7 апреля в сети появилось сообщение от Игоря Стрелкова: «Сейчас в точности повторяется „Минск-1“, когда в течение 4 месяцев боевые действия не прекращались. В Широкино, в районе Авдеевки, Песок и Бахмутки бои идут ежедневно. Перестрелки в районе станицы Луганской — ежедневно. Украина не собирается разоружаться и не стремится к миру. Россказни о том, что кто-то чего-то там им не будет поставлять — это сказки для простых людей. Ежедневно 4−5 „Геркулесов“ садятся на аэродромы Украины, и оттуда выгружается всякое оружие — и летальное, и не летальное, снаряжение и боеприпасы».
По информации Игоря Стрелкова, вся техника, которая используется в ходе маневров НАТО, остается на Украине. Нарастает поток инструкторов, действующих военных, частных военных компаний. «Порошенко не скрывает, что собирается довести численность украинской армии до 250 тысяч человек. Кроме того, идет оголтелая антироссийская пропаганда… Ни один факт не свидетельствует в пользу того, что Украина собирается мириться. Все т.н. отводы тяжелого вооружения Украиной носят факты открытого обмана. Отводится техника на 5−6 км, и готова к использованию в любой момент. Кроме того, продолжается подтягиваться и другая техника, ракетные системы к фронту. Конфигурация украинских группировок говорит о том, что они намерены вести наступление» — пишет Игорь Стрелков.
Сообщения информагентств подтверждают правоту Стрелкова. За минувшие сутки украинские силовики нарушили режим прекращения огня 38 раз, сообщает Министерство обороны Донецкой народной республики.
По данным оборонного ведомства, огонь велся по населенным пунктам Горловка, Безыменное, Широкино, Спартак, Заможное, Жабичево, Новомарьевка, Николаевка, району Песок. Кроме того, в течение всего дня 7 апреля продолжались перестрелки в районе посёлка Пески и обстрел донецкого аэропорта из тяжелых орудий.
Но главное даже не это. Киев саботирует выполнение политической части Минских соглашений.
«Киев делает все возможное, чтобы предельно усложнить и в итоге парализовать процедуру изменения конституции», — заявил 7 апреля спикер Народного Совета ДНР Андрей Пургин.
«Порошенко, Яценюк и их приспешники все чаще говорят о проведении референдума по изменению конституции Украины. Мы расцениваем эти идеи как очередную попытку сорвать выполнение минских договоренностей о предоставлении Донбассу закрепленных в конституции особого статуса и особых прав самоуправления», — отметил Пургин.
По его словам, «Киев при горячей поддержке Вашингтона хочет предельно усложнить, запутать и в конечном итоге парализовать процедуру изменения конституции».
«Честный референдум из-за невнятного и громоздкого украинского законодательства практически невозможен. При этом всем известно, что для наделения Донбасса особым статусом достаточно внесения в конституцию поправок обычным способом — через голосование в Верховной Раде», — указал политик.
«Перевод темы в режим референдума незаконен, юридически и политически не обоснован. И преследует одну цель — сорвать мирный процесс. Отказаться от политического урегулирования в пользу силовых действий», — заключил председатель Народного Совета ДНР.
— Сегодня мы видим, что «Минск-2» зашёл в тупик, — говорит военный обозреватель Владислав Шурыгин. — Минские соглашения фактически заморожены украинской стороной. Она самовольно меняет эти соглашения, меняет в них те пункты, что есть, добавляет новые. По сути, кроме отвода большей части тяжёлых вооружений и ослабления обстрелов городов Донбасса, никаких иных последствий «Минска-2» я не вижу.
Если ситуация меняться не будет, то уже через месяц или через несколько можно ждать очередного обострения конфликта.
«СП»: — Согласны вы с мнением некоторых аналитиков, что при нынешнем раскладе сил, ни ополчение, ни украинская армия не способны одержать решительной победы?
— Я думаю, что тут имеет место не совсем точная постановка вопроса. Со стороны ДНР и ЛНР вопроса о решительной победе над украинской армией не стоит. Они решают свои локальные оборонительные задачи и делают это успешно.
А Киев по-прежнему надеется подавить Донбасс силой.
«СП»: — С другой стороны, не секрет, что среди ополченцев сильны настроения освободить Мариуполь и другие территории Юго-Востока, занятые украинскими силовиками…
— Настроения рядовых ополченцев в данном случае мало на что влияют. По самым оптимистичным подсчётам, вооруженные силы Новороссии составляют около 40 тысяч человек. В то время как число силовиков с украинской стороны составляет 200 тысяч. Сложно добиться победы при таком неравенстве сил.
«СП»: — О чём в таком случае говорит факт, что именно под посёлком Широкино, который называют воротами Мариуполя, сейчас идут наиболее интенсивные перестрелки?
