Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини назвала Китай «истинным стратегическим партнёром ЕС». «ЕС и Китай — истинные стратегические партнеры, между которыми существует широкое пространство для сотрудничества, а сами механизмы сотрудничества — зрелые и стабильные», — цитирует Могерини РИА «Новости».
Чиновница заявила о готовности ЕС «продолжать углублять сотрудничество с Китаем, содействовать повышению уровня двусторонних отношений и практического сотрудничества в различных сферах, а также совместно играть более важную роль в международных и региональных вопросах».
Член Госсовета КНР Ян Цзечи, в свою очередь, подчеркнул, что стороны будут и дальше усиливать стратегическое взаимодействие, укреплять взаимопонимание и взаимодоверие, будут «всеми силами» продвигать торгово-экономическое сотрудничество и ускорят переговоры по двустороннему инвестиционному соглашению.
С одной стороны обмен подобными заявлениями можно считать обычной дипломатической риторикой. Однако в свете противостояния Запада и России, слова Могерини о стратегическом сотрудничестве можно воспринять, как попытку «увести» Китай от России.
— Современные европейские политики в большей степени работают на интересы США, чем Евросоюза, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Руками европейцев Вашингтон пытается добиться двух главных целей. Во-первых, таким косвенным образом американцы зондируют возможности партнёрства с Китаем. Как бы там ни было, Соединённые Штаты не могут игнорировать экономическую и политическую роль КНР в современном мире. Потенциально Китай наряду с Россией считается основным геополитическим противником в США. Поэтому с Поднебесной удобнее вести диалог при посредничестве якобы нейтральных европейцев. Хотя на самом деле они являются агентами влияния США.
Второй момент — американцы опасаются дальнейшего укрепления российско-китайского альянса. Поэтому устами европейских политиков пробрасываются идеи конструктивного взаимодействия Запада и КНР. Главная цель здесь — отдалить Китай от России, не дать возникнуть большому геополитическому партнёрству двух держав.
Именно поэтому европейские политики совершают время от времени реверансы в сторону Поднебесной. Однако надо понимать, что при этом они не выражают независимой и ответственной европейской позиции. Это является частью дипломатической игры Вашингтона во внешнем пространстве.
«СП»: — Китай ради экономической прибыли может пойти на более плотное взаимодействие, в том числе политическое, с Европой, а через неё и с Западом в целом?
— В настоящий момент Китай находится в очень выгодном положении. Он может, используя противоречия Запада и России, играть с выгодой для себя на обоих этих направлениях. Но при этом в Китае, я думаю, не забывают слова Генри Киссинджера о том, что дружить с Соединёнными Штатами ещё опасней, чем враждовать. В Поднебесной настороженно относятся к объятиям США. Китай в такой ситуации вряд ли станет «класть яйца в одну корзину». Другое дело, что при всём том КНР вполне может расширять совместное с Западом экономическое присутствие в разных частях мира.
— Я думаю, что госпожа Могерини сделала, скорее, дежурное заявление о стратегическом партнёрстве, — говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — С другой стороны, надо признать, что товарооборот КНР с Евросоюзом значительно выше, чем с Россией.
Китай перестал быть рынком сбыта, как это было на протяжении последних двух веков. Он сам сбывает свою продукцию по всему миру, в том числе в Европе. На этом основании, конечно, можно говорить об экономическом партнёрстве. Но Россия с куда большим основанием говорит о стратегическом партнёрстве с Поднебесной. Европа на эту роль не годится, как вследствие удалённости, так и в плане её военно-политической несамостоятельности. У Китая никогда не будет союзников, он всегда будет сам по себе.
О том, что в отношениях Запада, в том числе Европы, с Китаем всё далеко не так безоблачно, говорит хотя бы тот факт, что часть санкций, введённых против Поднебесной ещё в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь, так до сих пор и не отменена. Могут ли «стратегические партнёры» объявлять друг другу санкции?
«СП»: — Между тем есть мнение, что Запад в свете противостояния с Россией пытается «наладить мосты» с Китаем…
— Не получится. Надо помнить, что между США и Китаем много камней преткновения. В частности, проблема Тайваня. Американцы считают это квазигосударство своим союзником. А Китай вполне справедливо хотел бы вернуть эту исторически принадлежавшую ему территорию под свой полный контроль. И пока это положение сохраняется, США и КНР не могут быть не только союзниками, но и стратегическими партнёрами. Есть и территориальные споры между Китаем и главным союзником США — Японией. До событий на Украине главная задача США на ближайшие десятилетия была в том, чтобы ограничить активность Китая в Юго-Восточной Азии и не только. Какая уж тут дружба, когда, к примеру, Вашингтон заявляет, что поможет Филиппинам в случае китайской агрессии — становится ясно, что никакие экономические связи США и Китая не снимают политических разногласий между ними.
Европа может попытаться сыграть свою игру во всей этой расстановке, но сейчас в Старом Свете самой главной структурой стало НАТО, Евросоюз — на втором плане. А в НАТО, как известно, музыку заказывают США.
Хотя, конечно, Европа, так или иначе, уже сейчас пытается по-тихому саботировать диктат США. Например, те же французы давно хотят развивать с Китаем военно-техническое сотрудничество. Но санкции им это не дают сделать. Тогда они занялись совместным с китайцами вертолётостроением. Для европейцев всегда на первом месте был принцип: деньги — прежде всего.
Справка «СП»
США и их союзники ввели международные санкции против Китая после событий на пекинской площади Тяньаньмэнь 3−4 июня 1989 года (тогда в ходе столкновений китайских студентов с военными погибли сотни человек).
Вашингтон принял целую серию мер по свертыванию двустороннего сотрудничества с КНР. Были приостановлены все контакты с Китаем на высшем уровне, прекращены обмены по военной линии, введён мораторий на любые поставки в КНР вооружений и военной техники. В июне-июле 1989 года Конгресс США одобрил программу экономических санкций в отношении КНР, предусматривавших отказ от многих проектов торгово-экономического взаимодействия. Одновременно президент США Джордж Буш-старший дал указание американским представителям в международных финансовых организациях добиваться приостановки выделения Китаю кредитов по линии ВБ, МВФ и АзБР. Китайским специалистам был закрыт доступ к высоким технологиям в промышленно развитых странах.
В 1993 году США, убедившись в бесперспективности санкций, отказались от линии на отчуждение Китая и взяли курс на нормализацию отношений.
Фото: EPA/TASS