.
«СП»: — Удастся ли европейцам договориться, если учитывать, что ряды противников продолжения экономической конфронтации с Россией постепенно расширяются?
— Думаю, пролонгировать санкции будет сложно именно по этой причине. При том, что полностью отменить их нельзя.
«СП»: — Лидеры ЕС приняли решение увязать снятие санкций с выполнением минских договоренностей. Но последний пункт, касающийся передачи границы, датируется концом 2015 года, а не июлем. Получается, и летом этого года окончательного решения принято не будет?
— Это лишь риторика — санкции автоматически продлеваться не могут. Лидеры ЕС должны собраться вместе и принять решение о продлении санкций. И, если уж их будут продлевать, то еще на год, а не в хронологической привязке к выполнению пунктов «Минска-2».
"СП": — Сколько еще попыток прийти к консенсусу по этому вопросу могут предпринять страны ЕС до июля?
— Переговоры об этом могут вестись хотя каждый день. Просто есть позиция почти десятка государств, в том числе таких влиятельных как Испания и Италия, которые намерены блокировать продление санкций. Конечно, их будут убеждать, на них будут давить (в первую очередь, США), но это позиция не одной страны, а большой группы.
Вопрос о продлении «наказания» России за геополитическую строптивость будет решаться на уровне закулисных переговоров. Так или иначе, ЕС будет тяжело до июля принять решение о продлении санкций. Разумеется, если Вашингтон не организует очередную провокацию вроде сбитого год назад «Боинга».
"СП": — Или в случае возобновления военных действий…
— Скорее всего, так и произойдет. Но здесь ЕС подстраховался. Уже было заявление Европейского Совета о том, что Киев должен строго следовать минским договоренностям, а он их не соблюдает. Впервые за год конфликта Евросоюз зафиксировал нарушение Киевом международных правил. Поэтому даже начало активных военных действий совсем необязательно приведет к продлению санкций.
«СП»: — Может ли Евросоюз «дозреть» до постановки вопроса о введении санкций против Киева?
— Ситуация быстро меняется. Как выяснилось, события на Украине несут гораздо больше рисков и опасностей для ЕС, чем для России. Поэтому Брюссель и стал беспокоиться. Неонацистов на Украине можно было разглядеть и год назад. Евросоюз будет пытаться выскользнуть из этой неприятной ситуации. Так, чтобы, с одной стороны, не ссориться с США, а с другой — с Россией. Потому что разрешить конфликт на Украине без учета российского фактора невозможно.
Я не думаю, что будет оказываться существенное давление на Киев. Просто потому, что это бессмысленно. ЕС ему по большому счету ничего не дает. Соответственно, и давить на Киев нечем. Жалкие кредиты, которые предоставляет МВФ, все равно лоббируют американцы. К тому же такие суммы для Киева ничего не решают. А в условиях промышленного коллапса Украине не с чем выходить на европейский рынок. У ЕС нет серьезных санкционных рычагов, которые могли бы испугать Порошенко и его команду. Тем более что для них война — это жизнь. Если боевые действия действительно прекратятся, они потеряют и власть, и свободу (как минимум). Основные рычаги давления на Киев находятся в руках администрации США и у руководства России.
«СП»: — Какая сторона несет наибольшие убытки в ходе санкционной войны — Россия или ЕС?
— Я не считаю, что в стоимостном выражении Россия проигрывает больше, чем Евросоюз. Потому что все, что европейцы у нас покупали, они и покупают до сих пор. Речь идет об энергоносителях, в первую очередь. Страны ЕС не могут отказаться от российских газа и нефти. А если европейцы нам отказываются что-либо продавать, то это опять же их потери, а не России. Они просто теряют емкий платежеспособный рынок. Конечно, торговый оборот это «улица с двусторонним движением». Когда он начинает снижаться, проигрывают все. Потому что результатом этого становится замедление роста экономики. Но, в конце концов, большую часть того, что ЕС продавал в Россию, мы можем купить у других. Не мы страдаем от того, что польские яблоки не поступают на российский рынок, а Польша.
«СП»: — И все же трудно не признать, что санкционный удар по финансовой системе РФ может оказаться весьма болезненным.
— Возможность получать дешевые кредиты это, конечно, важно. Но пока российские компании справляются с выплатой долгов. Если возникнут серьезные трудности, я уверен, государство сможет оказать поддержку (не только банкам, но и промышленным структурам) из накопленных золотовалютных резервов и того же Резервного фонда. Денег на это хватит.
«СП»: — Из сказанного можно сделать вывод, что антисанкционная фронда в Европе будет только пополнять свои ряды?
— Мы наблюдаем этот процесс, начиная с того момента, когда европейцы ввели санкции. От одиночных выступлений полушепотом о том, что германский бизнес несет убытки от санкций против России, к открытым заявлениям лидеров многих стран. А главы Франции и Германии (это страны-локомотивы ЕС), хотя и поддакивают администрации Обамы, не отдают оплаченные «Мистрали», но «ужом вертятся на сковородке». Чтобы, с одной стороны, сохранить евроатлантическое лицо, а с другой — всячески ищут способ выскочить из санкций. Ведение любых торговых войн имеет «эффект бумеранга». Те же Штаты обычно применяют санкции либо против совершенно слабых государств, либо на ограниченный период. В отношении России они больше пугают нас, чем ожидают серьезного эффекта. Сегодня видно, что Москва не пугается.