— Это говорит только о том, что существует некая зона, где по инерции продолжаются бои, которые начались ещё в период зимней кампании. Украина здесь пыталась провести военную операцию, чтобы отрезать ДНР от моря. Операция эта ничем не закончилась кроме того, что украинские силовики заняли Широкино, которое было до того нейтральной территорией. Надо понимать и то, что Широкино не является воротами Мариуполя. Этот город гораздо проще обойти и блокировать, чем штурмовать в лоб. Из Широкина киевские власти пытаются создать видимость этакого очередного форпоста, за который они будут драться до последнего. Однако стратегическое значение этого населённого пункта минимально.
«СП»: — В случае возобновления широкомасштабного наступления украинских силовиков, куда будут направлены главные удары?
— Сказать это сложно, ситуация очень быстро меняется. Возможно, украинская армия повторит попытку отрезать Донбасс от России и начнёт наступление с севера вдоль границы. Но это будет очень опасный маневр.
— Я бы сравнил ситуацию в Донбассе с этаким поддержанием слабого огня в печке — много дров не подбрасывают, но и углям погаснуть не дают, — говорит депутат Госдумы Вячеслав Тетёкин. — Там постреляли, здесь взорвали — таким образом украинская сторона сохраняет вялотекущий военный конфликт. Киев понимает, что новая фаза широкомасштабных боевых действий для него опасна. Победить Донбасс они явно не способны. Ни состояние вооружённых сил, ни морально-политическое состояние нации, ни социально-экономическая обстановка в стране не дают киевским властям оснований надеяться на успех. Но реальные кукловоды бойни в Донбассе, прежде всего, в Вашингтоне, заинтересованы в том, чтобы хотя бы в тлеющем состоянии этот военный конфликт сохранялся. Это делается для того, чтобы при необходимости в этот огонёк подлить «бензина», и конфликт в нужный момент мгновенно вспыхнет с новой силой.
То есть, на самом деле в Киеве и Вашингтоне не оставили мысли уничтожить Новороссию. Просто выжидают, когда для этого сложатся условия на Украине и в мире.
«СП»: — Тем не менее, часть экспертов высказывает мнение, что широкомасштабные боевые действия могут начаться уже в ближайшее время — до 9 мая или вскоре после. Согласитесь ли вы с мнением, что при нынешнем соотношении сил ни та, ни другая сторона конфликта в Донбассе решительной победы одержать не может?
— Нет, я не жду, что украинские силовики сейчас начнут наступление. Они сейчас зализывают раны после зимнего поражения под Дебальцевом. У них были надежды внезапным ударом захватить Донецк в декабре-январе. После этого «дожать» ДНР и ЛНР было бы делом времени. Всю осень они готовились к этому наступлению, стягивали технику, готовили личный состав. Но крупнейшее поражение под Дебальцево лишило их иллюзий в этом отношении. Оно не только показало неспособность украинской армии победить ополчение Новороссии, оно ещё и деморализовало сторонников нынешней киевской власти и украинское общество в целом. Последствия того поражения будут сказываться ещё долго. Украинская армия теперь не верит, что она может провести крупное масштабное наступление.
Теперь главная цель Киева в том, чтобы не допустить расширения ДНР и ЛНР до границ бывших Донецкой и Луганской областей. Потому что в этих границах Новороссия уже сможет существовать как самодостаточное государство. Тем более, если её территория распространится на соседние регионы. Задача украинских карателей сегодня не наступление, а сдерживание. Ополчение показало себя как боеспособная, мотивированная сила. Если бы у них была такая установка, они бы уже сегодня нанесли поражение украинской армии. Делать они этого не будут, если только противник в своих провокациях не перейдёт красной черты. У ДНР и ЛНР сегодня более важная задача — выстроить действительно народную власть на территориях, которые они контролируют. Им необходимо уделять внимание не только созданию эффективных вооружённых сил, но и государственному строительству. Поднять экономику и таким образом улучшить социальное положение своего населения. Это очень важно сейчас для того, чтобы на остальной территории Юго-Востока люди увидели перспективу в Новороссии на фоне бесперспективности Украины под властью нынешней киевской клики. Не исключаю, что для этого не понадобится даже поднимать вооружённые восстания.
«СП»: — Однако бои под Дебальцево показали и то, что воевать с украинской армией стало сложнее. И потери ополченцев, хотя и были меньшими, чем у противника, но тоже оказались значительными. Так ли легко будет победить украинскую армию, если снова разгорятся серьёзные бои?
— Конечно, нельзя недооценивать способность наших братьев-славян учиться на своих ошибках. На уровне батальонов и полков офицеры чему-то учатся и лучше командуют своими подразделениями. Тем не менее, возросшие потери ополченцев я связываю в основном с тем, что ополченцы в зимнюю кампанию наступали на хорошо укреплённые позиции силовиков. Летом прошлого года война шла «на оперативном просторе». У ополченцев были возможности наносить неожиданные удары на растянувшиеся колонны украинской армии. Но если военные действия возобновятся с новой силой, война неизбежно скоро примет маневренный характер. И при относительном равенстве военной техники у сторон, на первый план выйдет боевой дух и мотивированность на борьбу. А в этом смысле у ополченцев явное преимущество.
Фото: Николай Муравьев/ТАСС