Бои под Донецком 3 июня и усилившиеся обстрелы городов Донбасса взбудоражили, уже ослабевший было, интерес европейцев и Запада в целом к событиям на Украине. В Совете Безопасности ООН заявили о том, что в пятницу 5 июня будет проведено внеочередное заседание по этой теме. Встреча созывается по инициативе Литвы, сообщили РИА Новости в постпредстве Литвы при ООН. Уже из этого следует, что стоит ждать России от этого заседания. Особенно учитывая заявление Госдепа США, сделанное 3 июня. «Вашингтонский обком» традиционно обвинил Москву в том, что именно она подтолкнула ополченцев к очередному обострению военного конфликта. Правда, внятных доказательств и объяснений традиционно приведено не было.
Между тем, только по официальным данным ДНР, в республике за последние сутки погибло 20 человек, пятеро из которых — мирные жители.
Из сообщений ополченцев можно сделать вывод, что число погибших ополченцев на порядок больше. Правда, украинские силовики, согласно информации, размещённой в группе «Сводки от ополчения Новороссии» вКонтакте, несут ещё большие потери. Так только в боях за Марьинку, как сообщает Глеб Корнилов, погибло двести украинских военных (в основном из батальона «Киев») при сорока погибших ополченцах.
По поводу усилившихся обстрелов полпред ДНР Денис Пушилин заявил, что республика привержена минским соглашениям, но терпеть обстрелы со стороны силовиков не будет, и намерена защищать свою территорию.
Тем временем, сообщения об обстрелах ДНР продолжают поступать. По информации ополченцев и местных жителей очередному артиллерийскому удару 4 июня подверглась многострадальная Горловка.
Налицо все признаки, что Донбасс стоит перед новым витком крупномасштабных боевых действий.
— Пока я не стал бы однозначно говорить, что Минские соглашения окончательно сорваны, — говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Хотя вчерашние обстрелы ДНР и бои за Марьинку основательно подорвали их. Сейчас многое зависит от того, сумеют ли участники «Минска-2» оказать влияние на противоборствующие стороны. В первую очередь я говорю о киевских властях. Именно Киев в последнее время всем своим видом демонстрирует, что он не намерен исполнять практически ничего из Минских договорённостей. За исключением частичного отвода тяжёлых вооружений, которые теперь снова возвращаются на фронт.
Перемирие сложно соблюдать ещё и потому, что не создано демилитаризованной зоны. То есть противники видят друг друга в оптические прицелы, что рано или поздно приводит к тому, что у кого-то появляется желание выпустить снаряд, после чего начинаются артиллерийские дуэли. Отдельные столкновения и перестрелки практически не прекращались с самого подписания «Минска-2». Но сейчас под Донецком произошёл серьёзный бой, что говорит о тенденции сползания «перемирия» к масштабным боевым действиям. Нечто подобное было зимой перед началом боёв за Дебальцево.
Однако, повторяю, говорить о том, что мы имеем дело с началом нового витка войны, я пока бы не стал.
«СП»: — Если говорить объективно, многих ополченцев тоже не устраивает половинчатый «минский мир». Вчера можно было в интернете читать высказывании в духе: лучше добрая война, чем худой мир, при котором продолжают гибнуть люди. Какие выводы, в том числе о боеготовности сторон можно сделать из вчерашнего боя за Марьинку?
— Да, конечно, без конца терпеть обстрелы жилых кварталов ополченцы не могут. Поэтому и предпринимаются попытки отбить населённые пункты, из которых обстреливают Донецк, Горловку и другие города. Что касается боя за Марьинку, по нему одному судить сложно. Там всё-таки не до конца понятная история. Получается, что украинские военные довольно легко отдали село ополченцам. Но как только они зашли в неё, их накрыли сильным артогнём. Получается, что ополченцев просто спровоцировали, хотя полнотой информации мы не обладаем.
«СП»: — Сотрудники ОБСЕ по итогам произошедшего сделали доклад. Если исходить из процитированных в СМИ отрывков, они всё-таки главным образом обвиняют ополченцев, хоть и признают, что «в ответ» украинские силовики тоже стали стягивать к линии фронта тяжёлую технику. То есть позиция ОБСЕ остаётся предвзятой к ЛНР и ДНР?
— Тенденция меняется. Если раньше, ополченцев, а заодно и Россию почти всегда обвиняли в обстрелах, в эскалации напряжения, то теперь пытаются соблюсти видимость объективности. Поэтому и обвинения ополченцев в данном докладе не носят однозначный и громогласный характер. Сегодня уже нет «светлых» украинских солдат и «тёмных» ополченцев. Приходит понимание, что есть две воюющие стороны, к которым надо подходить с одними оценочными критериями.
«СП»: — Заинтересован ли Киев на самом деле в том, чтобы провоцировать ополченцев на дальнейшую эскалацию военных действий.
— Я могу согласиться с теми ополченцами, которые считают, что усиление обстрелов ДНР связано с тем, что у Киева нет денег расплачиваться за долги. В такой ситуации очень удобно свалить всё на войну. Есть ещё и такой момент: украинцы, например, в лице экс-президента Виктора Ющенко запереживали, что украинская тема уходит с первых полос европейских газет. А значит всё сложнее просить помощи для борьбы с «российской агрессией». И вот такие ситуации, как в Марьинке, снова выводят новости из Украины в топ. Я бы назвал последнюю вспышку военных действий этакой политической разведкой боем — посмотреть, как среагирует мировое сообщество. Кинется ли Запад помогать Украине как прежде? Что ж, своя логика в подобном поведении есть.
— Я уже предупреждал, что ситуация ни войны ни мира в Донбассе, рано или поздно, закончится войной, — говорит эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев. — Как ни печально, этот прогноз сбывается. Бои 3, 4 июня — явное подтверждение тому, что до настоящего мира в Донбассе далеко.
Понятно, что «режима тишины» после «Минска-2» так и не наступило. Украина продолжала готовиться к войне. А июнь, как мы знаем из истории очень удобный месяц для начала активных боевых действий. Цель остаётся одна — военным путём измотать, а потом и победить Донбасс, отомстить за все «котлы» и так далее.
Ход боевых действий в последние дни показывает, что ополченцы были готовы к войне. Думаю, что напряжение будет только нарастать — пошли серьёзные потери с обеих сторон, значит будет возвращена вся тяжёлая техника на боевые позиции. Всё это будет продолжаться до очередного серьёзного поражения одной из сторон. Скорей всего, это будет украинская сторона, командование которой не отличается военными талантами.
Думаю, что постепенно армия Новороссии найдёт слабые места в позициях украинской армии для нанесения контрударов.