Представители ЛНР и ДНР заявили, что готовы на автономию в составе Украины. «ЛНР готова на автономию в составе другой Украины, которая получится в результате выполнения (минского) комплекса мер. Надо изменить Конституцию и надо реализовать те законы, которые разовьют ситуацию», — заявил 11 мая представитель республики на переговорах контактной группы Владислав Дейнего. По его мнению, есть в составе Украины и другие регионы, которые хотят получить автономию.
ДНР также согласна на «широчайшую автономию», но «без ущерба собственным интересам». Об этом заявил вице-спикер Народного совета ДНР Денис Пушилин. «Если Киев и дальше будет нарушать Минские соглашения, ДНР будет двигаться в сторону полной независимости республики. Мы предлагаем внести статью в Конституцию о том, чтобы другие регионы Украины имели право на самоопределение. Мы готовы к проведению местных выборов», — цитирует Пушилина «Взгляд». Политик отметил при этом, что Киев «пока не выходит на консультации с нами по поводу изменения Конституции, что прописано в Минских соглашениях».
Ещё три месяца назад в разгар боёв под Дебальцево подобные заявления могли бы показаться не только неуместными, но и предательскими. Поэтому сегодня их можно расценивать или как необязательные, ни о чём не говорящие политические реверансы, либо как признак того, что ситуация сильно меняется. Однако интересней в данных заявлениях другое. Владислав Дейнего заявил о «другой Украине», имея в виду не только федерализацию страны, но и национальное согласие хотя бы в основных геополитических и исторических вопросах: кого считать союзником — Россию или Запад, кого героизировать — советских воинов или бандеровцев? Возможно ли достичь такого согласия на Украине?
— Действительно, очень трудно представить, что нынешняя киевская власть вдруг согласится на федерализацию страны, — говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Есть такое понятие: безвозвратные действия. После них очень трудно что-то отыграть назад. Таких действий, на мой взгляд, киевская власть в последнее время совершила немало. Что касается героизации бандеровцев, мне кажется, руководство Украины плохо представляет последствия таких действий. Можно было спорить: за правое или неправое дело боролись эти люди. С моей точки зрения — за неправое. Но неоспоримый факт в том, что они — проиграли. И получается, что киевские власти перевели Украину из разряда стран-победительниц во Второй мировой войне в разряд проигравших. Ведь главные их герои сегодня — те, кто проиграл. И с этим значительная часть жителей Украины не может согласиться. Последнее празднование Дня Победы это показало.
Что касается федерализации страны, основы которой были заложены в Минских соглашениях, то она предполагает не только учёт экономических интересов регионов, но и в какой-то степени геополитических. То есть при проведении внешней политики Украины в целом должен быть учёт мнения ЛНР и ДНР. На это не готовы в Киеве, а, главное, в Вашингтоне.
Для меня «Минск-2» — это некий компромисс между Россией и Евросоюзом. С одной стороны, Россия, подписав эти соглашения, отказалась от идеи включить Украину в Евразийский союз. Но и ЕС, в свою очередь, по сути, отказался от идеи оторвать Украину от России в экономическом и политическом плане, а также от идеи включить её в НАТО. Ведь если в составе Украины в том или ином виде будут присутствовать автономные пророссийские республики, она не вступит в НАТО. Повторюсь, это был компромисс между Россией и Евросоюзом. Но в Вашингтоне ему, скажем прямо, совсем не рады. США предпочли бы скорее вытолкнуть ЛНР и ДНР из состава Украины, сохранив остальную страну в антироссийском поле. До тех пор, пока в Вашингтоне придерживаются такой позиции, в Киеве будут только делать вид, что намерены выполнять Минские соглашения.
«СП»: — Если нынешняя киевская власть уйдёт, возможен ли общенациональный консенсус на Украине, учитывая последние трагические события?
— «Как было» уже не получится. Той унитарной Украины, которая лавировала между Россией и Западом больше не будет. Если придут новые власти, которые захотят вернуть эту ситуацию, они неизбежно столкнуться с теми неонацистскими силами, которые разбудил, выпустил, как джина из бутылки, майдан. А это означает продолжение гражданской войны в той или иной форме.
Теоретически единение возможно. В конце концов, когда Ющенко пришёл к власти, тоже казалось, что это всерьёз и надолго. Однако очень быстро всё поменялось. Но тогда не было тысяч погибших мирных жителей, не было такого ожесточения у граждан одной страны друг против друга. Всё может быть, но пока я не вижу путей примирения на Украине.
— Порошенко вчерашним заявлением о том, что украинская армия собирается отбить у ополченцев аэропорт, показал, что здравомыслия у киевских властей не прибавилось, — считает политолог, представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов. — Вместо того чтобы на практике реализовывать Минские соглашения, в том числе проводить конституционную реформу, наделять регионы Украины правами автономии, Порошенко снова обзывает жителей Донбасса сепаратистами и грозит им новыми боевыми действиями.
В этом контексте призыв Дейнего и Пушилина вспомнить о реализации Минских договорённостей напоминает мне призывы кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». Украина копит военные силы и в открытую устами своего президента заявляет, что полномасштабные боевые действия будут продолжены.
На мой взгляд, руководству ДНР и ЛНР сегодня надо не уговаривать Киев выполнять Минские соглашения, обещая возвращение в состав Украины, а напоминать, что украинская армия уже дважды терпела серьёзные поражения от ополченцев. И что Донбасс готов и в дальнейшем отразить любую агрессию.
Я буквально на днях в очередной раз вернулся из ДНР. Могу сказать, что ополченцы очень настороженно и даже враждебно воспринимают заявления, подобные тем, что сделали Пушилин и Дейнего. Люди всё чаще говорят, что среди руководителей донбасских республик немало людей, которые ведут откровенно предательскую политику.
«СП»: — Если предположить, что тем или иным способом будет устранена нынешняя киевская власть, смогут ли те, кто придут к ней на смену, привести украинцев, в том числе жителей Донбасса, к общенациональному согласию?
— Я думаю, что беда нынешней ситуации не только в том, что в Киеве сидит проамериканское правительство. К сожалению, большинство украинцев, хоть и пассивно, но поддерживают так называемую «АТО». Для них жители Донбасса — сепаратисты и предатели. Именно на них опирается Порошенко в своей политике.
Поэтому для достижения общенационального консенсуса одной смены власти в Киеве будет недостаточно. Конечно, в политике нет ничего невозможного. Я не исключаю, что события повернутся так, что жители Западной и Центральной Украины поймут, как они были не правы и захотят строить государство с жителями Юго-Востока на равных. Но всё же вероятность этого очень невелика. Слишком много случилось за последний год такого, что сложно простить друг другу.
«СП»: — Раскол между Юго-Востоком и остальной Украиной появился только в годы «незалежности»?
— Нет, у него более глубокие корни. Я сам родом с Донбасса и не понаслышке знаю, что бандеровцы в годы Великой Отечественной войны и после неё с особой жестокостью истребляли жителей Восточной Украины. В том числе совсем молодых учительниц, которых направляли работать на Западную Украину. После распада СССР неприятие жителей Донбасса среди «западенцев» поощрялось уже на государственном уровне. Поэтому закономерно, что многие жители Западной Украины записались в добровольческие батальоны, которые бесчинствовали в Донбассе.
Фото: Сергей Аверин/ РИА Новости