Комитет Европейского парламента по иностранным делам 5 мая принял проект резолюции об антироссийских санкциях, который будет вынесен в июне на рассмотрение Европейского совета. «Если Россия продолжит дестабилизировать ситуацию на востоке Украины и не откажется от незаконной аннексии Крыма, Евросоюз должен усилить санкции и рассмотреть возможность предоставления оборонительных вооружений и другой военной помощи Украине», — говорится в документе.
По сути, европейские политики заявляют, что санкции не будут сняты с России никогда. При этом активно используется подмена понятий. Во-первых, наша страна не сторона конфликта в гражданской войне на Украине. Москва всегда настаивала на том, что нормальный миротворческий процесс может быть, только если Киев согласится вести переговоры напрямую с руководителями Донецкой и Луганской народных республик. Без этого все усилия международных посредников окажутся тщетными, что и показывает практика. Во-вторых, Москва не может отвечать за действия украинских властей, носящих всё время после госпереворота явно провокационный характер. Несмотря на это, как и на отсутствие доказательств присутствия российских войск в Донбассе, Брюссель продолжает говорить о «российской агрессии». Понятно, что при таком подходе к проблеме переубедить руководителей ЕС невозможно в принципе.
Но, прежде всего, обращает на себя внимание требование «отказаться от аннексии Крыма». И речь идет не о какой-то безжизненной территории, в отношении которой дискуссии могли быть уместны, но о выраженной на референдуме единодушной воле более двух миллионов жителей полуострова. Понятно, что Москва ни при каких условиях не скажет своим гражданам: «Вы нам больше не нужны».
Есть в одобренном документе и такие формулировки, которые ставят крест на любой возможности налаживания отношений между Европой и Россией. Еще можно представить, что понимание крымского вопроса представляет проблему для европейских политиков. Но в проекте резолюции указывается еще и Калининградская область, принадлежность которой России под сомнение поставлено никак не может.
«С помощью стратегических военных разработок, в том числе размещения тяжелых вооружений в Крыму, Россия создает еще одну стартовую площадку, по примеру Калининграда, на этот раз в Черном море. В течение года оборонительные силы были превращены в ударную группу из всех трех видов вооруженных сил, с которой Россия может угрожать Центральной Европе, Балканам, Южной Европе, а также Восточному Средиземноморью и даже Ближнему Востоку», — сказано в документе.
По логике европарламентариев, сам факт присутствия российских войск на территории своей страны угрожает безопасности чуть ли не половине мира.
Проект резолюции написан так, что стоит ждать только жесткой конфронтации. По словам главы российского МИД Сергея Лаврова, самое лучшее в таких условиях — просто не реагировать на выпады из Брюсселя. «Некоторые коллеги пытались заманить нас в обсуждение критериев отмены санкций, но мы, конечно, этого делать не будем. Санкции — не наше решение», — заявил Лавров по итогам встречи с министром иностранных дел Австрии во вторник. «Россия не ведет переговоров с ЕС об отмене санкций, это вопрос, который страны ЕС должны решить между собой. Я могу только гадать, когда они примут решение об отмене санкций», — подчеркнул постоянный представитель РФ в ЕС Владимир Чижов.
Как считает специалист по международным отношениям профессор РАНХиГС при президенте РФ Владимир Штоль, в ближайшем будущем потепления отношений между Москвой и Брюсселем не будет:
— Мы видим продолжение политической линии Евросоюза, обозначенной после первых и вторых переговоров в Минске. С тех пор никакого улучшения отношений между Киевом и ЛНР-ДНР не наблюдается. Минские соглашения не выполняются, за исключением пунктов об отводе тяжелых вооружений и обмене пленными, но все политические и экономические вопросы игнорируются или откладываются в долгий ящик.
Сегодня Украина подошла к критической черте. Верховной Радой принимаются законы о запрете советской символики и героизации на официальном уровне бандеровщины. И это ни для кого не секрет. Так что проект резолюции комитета Европарламента можно расценивать так, что отношение Старого Света к России и украинской проблеме не меняется. Запад заинтересован в эскалации ситуации на Украине, даже в возобновлении масштабных боевых действий. Ему нужен постоянный очаг напряженности около границ Российской Федерации.
Хочу заметить, что наряду с Россией посредниками в процессе мирного урегулирования стали Германия и Франция. Но они ведут себя, мягко говоря, совершенно не в рамках права, о котором так часто беспокоятся и говорят.
Мы не услышали ничего нового по поводу Крыма. По сути, видим только продолжение старой риторики.
Меркель и Олланд стали гарантами Минских соглашений. Но нам говорят, что Россия виновата во всём, не выполняет никаких договоренностей. При этом именно европейские страны нагнетают напряженность в международных отношениях. Сами же они не оказывают никакого воздействия на Киев.
