Соединенные Штаты меняют риторику в отношении кризиса на Украине. Госсекретарь США Джон Керри в ходе визита в Россию 12 мая заявил, что Вашингтон выступает за соблюдение Минских соглашений. Более того, после разговора с Владимиром Путиным и Сергеем Лавровым Керри позвонил президенту Украины Петру Порошенко и предостерег его от силового обострения конфликта в Донбассе.
Переговоры российского президента и главы внешнеполитического ведомства США длились четыре часа. Примерно столько же Керри разговаривал с главой нашего МИД. Сам Керри и представители МИД РФ оценили состоявшиеся встречи как позитивные. Но, пожалуй, главный итог переговоров — это звонок Керри Порошенко. Недавно украинский президент говорил о том, что намерен отправить украинскую армию отбивать донецкий аэропорт. Госсекретарь США, можно считать, одернул Порошенко.
Вполне возможно, что Штаты поняли свой провал на Украине и теперь готовы отступить. Но что Вашингтон хочет взамен? По этому поводу есть несколько версий. Первая — США готовы обменять Украину на отказ Москвы поддерживать Башара Асада в Сирии. Вторая — за счет миролюбивой риторики Штаты решили притормозить процесс сближения России и Китая. Третья версия — Керри пытается предстать миротворцем, чтобы кандидат от Демократической партии на президентских выборах в 2016 году получил преимущество, ведь американским избирателям вряд ли нравится, что США увязли в украинском конфликте. Не исключено, что Вашингтон осознал безрезультатность санкционного давления на Москву и теперь пытается частично отыграть назад.
— США и Россия поняли, что дальнейшая конфронтация ни к чему хорошему не ведет, — отмечает зам. директора Института США и Канады РАН Виктор Кремнюк. — И что самое разумное — пытаться выходить из этой ситуации. Понятно, из конфронтации не выходят с помощью одних только хороших слов, нужны встречные шаги. Возможно, США действительно попытаются активнее подключаться к Минскому процессу. Возможен и параллельный вариант украинского урегулирования с участием Вашингтона.
«СП»: — Керри предостерег президента Украины Порошенко от боевых действий, в частности, от попыток силой вернуть Донецкий аэропорт. США, наконец, поняли, что киевские власти доставляют им проблемы?
— Думаю, да. Порошенко — не полностью контролируемая американцами фигура. Он все-таки законно избранный президент Украины со своими интересами, и он торопит своих спонсоров, в том числе США, принимать определенные решения. Это, видимо, вызывает в Вашингтоне недовольство, и Порошенко одергивают.
В этой ситуации есть момент, который объединяет нас и американцев. Мы — Россия и США — не хотим потерять контроль над украинскими событиями. Мы хотим не просто сохранить контроль, но даже усилить его, чтобы события на Украине поддавались нашему взаимному воздействию.
Как мне кажется, одна из задач сочинской встречи — подтвердить это желание сторон. Не только не допустить развязывания на Юго-Востоке полномасштабной войны, но и договориться, где проходят реальные границы притязаний участников конфликта.
«СП»: — Госсекретарь США заговорил об отмене санкций и предложил подумать, какие санкции можно отменить уже в ближайшее время. Что стоит за этой сменой риторики?
— Американцы понимают: с санкциями против России у них не совсем получилось. Они считали, что РФ настолько глубоко вошла в международный рынок, настолько зависит от него, что стоит попугать Москву, как она сдастся. Но оказалось, в реальности все обстоит не так. Россия не только выдержала санкции, но и ввела встречные контрсанкции. И продемонстрировала, что сворачивать с этого пути не намерена.
Поэтому нынешняя идея Вашингтона состоит в том, что надо отходить от прежней политики санкций. Но просто взять и капитулировать США не могут. Поэтому смена политики начинается с заявлений американской стороны. Мол, мы еще подумаем, оценим. По сути, это осторожный отход от жесткой санкционной политики.
«СП»: — Почему США меняют курс? Они не могут обойтись без России на Ближнем Востоке?
— Есть ряд вопросов, где без нас американцы продвинуться не могут. Например, Иран и иранская ядерная программа. Или Сирия, где без нас тоже никуда не денешься. Конечно, американцы не будут вопиять к нам: «помогите!» Это — исключено. Но Вашингтон, потолкавшись на Ближнем Востоке в последние год-два, определил для себя места, где почти ничего сделать не может. А Россия — может.
Сейчас, объединив в одну группу вопросы урегулирования — украинского и ближневосточного — США пытаются дать понять: наши взаимные ссоры уходят…
— Визит Керри в Россию обусловлен растерянностью Вашингтона, — считает вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин. — 9 мая в Москве были лидеры многих государств, потом к нам приехала Меркель. Самое главное, прошла акция «Бессмертный полк». Всё это в сумме показало Штатам, что с Россией лучше не связываться, и силовое давление не увенчается успехом.
Сейчас, по всей видимости, американская дипломатия возьмет таймаут и будет размышлять, как действовать дальше. Прямая конфронтация в течение года не дала Вашингтону никаких положительных результатов, скорее, привела к противоположному эффекту.
Силовой метод давления у США не получился. Но других механизмов у них нет, да и искать ничего другого американцы не хотят. Общественное мнение в Европе меняется. Мы видим, что Штаты теряют свои позиции в Старом Свете. Надеяться на улучшение отношений между Россией и США пока не приходится.
«СП»: — Готов ли Вашингтон скорректировать свою позицию по Украине?
— США продолжают убеждать Киев в необходимости силового сценария. Они говорят, что выступают за мир и разделяют принципы Минских соглашений, но при этом отправляют на Украину своих десантников для проведения учений. Собственно, это обычный «двойной стандарт» Штатов, к которому мы уже привыкли. По-прежнему идут обстрелы городов Донбасса, тяжелая техника украинской армией не отведена, число жертв постоянно увеличивается.
