30 марта — день, когда Россия продала Аляску Соединённым Штатам Америки. Это произошло 148 лет назад. Говоря об этом событии, историки и политологи обычно любят вдаваться в рассуждения о том, насколько продешевила Россия в экономическом плане и была ли, собственно, продажа Аляски или коварные юридически подкованные англосаксы обманули неискушённых царских чиновников, желавших сдать огромный полуостров в аренду.
Однако, в свете вновь обострившегося противостояния России и США интересней другой вопрос: а могли бы Соединённые Штаты вообще состояться как сверхдержава, не заполучи они Аляски?
И не сочли бы американцы за благо дружить с Россией, если бы мы «твёрдой пятой» стояли на Североамериканском континенте?
— Когда говорят о продаже Аляски американцам, часто забывают, что эта была заключительная сдача российских территорий на Североамериканском континенте, — рассказывает публицист, автор книги «Почему Россия не Америка» Андрей Паршев. — Ещё в 1825 году Россия почти задаром отдала США огромный кусок Тихоокеанского побережья, после чего эта страна, собственно, и получила шанс стать великой державой. До этого у американцев был выход только в Атлантику. Тихоокеанское побережье обоих американских континентов контролировали Испания и Россия. О тех временах сегодня напоминает разве что уникальная коллекция в Российском этнографическом музее, посвящённая индейцам Калифорнии. Эти племена были уничтожены англосаксами после ухода русских.
Кроме того, в 19 веке произошла малоизвестная ныне история с установлением американцами своего протектората над Гавайскими островами. Произошло это после свержения «пророссийского короля» на архипелаге. Всё происходило по ставшим уже классикой рецептам «оранжевых революций». Со временем американцы эти острова аннексировали. Можно представить, что было бы, если бы Россия не пустила на самотёк этот процесс и не дала американцам так усилиться.
Отчасти мы сдавали свои территории в США потому, что они были очень далеки от материковой России. В 19 веке при отсутствии железной дороги на Дальний Восток нам трудно было удерживать даже Камчатку.
Однако если бы в 19 веке нашёлся российский император, сумевший оценить будущие геополитические выгоды от обладания Аляской и другими территориями в Америке, мы вполне могли бы преодолеть инфраструктурные сложности. Попросту говоря, уже в середине 19 века проложить железную дорогу до залива Петра Великого.
Не скажу, что экономически продажа Аляски была для нас очень большой потерей. А вот геополитические потери — весьма значительны.
«СП»: — Часто приходится слышать, что эту территорию всё равно бы отобрали…
— Это несерьёзный в историческом смысле подход. В любом случае, оккупация Аляски американскими войсками оставила бы нам шанс позднее вернуть эти территории. А вот продажа Аляски этого шанса не оставила. По крайней мере, в юридическом отношении американцы абсолютно справедливо владеют этой землёй.
Наше общество подспудно понимало, что продажа за бесценок российских территорий в Америке, на самом деле, ущемляла национальные интересы империи. Неспроста соглашение о передаче США нашей земли на Тихоокеанском побережье долгое время было засекречено.
А вот история о том, что Аляску мы не продали, а передали в аренду — это специально запущенный слух для того, чтобы смягчить для национального сознания последствия этого, в общем-то, постыдного договора. Кстати, есть свидетельства, что террористы, покушавшиеся на Александра II, в том числе вменяли ему в вину продажу Аляски. Понятно, что они, таким образом, просто использовали общественное недовольство этим решением царя.
«СП»: — Смогли бы США без Аляски стать сверхдержавой?
— США не имели бы выхода в Арктику, что сильно сузило их геополитическое влияние. Кроме того, при продаже Аляски были зачем-то отданы и прилегающие, а порой и отдалённые острова. Это касается, к примеру, Алеутских островов. Позднее на них были размещены американские военные базы. Всё это значительно усилило позиции США в Тихоокеанском регионе. А вот если бы эти острова оставались за Россией, могла бы иначе закончиться Русско-Японская война 1905 года.
Нам порой говорят, что отказываясь от Аляски, Россия купила лояльность Соединённых Штатов и избежала войны на своих дальних окраинах. Но, как мы видим, особой благодарности американцы к нам за Аляску не испытывают. К этой ситуации хорошо подходит пословица: выполненная услуга недорого стоит.
Сегодня мы не знаем, как будут развиваться мировые события. Возможно, США вынуждены будут отказаться от роли мирового военного жандарма. И тогда роль Аляски и прилегающих островов станет менее значительна. Но пока она остаётся очень большой в геополитическом смысле.
— Присутствие России в Северной Америке заставило бы США осторожней относиться к нам, — говорит эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев. — Начать с того, что американцы вынуждены были бы больше внимания уделять охране собственных морских границ, а не болтаться в Чёрном море, пытаясь щекотать нервы России своим военным присутствием возле Крыма. Ясно и то, что Америка без Аляски не могла бы претендовать на статус приарктической державы. А, следовательно, и шансы американцев в будущем добывать в этом регионе полезные ископаемые были бы ничтожно малы.
Российский Северный морской путь, таким образом, охватывал бы большую часть Арктики, что давало бы нам дополнительные преимущества.
Американцам пришлось бы, скорей всего, и закупать нефть, которую мы добывали бы на территории Аляски. А это так же сдерживало бы их от многих агрессивных выпадов в нашу сторону.
«СП»: — Насколько сильнее были бы геополитические позиции России?
— Значительно. Даже после распада СССР американцы не могли бы поступать с Россией, как с побеждённой страной. Да и сам распад Советского Союза, возможно, не произошёл бы.
— Ясно, что полтора века назад ни царь, ни его приближённые не могли понимать всех геополитических выгод, которые могла бы дать России Аляска в 20-м и последующих веках, — говорит директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. — Да тогда и сложно было представить, что Соединённые Штаты уже через полвека начнут претендовать на одну из ведущих ролей в мире.
Понятно, что наличие на Североамериканском континенте России, а тем более наших военных баз сильно сковывало бы западный мир и во время Холодной войны и сейчас.
«СП»: — Возможно, сам факт присутствия России в Северной Америке заставил бы США отказаться от идеи противостояния с нами?
— Безусловно. Значительная часть «традиционной» нефти добывается Соединёнными Штатами именно на Аляске. Да, история не терпит сослагательного наклонения. Но я уверен, что в отношении нас американцам, как минимум, пришлось бы стать значительно сдержаннее. Но не исключаю также, что нам пришлось бы вести и войны за Аляску, скажем так, с англосаксами…
«СП»: — То есть американцы не потерпели бы присутствия на Североамериканском континенте «русского медведя»?
— Да, в США во многом переняли «островную» политическую традицию Великобритании. Североамериканский континент, конечно, побольше, чем Британские острова, но логика островной империи чётко прослеживается во внешнеполитическом курсе США. Их цель — не пустить на свой «остров» никаких серьёзных геополитических конкурентов. А всё, что вокруг «острова» они пытаются использовать в своих интересах, не чураясь никаких способов, вплоть до установления внешнего управления над некоторыми странами.
«СП»: — Тем не менее, Канада и Мексика, с которыми прежде США имели не самые лучшие отношения, остаются независимыми государствами на Североамериканском континенте…
— Их независимость, как мы прекрасно понимаем, довольно условная. Та же Канада — своего рода протекторат США. И хотя в Канаде часть населения любит вспоминать о том, что они потомки французских переселенцев, которые не раз воевали с английскими переселенцами, трудно представить, чтобы Канада пошла вперекор США по важному международному вопросу.
Фото: Сергей Козлов /ТАСС