«СП»: — А как же привязка действия санкций к крымскому вопросу. Дескать, пока полуостров не вернут Украине, Россия будет постоянно находиться под санкциями.
— Японцы тоже говорят, что пока Россия не вернет им южные Курильские острова, они не подпишут с нами мирный договор. При этом никто ни с кем не воюет, и поддерживаются торгово-экономические отношения. А говорить можно все, что угодно. Все прекрасно понимают — чтобы заставить Россию вернуть Крым, ее нужно победить на поле боя. А это чисто технически невозможно.
«СП»: — Председатель Европейского Совета поляк Дональд Туск заявляет, что ЕС интересует не прогресс процесса урегулирования ситуации в Донбассе, а полное выполнение Минских соглашений. По его словам, только в этом случае санкции могут быть отменены.
— Это личная позиция Туска. Это просто евробюрократ, хотя и высокопоставленный. А принимать решения будут национальные лидеры стран ЕС.
Заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин считает, что в ходе саммита главы европейских стран заняли компромиссную позицию.
— Наиболее жесткую и непримиримую позицию по вопросу о продлении и даже ужесточении санкций против России занимают страны Прибалтики, Румыния, Польша, Швеция, Великобритания. А целый ряд стран вроде Италии, Испании, Кипра или Греции придерживается иной точки зрения. Не потому, что они выступают за Россию. Просто для них более высок уровень прагматических экономических интересов. Не случайно снятие санкций поддерживают практически все страны, которые могли бы стать бенефициарами трубопроводного проекта «Южный поток».
Но евроатлантическая солидарность это достаточно серьезный фактор в процессе принятия решений для таких стран как Германия. С одной стороны, она должна сохранять лидерство в Евросоюзе, который возник как атлантистский проект (то есть, в известной степени, подконтролен США). С другой стороны, Меркель испытывает давление со стороны германских бизнес-структур, которые не хотят терять прибыль и уходить с российского рынка в угоду США.
Отсюда лавирование Парижа и Берлина между США, собственными интересами и теми, кто выступает за смягчение санкций. Олланд, несмотря на историю с «Мистралями», занимает более мягкую позицию, чем Меркель. Не говоря уже о нейтральной Австрии, которая имеет и не боится высказывать свое мнение.
«СП»: — Удастся ли европейцам к июлю распутать этот «клубок противоречий»?
— Летом решение точно будет принято. Потому что Минские соглашения это оптимальный вариант для ЕС.
«СП»: — При этом Олланд и Меркель подписали бумагу, которая трудновыполнима в политическом плане. Киев уже саботирует положения «Минска-2». При этом все претензии предъявляются только к России. Такая односторонняя ответственность неизбежно приведет к срыву процесса мирного урегулирования. А значит, летом виновной снова «назначат» Россию со всеми вытекающими последствиями в плане ужесточения санкций.
— Киев не может резко ломать ситуацию. Потому что тогда Франция и Германия, как участники минских переговоров и договоренностей, просто потеряют лицо. Порошенко не стоит рассчитывать, что если он возобновит полномасштабную войну, немцы и французы будут поддерживать его как раньше.
«СП»: — Но до сих пор они закрывали глаза на явные попытки майданной команды сорвать мирный процесс.
— Мы видим, что Верховная Рада откровенно извращает содержание минских договоренностей. Многие говорили, что «Минск-2» это большая победа России. Но если внимательно прочитать текст и представить, что все его пункты выполнены как написано, то Донбасс практически не получит ничего из того, за что боролся с оружием в руках. В минских документах, например, ничего не говорится о какой-либо степени автономии региона. Если не будет найден компромисс по конституционной реформе, то прописанный конец 2015 года автоматически сдвинется дальше. Разумеется, если стороны не вернутся к силовому противостоянию.
В общем, положения «Минска-2» составлены таким образом, что европейцам будет легко аргументировать свое решение о продлении санкций.
«СП»: — Вопреки своим экономическим интересам…
— Многие страны настолько накручены американской пропагандой, что для них важнее вопросы безопасности. Посмотрите, как в Литве оживляется фантом русской угрозы. Учитывая «двойные стандарты», которые практикуют Брюссель и США, «стрелочником» за срыв Минских соглашений, наверняка, назначат Россию. Поэтому нам не стоит слишком обольщаться и надеяться на внутренний раскол в Европе. Идти против Германии или, тем более, США никто не будет.
«СП»: — США и ЕС запустили санкционную машину в одностороннем режиме, это работает на «продолжение политики новыми-старыми средствами»?
— Да, это работает на обострение конфронтации. Цель — выбить еще больше уступок со стороны России. Например, власти Литвы уже говорят о том, что «Искандеры», размещенные в Калининградской области, достают до Берлина. Чем вам не предлог для введения санкций. Хотя, понятно, что это внутреннее дело России, какие военно-технические средства размещать, и где.
Фото: ТАСС/EPA