«СП»: — США могут согласиться решать украинский вопрос вместе с Россией?
— Американцы будут продолжать пытаться сохранить свою главную роль в украинских событиях. Все заявления о совместных действиях с нами не больше, чем пустые разговоры. Штаты свою дипломатию менять не будут, на это надеяться не приходится.
Керри прилетел к нам потому, что иначе поступить просто не мог. Он не мог не среагировать на ситуацию, которая складывается в России. На санкции мы ответили импортозамещением, по крайней мере, работа в этом направлении ведется. Серьезно усилен потенциал нашей армии. Есть успехи нашей дипломатии в регионе Юго-Восточной Азии. Соединенным Штатам не остается ничего, как делать хорошую мину при плохой игре.
— У США сейчас нет никакой необходимости урегулировать украинский конфликт, — уверен директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты России Валерий Коровин. — Во-первых, он никак не бьет по американской экономике. Наоборот, на фоне кризиса в Европе Штаты становятся некоей «тихой гаванью» для капиталов. Нет никаких оснований думать, что по экономическим соображениям США заинтересованы в мирном процессе.
Что касается политических мотивов, то, опять же, проблемы Украины никак не касаются Соединенных Штатов. Американцы не несут никаких политических издержек.
Зато США получают ряд преимуществ от украинского конфликта. Россия и Европа ввели взаимные санкции, ослабляя друг друга. Для Вашингтона это важно, ведь ЕС очень мощный технологический и экономический центр силы. Стратегический союз, даже только в области экономики, между ЕС и Россией разрушит мировую гегемонию Штатов, а евро станет полноценной резервной валютой. Для США это неприемлемо. Благодаря конфликту на Украине США реализуют свой план по ослаблению экономики Европы и России и их стравливанию. Одновременно создается зона нестабильности в буферной зоне между Россией и ЕС, что делает невозможным политический союз Москвы и Брюсселя. Фактически, Штаты срывают давнюю мечту европейских политиков о едином пространстве от Лиссабона до Владивостока. Более того, украинский кризис дает возможности Штатам размещать в «незалежной» свои войска, базы.
Нет ни одного аргумента в пользу урегулирования конфликта на Украине.
Таким аргументом могло стать сохранение хороших отношений Москвы и Вашингтона. Но хорошие отношения не уберут цивилизационного противостояния России и Запада. Геополитическую логику отменить невозможно.
На самом деле, США хотят создать иллюзию хороших отношений и притупить нашу бдительность. В представлении американцев русские — доверчивые и наивные люди. Если они поверят, что Америка друг, то от них легче будет требовать уступок. Наносить удар по России Штатам проще тогда, когда русские считают американцев друзьями, а не тогда, когда они ждут опасности. Поэтому американцы будут обещать то, что не собираются делать. В этом контексте и надо рассматривать визит Керри к нам и его беседу с Путиным и Лавровым. Вашингтон надеется, что мы поверим в готовность американцев пойти на уступки.
В действительности же США понимают только силу и только с ней считаются. Сегодня преимущество на стороне Штатов, а потому они никого не рассматривают в качестве достойного оппонента. Россия вызывает лишь раздражение своим устойчивым стремлением сохранить суверенитет.
«СП»: — Могут ли Штаты уступить в украинском вопросе, чтобы получить помощь Москвы по другим проблемам? Тем более что на Украине у американцев получилось далеко не всё из задуманного.
— Во-первых, у американцев на Украине всё получилось, если смотреть на происходящее стратегически. У США была задача убрать пророссийского президента Януковича. По сути, он таким не был, но казался таким американцам. И мы видим, что Януковича убрали, ввели прямое управление страной, создали в Европе зону нестабильности. На информационном поле Штатам удается подавлять любое несогласие. При этом растет военное присутствие США вблизи российских границ.
Другое дело, что американцы занимаются сразу всем на свете. Они занимаются Йеменом, Сирией, у них напряженные отношения с Китаем. И поэтому Украина стала хорошим поводом для торга. Американцы могут пообещать вернуть Украину в зону российского влияния, а взамен потребовать, скажем, закрыть глаза на переговоры с Тегераном, которые уводят Иран в зону американского влияния. Но потом Штаты опять интенсифицируют свои усилия на Украине.
На эти «грабли» мы уже наступали. Когда президентом был Дмитрий Медведев, американцы закрыли глаза на отстранение Ющенко от власти и избрание Януковича. Взамен Россия дала возможность свергнуть Каддафи в Ливии. Но сейчас США вернули Украину на свою орбиту. То есть, Украина — это разменная монета, которую американцы предлагают нам за очередную сдачу российских интересов.
«СП»: — Возможно ли, что Вашингтон будет договариваться с Москвой о судьбе Украины?
— Американцы будут договариваться только с позиции силы. Когда мы восстановим стратегический баланс, Штаты начнут серьезные переговоры. У нас должны быть механизмы, как нанести вред США за нарушение договоренностей. К примеру, мы поможем хуситам в Йемене, что приведет к переформатированию Ближнего Востока. Если в ответ на дестабилизацию ситуации на Украине мы сможем спровоцировать массовые волнения в Вашингтоне, то американцы поймут, что достигнутые с нами соглашения надо выполнять. Сейчас же США считают, что договариваться с Россией можно о чём угодно, но не выполнять взятых на себя обязательств. Мол, русские расстроятся, обидятся, но их можно будет поманить заявлениями о дружбе. У нас должен быть инструмент возмездия за невыполнение соглашений.
Фото: ТАСС