Amnesty International подготовила доклад о пытках по отношению к пленным на Украине, который, по словам эксперта организации Джоан Маринер, должен стать настоящим шоком для Европы. О том, что ЕС все это время фактически поддерживал палачей в лице нового киевского руководства, Маринер заявила в интервью газете Libération, передает ИА ПолитНавигатор.
Правозащитники выявили многочисленные факты бесчеловечного отношения к пленным со стороны украинских военных, милиции, СБУ и особенно — «Правого сектора"*. Бывшие заключенные, с которыми встречались представители международной организации, рассказывают, что их били, до ломки костей, пытали электрическим током, избивали ногами, угрожали ножами, подвешивали к потолку, лишали сна в течение нескольких дней, имитировали казнь.
Но это, по признанию Маринер, лишь «вершина айсберга». Она подчеркнула, что, если бы в ЕС знали о применении пыток и все равно продолжали оказывать поддержку Киеву, то это было бы настоящей катастрофой. А вероятность того, что власти Украины не знали о пытках, крайне невелика, по ее убеждению.
Правозащитники призывают Киев незамедлительно отдать под суд всех виновных в подобных преступлениях. В противном случае, ЕС, который поддерживает правительство Петра Порошенко с самого начала военных действий, следует оказать на украинские власти экономическое давление, уверена представитель Amnesty International.
Какой все же стоит ждать реакции от Евросоюза, когда преступления Киева будут преданы огласке столь авторитетной международной организацией? Захочет ли брюссельская бюрократия проявить человеколюбие и потребовать у Порошенко ответа? Или предпочтет как всегда хранить моральный нейтралитет?
— Здесь речь идет не совсем о человеколюбии, — считает замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. — Amnesty International — это организация, которая всегда служила определенного рода инструментом давления. И сейчас… конечно, утверждать наверняка этого нельзя, но, вероятней всего, она будет использоваться в качестве инструмента для давления на Киев. Возможно, с целью отказать Киеву в масштабных кредитах или экономической помощи.
Как известно, недавно был подписан меморандум о предоставлении дополнительной экономической помощи Украине в размере один миллиард восемьсот миллионов евро. И это пока что был меморандум о намерениях на три года.
Но для Украины этих денег все равно недостаточно. Эти деньги, естественно, опять уйдут в «черную дыру» войны, на коррупцию, на разворовывание, на кормление чиновников… Потому в Европейском союзе испытывают большое нежелание спонсировать все это на Украине и хотят от нее дистанцироваться.
Не случайно, что интервью, которое дала представитель Amnesty International, было предоставлено газете Libération — французской газете. Германия и Франция — это основные двигатели Евросоюза. И они всячески хотят сейчас дистанцироваться от Украины, которая стала для них источником больших проблем. И в экономике, поскольку разрушаются экономические связи с Россией, в том числе и энергетические. И, безусловно — в политике. Потому что Евросоюз оказался зажатым между Соединенными Штатами Америки, которые обеспечивают ему военный протекторат, и Российской Федерацией, которая представляет собой великолепный рынок сбыта европейских товаров и прекрасного поставщика сырьевых ресурсов.
И, естественно, война — еще одна после югославской — на просторах Европы тоже никому не нужна. Миллионы беженцев, которые хлынут и в Европу, в том числе, в случае разрастания конфликта, тоже совершенно не являются радужной перспективой для европейских политиков.
Поэтому я убежден, что сейчас Amnesty International просто выступила в качестве такого инструмента давления — «говорящей головы». Поскольку в Европе — безусловно — прекрасно знали — и в спецслужбах, и представители высшей элиты, которые принимают решения, — о том, что Киев применяет пытки. Что он вообще относится к жителям Донбасса, как к недочеловекам, как к тем, кого можно беспощадно и, главное, безнаказанно уничтожать.
Здесь ведь дело даже не в пытках. Две недели назад, например, в Донецке человек погиб в своей квартире, потому что ему в окно прилетел снаряд из 152-милимитровой гаубицы. Его, может, и не пытали, но он погиб в собственной квартире от армии своего собственного государства. Это тоже должны учитывать и Amnesty International, и все другие правозащитные организации.
Безусловно, информация о пытках поступала многократно. И уже давно. Этой информации больше года.
«СП»: — А совсем недавно боевики «Правого сектора» выложили в соцсетях шокирующие кадры с отрезанными пальцами пленного ополченца. Об этом вопиющем случае рассказывает сайт «Русская весна».
— Тем более. То есть, позиция Запада — это такое определенное лицемерие: вот сейчас нам выгодна эта информация — мы ее запустим, чтобы Киеву отказать в кредитах.
