США вместе с рядом стран-союзников активно работают над заключением соглашения о Транс-Тихоокеанском партнерстве, по которому было проведено 19 официальных раундов переговоров, однако детали документа до сих пор хранятся в секрете. Об этом 28 мая сообщил сайт агентства Russia Today.
Издание приводит слова инвестора из Сингапура Джима Роджерса, который считает, что подобная завеса тайны вокруг масштабной сделки, в которой участвуют 12 стран (Бруней, Чили, Новая Зеландия, Сингапур, Австралия, Перу, Вьетнам, Малайзия, Мексика, Канада, Япония и США) и на которые приходится около 40% мирового ВВП, не может не настораживать.
— Мне это кажется странным, а ведь я — американец, гражданин по идее свободной, открытой, демократической страны. Однако никто не хочет говорить, что происходит, — заявил Роджерс. — Я хочу сказать, что беспошлинная торговля приносит выгоду всем её участникам — все получают более дешевые и качественные товары. Так что свободная торговля в целом вещь хорошая. Тем не менее, я не могу понять, почему нам не рассказывают про данное партнерство.
— Действительно, мы знаем, что Барак Обама недоволен тем, каких потрясающих достижений в экономике и торговле добился Китай, — продолжил бизнесмен. — Он всегда стремится убрать Китай с пути. Возможно, в законопроекте есть положения, направленные против Китая. Подозреваю, что это так. Наверняка, там много такого, что способно навредить Китаю. Однако пока что ему удаётся ко всему адаптироваться.
Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП), по замыслу организаторов, должно стать международной торгово-экономической организацией с введением зоны свободной торговли в регионе. Считается, что с такой идеей еще в 2003 году выступили Новая Зеландия, Сингапур и Чили, которые спустя два года вместе с Брунеем подписали соглашение об учреждении ТТП. В 2008 году этим проектом заинтересовались США, а начиная с 2013 года инициативу создания Транс-Тихоокеанского партнерства стал активно продвигать Барак Обама. Эксперты отмечают, что сегодня Штаты с помощью этого проекта пытаются выстроить удобную и выгодную им структуру экономического сотрудничества, увязав такое партнерство со своими геополитическими устремлениями.
Руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов уверен: Транс-Тихоокеанским партнерством США создают новую зону восточного влияния, пытаются изолировать Китай, сделать так, чтобы капиталы, которые выводятся из Поднебесной, приходили в Америку, либо в зону, очерченную этим партнерством.
— Подобную зону «свободной» торговли Америка строит с Евросоюзом в рамках так называемого Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, обеспечивая доступ американских корпораций в европейский регион. То есть и Китай, и Россия, и в некоторой степени Бразилия «обкладываются» такими экономическими проектами, которые на самом деле не просто «соглашения о свободной торговле». Это довольно дальновидная стратегия американцев, обращенная одновременно и на Восток, и на Запад, суть которой сводится к тому, чтобы сделать указанные страны более управляемыми.
Надо сказать, что Китай в последнее время старается вести себя по отношению к США довольно политкорректно, не вступая ни в какие конфликты. Разговоры о нападении на Тайвань, которых было очень много в западной прессе, — это всего лишь информационный вброс, запущенный умелой рукой. Это при том, что Китай сбывает огромное количество товаров на американском рынке, а страны, с которыми тесно «дружит» Америка, например, Новая Зеландия и Австралия, имеют огромный объем поставок сырьевых товаров в Китай. Но Поднебесная — самостоятельный центр накопления капитала, а это не нравится ни американским политикам, ни бизнесменам.
Отмечу, угрозу для американского проекта представляют сами азиатские экономики, которые, в общем-то, находятся либо в предкризисном, либо в раннекризисном состоянии. Как следствие, через некоторое время можно прогнозировать политический кризис Транс-Тихоокеанского партнерства, который сейчас наблюдается в Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. Американские идеи буксуют даже на переговорах с довольно консервативными и проамериканскими политиками Европы.
Подобные пробуксовки возможны и с Транс-Тихоокеанским соглашением, не говоря уже о том, что могут происходить какие-то кризисные политические события. Дело в том, что если раньше США играли против КНР, поддерживая исламистов, различные религиозные секты
«СП»: — То есть Россия может использовать Транс-Тихоокеанское партнерство в своих интересах?
— Да. С другой стороны, надо понимать, что американский проект направлен и против России. Просто мы больше сталкиваемся с «атлантической активностью», а Китай — с «тихоокеанской». Кстати, с Трансатлантическим партнерством все очень жестко, потому что Штаты чувствуют свою уверенность и безнаказанность за то, что могут свободно получать необходимые им ресурсы. Сейчас вот они берут под контроль ресурсы Украины, а в перспективе есть ведь еще и Белоруссия, Казахстан, Россия
«СП»: — Именно поэтому соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве окружено завесой тайны?
— Конечно. Несмотря на все разговоры американцев о демократии, свободе торговли и либерализме, их дипломатия как была тайной, так и остается. В этом смысле понятно, почему соглашение об ассоциации Украины с ЕС до последнего момента не имело ни украинского, ни русского перевода — чтобы его текст не читали. Потому что весь тот кошмар, который украинцы получили, в принципе был описан в документе с той лишь разницей, что там были сделаны необоснованные выводы о том, что все непременно будет хорошо. С Транс-Тихоокеанским партнерством складывается подобная ситуация. Вряд ли граждане государств партнерства выиграют от этого проекта, потому что США не могут взять и подтянуть рынки стран за счет американского спроса. Америка просто предлагает замещать китайский импорт из этих стран, и все это дело отдать под контроль корпорациям.
Рядовые жители Америки также не ощутят изменений, хотя их убедили в том, что политика должна быть национально ориентированной — то есть обязательно решать проблемы обычного американца и отражаться на строительстве дорог, школ, реформе здравоохранения
«СП»: — Неужели в нем так мало экономики?
— Нет, конечно, экономические интересы там присутствуют, но они теснейшим образом связаны с геополитическими интересами США. Это только различные либеральные профессора любят твердить, что если не будет сильного государства, то международное право будет непременно соблюдаться и работать на бизнес. Такого не будет никогда.
Заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин замечает, что в экспертном сообществе есть две основные версии по поводу «завесы тайны» вокруг Транс-Тихоокеанского партнерства.
— Сразу оговорюсь, что они друг друга взаимоисключают, но тем не менее… Первая версия: подробности соглашения не разглашаются по той причине, что они могут вызвать крайнее недовольство европейских бизнесменов, которые будут поставлены в ситуацию, когда им придется сотрудничать преимущественно только с США. Но, во-первых, американский рынок насыщен, во-вторых, в любом случае любой международный бизнес сегодня должен ориентироваться на Азиатско-Тихоокеанский регион как на ключевой драйвер роста во многих областях экономики.
Вторую версию можно охарактеризовать словами известного мультипликационного персонажа: «Никакого секретного ингредиента нет». Понимая, что в Европе соглашение вызовет крайне негативную реакцию и поставит под вопрос электоральные перспективы многих политиков, удерживающихся в фарватере интересов США (даже в противовес прагматичным соображениям), возможно, что никакого детального соглашения просто нет. И все спекуляции в отношении него сводятся лишь к тому, что речь идет о неких негласных угрозах Китаю и России для того, чтобы упоминая из год в год это соглашение получать какие-то преференции — отраслевые, по отдельным проектам
Фото: Zuma\TASS