Год назад мы подписали договор о создании конфедерации между республиками ДНР и ЛНР. Документ от имени республик подписали шесть человек — Александр Бородай, Валерий Болотов, Алексей Карякин, Денис Пушилин, Павел Губарев, и я горжусь тем, что на этом документе есть и моя подпись. Новороссия возникла как ответ на построение антирусской Украины после переворота в Киеве, как попытка построения прорусской или, как минимум, не антирусской Украины на части или на всей территории Украины.
О создании Новороссии было объявлено 24 мая 2014 года. Соответствующее соглашение между ДНР и ЛНР было подписано в донецком отеле «Шахтар Плаза». В этот же день в этом же отеле было объявлено о преобразовании движения Юго-Восток в движение Народный Фронт Новороссии с более широким представительством. Движение Юго-Восток было создано путем включения в его координационный совет практически всех лидеров протестных движений Юго-Востока Украины, включая Донбасс. Во время моей избирательной компании мне удалось посетить все регионы Юго-Востока Украины и установить контакт практически со всеми лидерами протестных движений. Председателем координационного совета избрали меня.
Движение Юго-Восток сформулировало наши требования к Киевской власти, которые были озвучены Лавровым на саммите в Женеве — федерализация Украины, предоставление русскому языку статуса государственного, амнистия участников протестных движений. У нас была достигнута договоренность с протестующими, занявшими административные здания в Донецке и Луганске, что в обмен на удовлетворение этих требований здания будут освобождены, кроме того, протесты на Юго-востоке Украины должны были прекратиться. Сколько жизней можно было бы спасти, если украинская власть к нам тогда прислушалась? А ведь озвучивал я эти требования или предложения еще в статусе народного депутата и кандидата в президенты Украины.
Все региональные координаторы движения Юго-Восток вошли в состав Народного Фронта Новороссии, а потом многие из них стали депутатами Парламента Новороссии. Таким образом, Парламент Новороссии по своему составу представляет не только Донбасс.
Депутаты Парламента Новоросии в том числе — Александр Кофман, Александр Захарченко, Алексей Карякин, Владислав Дайнеко.
Дополнением к договору о создании Новоросии был создан Совет Новороссии, в который вошли те же шесть человек, подписавшие конфедеративный договор. Совет поручил мне разработать, утвердить на Совете, а потом в парламентах ДНР и ЛНР Конституцию Новороссии, что и было мной сделано. Согласно конституции Новороссии, был образован парламент Новороссии, депутатами которого стали представители Республик, делегируемые в Парламент народными советами ДНР и ЛНР. Был принят регламент работы парламента и выбран председатель парламента и вице-председатели. Председателем избрали меня, вице-председатели — Александр Кофман и Геннадий Цыпкалов. Согласно регламента, заседания парламента должны были проходить поочередно в Донецке и Луганске. В дальнейшем это требование регламента доставляло нам немало проблем. Когда мы переезжали, между городами мы неоднократно попадали под обстрелы, попадали в засады и даже окружения.
Прошел непростой год. Многие мои товарищи из движения Юго-Восток и депутаты Парламента его не пережили. Многие арестованы и находятся в тюрьмах. Протесты не стихают, и война не прекратилась. Будем надеяться, что следующий год наметит выход из положения, в котором оказалась Украина. Будем надеяться, что жертв и потерь в следующем году было меньше, чем в этом.
Главный итог прошедшего года состоит в том, что нас сломить, запугать, победить — не получилось.
Разговаривая с жителями Донбасса, как это не странно должно было показаться, убеждаешься, что, несмотря на трудности и потери, в основной своей массе люди подтвердили бы свое голосование на референдуме о суверенитете, если бы пришлось голосовать еще раз. Да впрочем, они его и подтвердили, когда пришли голосовать на местных выборах в ДНР и ЛНР.
Еще одна неожиданность, что многие жители Донбасса ожидают наступления, несмотря на то, что это означает продолжение военных действий, обстрелы и бомбежки. Они понимают, что армия Новороссии сама первая не нападет, но говорят примерно так — скорее бы Киев нарушил перемирие, чтобы наши начали наступать.
Ничего хорошего в том, что для того, чтобы граждане Украины услышали друг друга, они должны были пройти через войну. Ничего хорошего не будет в том, если эта гражданская война будет продолжена.
Но в любом случае Новороссия, как идея прорусской Украины или, как минимум, не антирусской Украины (или части Украины) — состоялась.
Сторонники этой идеи выстояли и заставили с собой считаться не только Украину, но и весь мир.
Фото предоставлено автором