«СП»: — Как можно расценить слова об «аннексии Крыма» и упоминание Калининграда?
— Мы просто наглядно видим позицию европейских государств. Ведь они заявляют об априори невыполнимых требованиях и нереализуемых лозунгах. Зачем-то упоминают Калининград. Но все знают, что Калининградская область, ранее часть Восточной Пруссии, стала одним из символов итогов Второй мировой войны. Мы уже устали от бесплодных дискуссий по этому поводу, Калининград — это плата, которую Германия понесла за свою агрессию против нашей страны.
Если так пойдет и дальше, то скоро европейцы начнут возмущаться нашей позицией относительно Курильских островов, которые были переданы нам после поражения милитаристской Японии.
Нереализуемые требования ставить очень удобно. Вначале выдвигаются абсурдные условия, а потом другая сторона обвиняется в том, что она эти условия не выполняет. Дискутировать становится абсолютно бессмысленно. Что мы можем сказать в ответ на требование вернуть Крым? Зато Европа получает возможность говорить об «агрессивной России». Дескать, Москва не выполняет принятое европейскими странами решение. В этом и состоит абсурдность всей ситуации.
«СП»: — На ваш взгляд, все страны ЕС поддержат в июне ужесточение санкций?
— Если ужесточение санкций будет касаться расширения списка российских политиков и бизнесменов, то такое решение примут спокойно. Если будут выносить ужесточение секторальных санкций, то возможна некоторая дискуссия. Но дискуссии возможны только до принятия решения, а решение принимается в Вашингтоне. Как только решение будет принято, все будут голосовать так, как будет предложено.
— Принятый проект резолюции я воспринимаю как демонстративное издевательское заявление. Такое заявление, по своей сути, есть вызов территориальной целостности России и нашей безопасности, — говорит директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. — Не стоит забывать, что комитет Европарламента — это официальная государственная структура Европейского союза, так что мы можем говорить о попытке агрессии в отношении Российской Федерации.
Ведь в документе речь идет о российских территориях. В старые времена и не столь резких пассажей на официальном уровне было достаточно для начала войны. Мы понимаем, что сегодня в политике царит постмодернизм, а потому пропускаем подобные формулировки проекта резолюции мимо ушей. Безответственные заявления комитета Европарламента мы воспринимаем как колониальную риторику американских кураторов, которые через органы ЕС транслируют те или иные слова. Если представить, что комитет Европарламента — это серьезный орган, то его фразеологию можно воспринимать как предвоенную.
Условно говоря, представим, что Госдума принимает постановление о том, что штат Техас незаконно находится в составе Соединенных Штатов, а потому мы вводим какие-то санкции против Вашингтона. Представьте в этом случае реакцию США.
«СП»: — Получается, что Евросоюз хочет пребывать с Россией в «вечной ссоре».
— На мой взгляд, европейцы, хотя пока не особо публично, всё-таки пытаются избавиться от гнета своих заокеанских партнеров. И чем сильнее Европа проявляет волю для реализации таких надежд, тем быстрее американцы разрабатывают новые способы сдерживания европейских устремлений. Применение одного из таких способов — государственный переворот и последовавшая за ним война на Украине. Все мы понимаем, что война на Украине идет не за саму Украину, а за судьбу Старого Света. Европа либо станет свободной, либо останется, как сейчас принято говорить, «гибридной колонией» США.
«СП»: — Пройдет ли в июне на саммите ЕС принятый в Европарламенте проект резолюции?
— Несколько членов Евросоюза вполне лояльно относятся к России. А в ЕС каждая страна обладает равным голосом и правом вето. Так что сложности при прохождении решения об ужесточении санкций будут.
Но я считаю, что нынешний проект резолюции — это документ, который принимать не собираются. Все понимают, что в окончательном варианте многие жесткие формулировки будут убраны. Но озвученные сейчас требования, в этаком «пиар-режиме», есть фактор давления на нас.
«СП»: — Глава российского МИД заявил, что отмена антироссийских санкций — это исключительно внутреннее дело ЕС, которое нас мало затрагивает.
— Сергей Викторович Лавров совершенно правильно обозначил нынешнюю ситуацию. В Европе много здравомыслящих людей, которые всё громче и громче говорят о том, что санкционная политика не приносит никакого результата. Они не отказываются от претензий, которые предъявляет ЕС к нашей стране. Но при этом замечают, что санкции ведут только к ухудшению экономического положения европейских стран, а на Россию ограничения влияют всё меньше. И я думаю, в конечном счете, такой взгляд возьмет в Старом Свете вверх.
Фото: ZUMAPRESS.com/ ТАСС