Мы, мол, рады вам помочь. Мы вас поддерживаем. Но, извините, не можем. Мы за права человека, а у вас — пытки. Поэтому вместо миллиарда восьмисот миллионов долларов, получите вы миллиард восемьсот миллионов «кукишей». Пока не наладите права человека, пока не проведете реформы, пока, вообще, железную дорогу не переложите по европейскому образцу. Вот до этих пор денег не будет.
Проще сказать, при заключении меморандума есть оговорка, что эти деньги будут предоставляться в случае проведения Киевом масштабных экономических реформ. Но, видимо, для подстраховки еще решили дать ход вот этой информации о пытках для того, чтобы просто отказать Киеву в банальных деньгах. Европейцы очень рациональный и очень экономный народ, и просто так давать деньги Украине, они все равно не будут. Пусть этот «бронежилет», как назвал Украину премьер Яценюк, придет в негодность, а потом они с Россией договорятся.
«СП»: — А Европа, интересно, отдает себе отчет, что фактически взрастила этого «монстра» сама, поэтому она соучастница этих преступлений?
— Конечно, она отдает себе в этом отчет. Но это как в известном сюжете: цель стоит вырастить что-то хорошее и полезное, а вырастает Франкенштейн. Никто ведь не планировал, что Украина превратиться в такое поле битвы. Никто не предполагал, что Россия будет так жестко отстаивать свои интересы.
Предполагали, что Украина станет полуколонией Европейского союза. Что она выйдет из-под влияния России в военном и геополитическом смысле. Что если не американский флот разместится в Крыму, то хотя бы российский флот оттуда непременно выгонят раньше срока. Или же в срок — но все равно выгонят. Что полностью в своих интересах переподчинят себе все украинское хозяйство, богатые украинские черноземы
А Россия со всем этим вынуждена будет смириться, и даже, более того, она будет вынуждена по-прежнему продолжать кормить Украину, предоставляя ей рынки сбыта для товаров, предоставляя дешевые энергоносители
Вот это была мечта европейских политиков. Что они и дальше будут наступать на Восток. Затем последует Белоруссия. Потом кавказские республики, Армения… И что Россия, в конце концов, сама станет мягкой полуколонией Европейского союза и в военном отношении в целом подчинится Западу.
Но получилось все не так. Поэтому сейчас, когда этот Франкенштейн вылез, они прекрасно знают о том, что он творит. И прекрасно знают, что они несут за это ответственность.
Ведь это европейские политики приезжали на Майдан вместе с Викторией Нуланд и др. И это британский посол Смит давал интервью на Майдане. Это комиссары Евросоюза выступали по национальным украинским телеканалам с призывом свергнуть власть Януковича.
Но верх цинизма — это европейские дипломаты гарантировали договорённости между Януковичем и оппозицией. Договоренности, которые не продержались и суток. Что в итоге и привело к тому самому кровопролитию и катастрофе в экономике и политике, которую мы видим на Украине сейчас.
Так что, безусловно, они все это осознают. Но человеку не свойственно признавать свою вину в принципе, а уж европейским политикам, в особенности.
Член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), политолог Алексей Зудин мало верит в то, что доклад международных правозащитников будет воспринят Западом как доказательство преступлений Киева.
— Все факты, дискредитирующие нынешние украинские власти, там просто стараются не замечать. Поэтому вряд ли и эти материалы вызову что-то похожее на шок у европейцев.
А киевские власти уже подготовились, можно сказать, к подобным разоблачениям. Я имею в виду закон, принятый Радой, который отменил действие Конвенции по правам человека в зоне так называемой «АТО». Кстати, я что-то не слышал, чтобы кто-то из западных политиков по этому поводу как-то громко возмутился.
Кроме того, у нас уже имеется некий опыт, каким образом Киев и Запад, который его поддерживает, реагируют на неприятные факты. Ну, возможно, немного ухудшится имидж режима в глазах европейцев. Но есть же Россия, которую всегда можно обвинить в чем угодно ради реабилитации молодой «украинской демократии».
По этой же причине я не думаю, что доклад правозащитников окажет воздействие и на украинскую аудиторию. Там тоже за время, которое прошло с момента начала гражданской войны, выработался свой механизм — все «это клевета», во всем «виновата Россия-агрессор».
Совет ЕС об экономическом давлении на Киев может вызвать удивление. Первое, что приходит в голову, почему не политическое? Но вполне возможно, что экономическое давление в нынешних условиях — это как раз наиболее адекватная форма воздействия на киевские власти. Хотя понятно, что и персональный состав верхушки, и политическая программа этого режима, они таковы, что их изменить нельзя никаким давлением. Их можно только свергнуть.
*Решением Верховного суда РФ
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС